Геббельс писал в своём дневнике 25 мая 1941 года: «Что касается России, то нам удалось организовать грандиозный поток ложных сообщений. Газетные „утки“ не дают загранице возможности разобраться, где правда, а где ложь. Это та атмосфера, которая нам нужна». 14 июня 1941 года Геббельс оставил в своём дневнике следующую запись: «Английское радио уже заявляет, что наш поход против России является блефом». 15 июня он записал: «Наша игра полностью удалась».
Разведчики СССР дезинформацию Англии и Германии принимали всерьёз и завалили Москву датами нападения Германии на СССР. Проходили дни, недели и даже месяцы от названных дат, а Германия на СССР не нападала. Данные нашей разведки вызывали всё большее недоверие.
И тогда 14 июня 1941 года советские газеты опубликовали заявление ТАСС, в котором опровергались слухи о «близости войны между СССР и Германией», — опровергалось предположение о территориальных и экономических претензиях, якобы предъявляемых Германией к Советскому Союзу, и утверждения о концентрации советских и германских войск на границе".
В сообщении ТАСС, в частности, говорилось, что, «по данным СССР, Германия так же неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерениях Германии порвать пакт и предпринять нападение на Советский Союз, лишены всякой почвы». Ещё до опубликования в печати
Сообщение ТАСС являлось продуманным и своевременным дипломатическим ходом советского правительства, было сделано с целью выяснения у самих немцев их намерений, и в случае нападения Германии на СССР она однозначно сама определяла себя как агрессора.
На сообщение ТАСС Германия могла объявить только два ответа — о своих мирных намерениях или об объявлении войны, или промолчать.
Молчание в данном случае равносильно заявлению о намерении в ближайшее время начать войну против Советского Союза. Противопоставить этому ходу Сталина Гитлер ничего не смог, и в Германии о советском сообщении даже не упомянули.
Советскому правительству во главе с
До сообщения ТАСС, 10 мая 1941 года, в Шотландии приземлился с парашютом Рудольф Гесс. Он являлся надёжным соратником А. Гитлера, с которым в тюрьме писал книгу «Майн кампф», а затем занял один из ведущих постов в гитлеровской Германии. Есть основания полагать, что между Гессом, представляющим гитлеровскую Германию, и Великобританией было заключено соглашение, основанное на взаимных уступках. В результате Германия могла начать войну с СССР не опасаясь за свои тылы.
Заявление ТАСС - один из многочисленных просчетов Сталина накануне войны. Самый главный просчет Сталина это то, что, поделив с Гитлером Польшу, он дал Гитлеру прекрасный плацдарм нападения на СССР, взяв на себя обязанности интенданта гитлеровской армии.
0 Ответить
Валерий Хачатуров, ...а вот главные силы подоспели с жерлами крупного калибра. "Вставай, страна огромная..."
1 Ответить
Сергей Дмитриев, только очень многих из тех, кто поверил в сообщение ТАСС утром 22 июня 1941 г. разбудила смерть.
В пламени войны сгорали эшелоны. Три миллиона пленных за первый год войны. Какая страна, кроме России, могла выдержать подобное?
0 Ответить
Валерий Хачатуров, как бы нашему теляти волка забодати? И такой армии приписывают планы нападения на Германию? Сообщение ТАСС выявило, кто есть ху. "разбудила смерть" - это как у Кафки. Успехи налицо.
1 Ответить
Сергей Дмитриев, вы способны слушать своего собеседника?
К чему ваши телята? Война с Финляндией показала слабость КА. К большой войне армия была не готова. В 1941 г. был принят план реорганизации КА, который должен быть завершен к лету 1942 г. Только Гитлер этого шанса Сталину не дал.
0 Ответить
Валерий Хачатуров, сочувствую Вашему непониманию уместности "моих телят". Обруганный "Пакт Молотова-Риббентропа" , "Заявление ТАСС" - всё это попытки избежать большой войны, увы,тщетные.
...Появились толпы ликующих аналитиков-специалистов ставить события с ног на голову.
1 Ответить
Сергей Дмитриев, аналитиков много, если учесть что Никонов является историком. Поэт Игорь Иртеньев как-то сказал: «Я не понимаю, Никонов он чей внук — Молотова или все-таки Риббентропа?»
0 Ответить
Валерий Хачатуров, это не ответ, а наполнитель, " для разговорца".
1 Ответить
Обе стороны готовились начать войну первыми. Весь вопрос был в сроках. Еще по непонятной причине рассматривался только сценарий начала войны с использованием формального повода, реального или провокации. Берия летал по приграничным округам с целью не допустить начала войны в результате провокации. Война должна была начаться строго по сценарию ставки верховного. И заявление ТАСС в первую очередь было сделано, чтоб скрыть планы СССР напасть на Германию.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Николай П, Уй,ты ?! Час от часу не легче. Лавры Суворова Вас заедают? "Всё пошло шиворот навыворот, набекрень: // что вы себе думете день, то ночь // что вы себе думаете ночь, то день."(А.Галич)
1 Ответить
Поздравляю ! Очень лаконичное и внятное изложение недавней истории. В такой сумятице, перед решённым противником делом трудно было разобраться даже прожжёным аналитикам.
То, что выступил Молотов, нет ничего предосудительного. Зачем сразу палить из главного калибра? В начале июля ситуация обозначилась и точки над И были расставлены.
1 Ответить
небоснованные заявления о том, что Сталин не верил в возможность нападения на нас Германии и не принимал мер к отражению агрессии, не стоят ломаного гроша
Насколько я знаю, Берия перед самым вторжением Германии облетал военные округа и жестко требовал от командующих не поддаваться на возможные провокации.
Про Сталина сомнительно, после вторжения он был в таком потрясении, что перед Советским народом выступал Молотов.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Сталин и не был потрясён. Он болел ангиной и физически не мог выступать по радио.
Оценка статьи: 5
1 Ответить