Многие всерьез считают его константинопольской святыней, перенесенной в Россию чудесным образом за 30 лет до падения христианского царства Византии. По крайней мере, даже историки соглашаются с тем, что стиль изображения и надписи свидетельствуют о том, что Крест не мог быть сотворен в России.
Святыня является резным изображением Спасителя на Кресте в человеческий рост. Сверху есть греческие надписи — «ставру икон», что означает «образ Креста». Сам Крест — деревянный, вырезан из липы. «Крест-Распятие отличают чистота отделки, естественность изображения и высота мысли, что не свойственно для произведений скульптуры», — писали о святыне Ярославские губернские ведомости в 1848 году. Примечательно, что, по мнению врачей, именно это изображение Иисуса — наиболее анатомически правильное.
Недалеко от этого места была построена Церковь Святителя Николая, образ которого явился вместе с самим Крестом. С того момента начались многочисленные истории помощи и исцелений, происходящих в этом месте. Исполняется пророческое сказание о явлении Креста: «Пройде слава про чудеса Животворящего Креста и чудная чудеса чудотворца Николы во многие страны».
Священнослужители начали подробно записывать истории, связанные с исцелениями от Креста Господня. Первая такая книга сгорела при пожаре, однако запись продолжилась в других книгах, появившихся позже, и ведется до сих пор. Благодаря многовековой летописи, мы узнаем о случаях исцеления от беснования рядом со святыней, исцеления от эпилептических припадков, болезней опорно-двигательного аппарата, сердца, суставов, органов зрения, кожи, описаны также случаи избавления от депрессии, астмы, бесплодия и даже исцеления от онкологических заболеваний и ДЦП.
Начало тридцатых годов нашего века принесло этому месту серьезные испытания. Богоборцы пытались уничтожить Крест различными способами, однако все их попытки были обречены на неудачу. Крест пытались сжечь — он не горел, его пытались распилить, но зубцы пилы натыкались на что-то твердое и ломались, топор не смог разрубить его. В связи с попытками уничтожить Крест вспоминают несколько историй, связанных с теми, кто рьяно пытался это сделать.
Так, житель окрестной деревни, который таки умудрился отрубить мизинец Спасителя, через несколько дней поплатился за это — поранил себе стопу ноги (причем тоже мизинец) и вскоре умер от гангрены.
Учитель соседней школы решил передать Крест музею как выдающееся произведение искусства. Он договорился с властями, организовал перевозку и был очень доволен плодами своих трудов. На обратном пути он решил похвастаться перед женщиной, почитавшей Крест, но она его не поддержала, а, наоборот, прокляла. Мужчину парализовало в тот же вечер, и через год он умер.
Сегодня храм Иоанна Златоуста, теперешнее пристанище Животворящего Креста Господня, является подворьем Переславского Никольского монастыря. Сестры с гостеприимством принимают паломников, сохраняют порядок и чистоту в храме, обустраивают хозяйство. Сестры утверждают, что могут принять паломника даже ночью, если он специально приедет поклониться святыне. Оказывается, и такие случаи бывают — человек может приехать из Москвы, это более 4-х часов езды, не считая пробок, чтобы на какие-то десять-пятнадцать минут приложиться к Кресту и поехать на работу.
Величайшие святыни всегда вызывали различное отношение к себе — от поклонения и почитания до сильного пренебрежения и желания уничтожить их. В любом случае, каждый, соприкасающийся с ними, ощущает что-то таинственное, могущественное, выходящее за рамки нашего сегодняшнего понимания.
Так и не понял "Как появился Животворящий Крест в селе Годеново?"
Автор, можно вразумительнее о том, как появился этот "Животворящий Крест".
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Очень похожая история в 90-ых годах случилась в небольшом городке нашего графства. Городок ничем не примечательный кроме очень хорошей марины, принадлежащей мунипалитету, и замечательным португальским рестораном. Живут в этом городке в основном католики – португальцы, поляки и пуэрториканцы. Мой младший сын, тогда еще школьник, дружил с одним, кажется, пуэрториканцем, у которого тётка жила в этом городке. Однажды этот паренёк прибежал к нам и с восторгом рассказал о чуде, случившемся у соседки его тети. Эта соседка мыла окна . Зазвонил телефон, она зацепилась языком с звонившей подружкой, а когда вернулась к окну, мылоные разводы на стекле высохли и образовали образ Девы Марии. Женщина закричала, сбежались соседи. Вскоре весь город собрался у этого дома. Все неистово крестились и распевали псалмы. Вскоре весть о чуде распространилась по окрестностям. Весь город наполнился молящимися католиками. Рассказывают, что чудесное окно с образом Богородицы творило чудеса: немая женщина заговорила на каком-то древнем языке, у челолвека с парализованной рукой, рука начала двигаться. Но самое большое чудо произошло с мужем женщины, мывшей окно, - будучи запойным пьяницей он чудесным образом вышел из запоя и вообще бросил пить. Говорят даже, что он «себе на шею четки вместа шарфа повязал». Не всм нравилось всё происходящее. Так хозяин ближайшего ликёрного магазина был очень недоволен тем, что потерял хорошего клиента.
Я, к сожалению, не следил за развитием событий и не знаю, чем всё это кончилось, то ли пошел дождь и смыл разводы мыла, то ли хозяйка решила домыть окно, но быстрей всего Богородица перенеслась в другое место, где она сеова стала творить чудеса.
