Люба Мельник Бывший модератор

Устрица - символ борделя? Как читать натюрморт

Что такое натюрморт, все мы знаем — «мертвая природа», жанр живописи, изображение неодушевлённых предметов. Рассматривая натюрморт, мы чаще осознаем лишь живописный эффект произведения. Для натюрморта это, конечно, важно. Но, будучи знакомы с историей искусства, мы должны помнить: именно в 18 в., когда живописцы стремились к повышенной декоративности натюрморта, этот жанр пришел в упадок.

«Золотым» же веком натюрморта был 17 в. Говоря о натюрморте, в первую очередь вспоминают о Нидерландах. В 17 в. в Нидерландах было множество мастеров, работавших в жанре натюрморта. Различные регионы Нидерландов специализировались на определенных видах натюрморта: Харлем — на «завтраках», Утрехт — на цветочных букетах, Гаага — на рыбных натюрмортах, Лейден, университетский город, — на «Vanitas», натюрмортах о бренности жизни, Антверпен — на больших декоративных полотнах, цветочных и фруктовых гирляндах.

«Секрет» чтения натюрмортов заключается в сложной системе символов и эмблем, использовавшихся художниками и зрителями. Эти символы и эмблемы были свойственны эпохе, это особый язык, опиравшийся на сформировавшееся эмблематическое мышление, — для посторонних, не включенных в определенную культуру, непонятный.

Символ многозначен, и все заключенные в нем значения обусловлены, как правило, реальными свойствами объекта-символа. Например, цветок розы мог символизировать весну и расцвет, наслаждение и бренную человеческую плоть; в ряду христианских символов мог означать Марию и Христа; покрытые шипами стебли напоминали о страстях Христовых и страданиях мучеников, особенно в сочетании с красными венчиками цветов, ассоциировавшихся с пролитой кровью. В светской символике шипы роз — знак греха и боли после краткого наслаждения, но эти же цветы могли символизировать добродетель. Розы, осыпающие лепестки, — символ краткости жизни и мимолетности земных удовольствий.

Именно такая многозначность символа нередко является камнем преткновения для сегодняшних интерпретаторов старинных изображений. В сюжетных композициях символика деталей может быть однозначна — и тогда прочитывается без особых затруднений. Но в старинных цветочных натюрмортах букеты часто представляют собой особым образом организованную систему, где каждому растению отведено определенное место.

Следует ли видеть в изображенных среди других цветов розах намек на бренность плоти или напоминание о процветшей добродетели, а может, знак страданий или традиционный символ Богоматери? Либо проще ограничиться внешней стороной вещей — любоваться мастерством живописца, яркостью красок, особенностями передачи фактуры? Натюрморт 17 в., лишенный сюжетных «подсказок», превратился в одно из самых загадочных явлений в искусстве эпохи. Система символов, сложившаяся в средневековье, позволяет прочесть так называемый скрытый смысл, заключенный в отдельных предметах, но не дает проникнуть в смысл натюрморта как целостного явления.

Именно особенности эмблематического мышления 16−17 вв. определяют своеобразие смыслового подтекста старинных натюрмортов. Поэтому правила, по которым создавался эмблематический натюрморт, могут быть открыты с помощью законов эмблематики.

Эмблема — своеобразный жанр, рожденный синтезом изобразительного искусства и литературы. Эмблема — некий образец, располагающий к созданию всевозможных вариантов, расцвечивающих первообраз новыми оттенками смысла. В свою очередь это обеспечивало и свободное, творческое восприятие образца, переосмысление и переработку его на разных смысловых уровнях, с разной кодовой установкой, и широкое заимствование образцов как основы для создания вариантов. Задачей художника становилось умение найти схему, в которой органично сочетались бы искусно составленная композиция и смысловое содержание.

«Чтение» натюрморта было чем-то вроде интеллектуальной игры. Какой-либо предмет или явление могли переосмысливаться в разных аспектах, с различной кодовой установкой. Объекты, представленные в натюрморте, можно было воспринимать в различных аспектах — в ключе любовной символики, в морально-дидактическом плане, в качестве религиозной аллегории (таким образом «смыслы» восходят от «низшего» к «высшему», при этом мысль отталкивается от конкретного предмета).

Например, ряд натюрмортов с изображением устриц нередко рассматривается в аспекте эротической символики, что подтверждается сравнением с натюрмортными деталями в жанровых сценах — угощение устрицами или пустые раковины, разбросанные по полу в публичном доме. В жанровой сцене значение предмета обусловлено сюжетом — натюрмортные детали лишь вторят ему, внося в содержание дополнительные оттенки смысла. В натюрморте предмет, как правило, не подчинен строго заданному содержанию, он первичен и заключает в себе, в своих качествах, множество значений.

Интересующимся предлагаю познакомиться с «толкованием» нескольких классических натюрмортов.

«Накрытый стол», О. Берт Старший. Устрицы, артишоки в корзинке, бокал с вином, кувшин, булочка, солонка и оливки на тарелке. Интерпретация в ключе эротической символики представит большую часть этих предметов как знаки кратких и сомнительных плотских удовольствий, однако в 17 в. было известно еще одно значение устриц: вскрытая раковина означала душу, готовую покинуть земную оболочку. Раковины, как и рыбы, традиционно символизировали крещение. По традициям кальвинистской морали следующей ступенью становилось осмысление предметов по их отношению к недолговечному земному бытию. Раковины в этом случае — символы бренности плоти. Краткости жизни противопоставлялось бессмертие души — на третьем, «высшем» уровне осмысления объекта знаки бренности преобразовывались в знаки спасения; предметы, взятые из окружающего мира, напоминали о высшем смысле, как мерцание перламутра могло напоминать о воде крещения, а луч света, преломленный в бокале с вином, — о таинстве причастия.

«Натюрморт с устрицами и ремером», Я. ван де Велде. Слева и в центре — сочащиеся соком устрицы и яркий разрезанный лимон с мухой на кожуре, справа — мерцающий ремер с вином, апельсин и кусок булки. Изображение мухи — символа смерти, зла и греха — подчеркивает отрицательное значение устриц и лимона как символов бренности и низменных удовольствий. Вино, хлеб — знаки спасения.

«Завтрак», неизвестный голландский мастер 17 в. Бокал вина, булочка, три устричные раковины и нож. По аналогии с рядом жанровым сцен эти предметы можно рассматривать как часть трапезы в увеселительном заведении, однако общее впечатление от картины неизбежно приводит к напоминанию о двух таинствах, признаваемых протестантами — крещении и причастия.

«Персики на тарелке», Я. Ван Эс.
Как и устрицы, персики могли изображаться на столе в борделе. Подобной трапезе соответствует изображение вина в высоком стеклянном бокале, а также разбитого грецкого ореха и крошек хлеба — они входили в ряд символов бренности. Но в христианской символике персики означают плод грехопадения, в руке Христа преобразующийся в плод спасения, хлеб и вино напоминают о евхаристии, грецкие орехи — о распятии.

«Натюрморт с омаром», Я. Д. де Хем (см. фото, взято с stilleben.narod.ru, где можно посмотреть и другие натюрморты XVII в.). Крупный омар, курительные принадлежности, драгоценная подставка для одного из бокалов, лимоны, устрицы могут символизировать краткие земные удовольствия: рак и омар нередко означали превратность мира, лимон — неверность, в том числе в дружбе и любви, глиняная трубка и табачный дым символизировали бренность плоти. Символично расположение предметов в пространстве: предметы с отрицательным значением — омар, лимоны, трубка, устрицы — приближены к зрителю, иначе говоря — к внешнему, земному миру, тогда как хлеб и бокал с вином, как знаки возможного спасения, отодвинуты вглубь. Натюрморт содержит три традиционных смысловых уровня, но предлагается еще и четвертый: объекты означают четыре стихии, плоды могут символизировать землю, омар и устрицы — воду, курительные принадлежности — огонь, табачный дым — воздух.

Очевидно, предмет в натюрморте обладает множеством значений, словно расслаиваясь на несколько образов. Зрителю предлагается такая игра — отталкиваясь от реальных качеств объекта, выйти на путь сложных ассоциаций. Смысл, одухотворяющий предмет, при всей многоплановости не затмевает конкретной, взятой из окружающего мира вещи: отвлеченные образы неизбежно материализуются в природных свойствах этой вещи — фактуре, объеме, запахе, цвете. Возможно, изложенные здесь сведения и «чтение» картин помогут читателям более полно воспринимать старинные натюрморты.

Текст — краткое переложение некоторых глав книги: Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997.

Обновлено 10.02.2015
Статья размещена на сайте 29.07.2007

Комментарии (42):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Анастасия Пряничникова Читатель 9 ноября 2016 в 16:37 отредактирован 23 мая 2018 в 19:16

    спасибо огромное было безумно полезно. сейчас работаю над рефератом по этой теме

  • Подумала: как же это я пропустила статью? И вспомнила, что была в отъезде Так что пятерочка моя запоздала... но все же пусть будет. А как Вам такой натюрморт?

    Оценка статьи: 5

  • Да, искусство того времени предельно символично. Не зная смысла этих символов, многие скучают, Встречаясь с этими произведениями живописи. А зря.

  • здорово, отличная статья!

  • Очень интересная статья, спасибо. Буду теперь полнее воспринимать натюрморты.

    P.S. Ну, устрицы - ладно, а персик-то какой развратный фрукт, оказывается!

    Оценка статьи: 5

    • Ой, и не говорите! А бабочки-то, а жуки и гусеницы! А кошки! Начитаешься вот так - и по-людски уж ни на что смотреть не возможно. Всюду символы и знаки лезут...

      Оценка статьи: 5

  • Отличная статья! Никогда не любил натюрморті, а теперь могу взглянуть на них другими глазами.

  • Какая интересная статья! И сразу захотелось перечитать "Фламандскую доску" Артуро Переса-Реверте..

  • А я воспринимаю живопись в целом, не раскладывая ее на составляющие.

    • Когда я, убого, по-любительски, берусь писать акварельку-натюрморт - я эту натуру тоже воспринимаю в целом. Мне тогда становится интересна в натуре именно живопись - взаимоотношения объемов, цвета. И зрителю, конечно, это тоже интересно - как художник передает это на полотне. И воздействие тут чувственное, аналитический ум молчит.
      Но для современников это было не так. Заказчик давал художнику программу, художник исполнял. И от этой идеологичности не уйти - конечно, если иметь в виду не только получение чувственной радости от картины, но еще и некий познавательный момент.
      Не знаю... Мне вообще интересны люди - и те, в частности, которые жили триста лет назад, и оставили по себе память в этих полотнах.

      Оценка статьи: 5

  • Очень интересная статья. Ранее интересовалась цветовой символикой. (Кстати, по теме. Алый цвет - цвет грехопадения). Оказывается, изображение молюсков тоже неспроста.

    Оценка статьи: 5

  • Познавательно!
    А ведь на первый взгляд - ничего проще..... Обычные предметы обычного обыденного мира.... Но стоит углубиться, и открываются новые грани.....

    • Если подумать - мы не особо понимаем и своих родителей, и своих детей. У каждого поколения - свой язык, если так вообще смотреть.
      Мы не понимаем изрядную долю произведений живописи, литературы - поскольку не знаем языка, на котором они пытаются говорить с нами. Поскольку Библия - основа всей цивилизации - на десятилетия вышла из обихода, мы не можем даже понять даже отцов-основателей страны Советов, мастеров-ораторов - ведь они, к отличие от нас, книгу книг изучали.
      Впрочем, все - дело наживное, главное - хотеть узнать

      Оценка статьи: 5

  • Ну, вот, рада я

    Оценка статьи: 5

    • Искала жанровые картинки с кошками, тоже у голландцев, кошачьи смыслы занимательные - не нашла Даже в бумажных книжках!

      Оценка статьи: 5

  • Люба! просто браво! Такой бальзам на мою душу собирателя картин...
    Могу только добавить что Голландская протестанская церковь запрещала использование религиозных мотивов в искусстве, вот и рисовали шипы на розах как символ распиятия христа.
    А египтяне тоже рисовали и клали с умершими, верили что пригодится
    Я вот еще какой натюрморт нашла - ну уж очпень символический! Полное отражение действительности своего времени.

    Оценка статьи: 5


    • Иконоборцы - вообще дело особое...
      А еще обманки бывают... Бывали.

      Оценка статьи: 5

      • болезненно выглядит для меня бр-р-р-р.

        Лучше уж устрицы с мухами

        Люб, откуда такой интерес в натюрмортам. Тем более к голландским? Такая прелесть - второй раз перечитываю!

        Оценка статьи: 5

        • Это жанр такой, порядочной даме должен нравиться. Все нарисовано, а кажется "живым". Автора - не помню. Ты его приблизь и рассматривай. Там Ленина нет, тоже 17 век

          Оценка статьи: 5

          • это в Голландии так луковицы тюльпанов и другие растения продавали! Аналог современного каталога.
            Нарисуют, притащат к покупателю, а он и закажет по каталогу. Поэтому они и пихали в картину все подряд - и впесенние цветы., и летние, и поздние осенние.

            Такая реклама!

            Оценка статьи: 5

        • А что? Могу опять эволюцией заинтересоваться. Или Гришей Перельманом...

          Оценка статьи: 5

          • можно ими тоже! Но про картины ХАРАШО! Я только Босха не люблю - простите Борис. ТАк же как и музыку Шнитке - ну наплевать мне что они модные- Они ДЕПРЕССИВНЫЕ! Мне с ними тяжело... Не катят и все!

            А угадайте зачем вот такие рисовали?

            Оценка статьи: 5

            • Босх - большой хохмач, между прочим.
              А картинка - так все то же самое. Плод - это тот, грехопадение от которого... Растение, которые валяются - увядают, жизнь земная преходящая... Пышные цветы - "кроме цвета - ничто". Конкретно тюльпаны - "усну, когда скроется солнце"...Пион, возможно - "краткое наслаждение"... Мелкие травки - о христианском смирении говорят... Насекомые - см. выше...
              Возможно, цветы - разных сезонов, тогда это еще говорит о временах года, вообще о времени, о его быстротечности...
              В общем, помни о смерти, готовься к спасению, что они еще могли выдумать?!
              Симметричный букет, не S-образный...

              Оценка статьи: 5

  • кстати, картинка оттуда же

    Оценка статьи: 5

  • Почему нельзя опубликовать эту статью? Она такая цельная, насыщенная малоизвестной информацией и интересная к тому ж. Да еще - вольный пересказ. Люба, почему?

    Оценка статьи: 5

  • Люба, получил не только удовольствие, но и толику знаний. Символика в живописи давно меня интересовала - и оставалась недоступной только потому, что "ничто не обнимет необъятное".

    Впервые я получил некоторое толкование символов при разглядывании картин Иеронима Босха от своего хорошего знакомого - большого эрудита. Потом меня судьба свела с художником, выпускником Суриковской академии - но, увы, дальше обещаний посвятить меня в символику живописи ему не удалось (явных причин к этому не было, а так, стечение обстоятельств).

    Так что - от меня большое спасибо!

    Оценка статьи: 5

    • По идее, художникам это особо и знать не надо. Это история искусств, а люди творческие должны проходить мимо лишних знаний. Спасибо К.Ю. Старохамской - из-за нее, ее "флирта цветов", я взялась перечитывать книжку Юлии Звездиной. Там же, в комментах, малость повыражалась насчет символики цветочных букетов...

      Оценка статьи: 5