0 Ответить
Полазил по интернету и нашел статью об этом чуде в окне. Случилось это не в 90-ых годах, а в сентябре 2000. Статья в ‘Daily News’ – “A VISION OF THE VIRGIN Believers see Mary in N.J. Window”.
0 Ответить
Владимир Радченко, таких чудес - пруд пруди. При желании священные изображения можно видеть в чем угодно - в трещинах коры дерева, или скальных обрывов, следах от потеков жидкостей. Не говоря уж о кофейной гуще))
0 Ответить
Люба Мельник,
Когдда я буквально слово в слово сказал это этому пуэрто-риканскому парнишке, он не то чтобы обиделся, но сильно погрустнел. Я тут же пожалел, что я это сказал, но выбора у меня не было – рядом стоял мой младший сын и я не хотел, чтобы он хоть на йоту поверил в эту х...рень.
0 Ответить
))) Странным образом не все слова даны с прописных. Усердие по части прописных обычно отличает не совсем грамотных неофитов.
Притом что написание слов с прописных, в том числе - и относящихся до сферы церковной - четко регламентируется словарями и справочниками - см. хотя бы специальный раздел на Грамота.ру. Здесь и автор, и редакция оказались святее даже корректоров Журнала Московской патриархии.
Текст содержит а себе кучу легенд и сказок, обоснований фактических нет. Хотя вопрос изучен весьма основательно более сотни лет как.
2 Ответить
Люба Мельник, дорогая! Зачем нужны обоснования по вопросам веры? Давайте разграничивать математику и религию.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Константин Галла, я говорю не о вопросах веры, а о статье. Да и вы вроде как за информацию благодарите, а не за проповедь. А информации в статье весьма мало. Меньше, чем ее было в текстах авторов конца 19 - начала 20 в.
3 Ответить
Люба Мельник, так и нет никакой информации,нет ссылок на летописи, на другие источники, более или менее описывающие появление креста.Все на уровне рассказов бабушек у подъезда..появился крест, вроде с неба,увидели пастухи, историки вроде согласились с греческим происхождением, а дальше пошли страшилки: у кого то лапы заболели, а у кого то хвост отвалился.
0 Ответить
Люба Мельник, конечно меньше! Ведь "Школа Жизни" - это же не проект по религиоведению. В общих чертах, для ознакомления, этой информации будет достаточно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Галла, еще раз - речь не о религии, а о статье. И не о религиоведении, которое тут вообще ни одним боком)) Для ознакомления нужна именно информация, а не мутный пересказ народных сказок.
Статья как раз и представляет собой не вполне усердное переложение таких сказок. Автор, злоупотребляя прописными и используя некорректные выражения, пытаясь соединить противоречивые версии (как это принято у интернет-писателей, не особо вдумывающихся в суть темы) - показывает себя неофитом, пытается говорить "по-церковному" - и все время попадает впросак.
Что за "многие считают"? которые это многие и от какого числа?
Пустословие и банальности "многим" - вам, Константин, может быть, симпатичны - но мне противны. Если человек пересказывает по абзацам реальное литературное произведение, "Сказание о явлении честного животворящего креста Господня" - так и надо писать, а не украшать текст бессмысленными и безосновательным утверждениями типа "многие считают". Как раз историки и искусствоведы не рассматривают всерьез явленную в этом беспомощном тексте версию чудесного происхождения креста. Крест является произведением русского искусства, основанным на западноевропейских традициях. Это признается историками, об этом говорят, на основе анализа, искусствоведы.
Единственная монография о кресте - статья Василия Пуцко Чудотворный Иисусов крест из Никольского погоста // Ставрографический сборник. Вып. II. М., 2002.
Я уж не говорю о том, что "для ознакомления" прежде всего следовало описать то, о чем собрался рассказывать, и дать приличную фотографию. С того же сайта годеново.ру - хотя бы такую, на которой крест представлен целиком. И не только в нынешнем весьма ободранном виде, есть ведь дореволюционная фотография.
1 Ответить
Люба Мельник, вчера, после прочтения статьи, сходила на сайт годеново.ру,затем на другие, почитала восторженные отклики паломников, посмотрела фото -действительно ободранный вид, крест закрыт в стеклянный ящик.Стало грустно, что историческая ценность находится в таком плачевном состоянии,отреставрировать бы надо и определить в музей, чтобы все желающие могли спокойно посмотреть.
0 Ответить
Наталья Дюжинская, он все время находился в действующей церкви, подарки паломников с креста в начале 20-х обобрали, конечно, как это было и во многих прочих храмах: Гохран постарался драгметаллы и камушки вычерпать, но сам крест остался. Как содержали - таким и сохранился. Ящик - чтоб не сам крест целовали, все ж древность))
Паломникам положено восхищаться - они переживают то, что настроены пережить. Чудеса все эти - если исцеления, так, конечно же, психосоматические болезни; рассказы о наказании святотатцев - обычны для рассказов о святынях. Общее место во всех культурах, будь это в Америках, Европах или Азиях с Африками. Здравомыслящий человек все это может рассматривать - лишь как источник об особенностях почитания, о практиках почитания.
0 Ответить
Интересная информация, спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить