Борис Рохленко Грандмастер

​ Ян Брейгель и Рубенс, «Слух». Как они это видели?

Ян Брейгель Старший «Бархатный» в содружестве с Питером Паулем Рубенсом написал пять «энциклопедических» картин — «Органы чувств». Это «Слух», «Зрение», «Обоняние», «Осязание», «Вкус».

Ян Брейгель Старший, Слух, 1617, 64×110 см, Прадо, Мадрид, Испания

Картины относительно невелики: 64×110 см, то есть они не создавались для украшения дома богатого заказчика (хотя не исключено, что заказ от кого-то всё-таки был). Можно предположить, что эти очень насыщенные предметами картины должны были помочь родителям (имеются в виду сами художники) в образовании собственных детей.

Стоит ли описывать картины? Безусловно! Это — срез истории, это художественное свидетельство прошлого предметов, с которыми мы знакомы, это изображение тех вещей, которые вышли из обихода.

Поэтому читатель будет сегодня пяти-шестилетним ребёнком, которого вводят в «мир чувственных вещей» (по выражению Яна Амоса Коменского).

В центре картины «Слух» — женщина со струнным щипковым инструментом (скорее всего, это лира), судя по её открытому рту — она поёт. Рядом с ней ребёнок, он держит в руках ноты и подпевает. Что это за пара? В сопроводительном тексте музея Прадо говорится, что это Венера и Купидон.

Слева стоит олень, внимающий льющейся мелодии (слух — его главный орган чувств, позволяющий издалека услышать опасность; его уши постоянно в движении).

За спиной Венеры сидит попугай и ещё какая-то птичка. Абсолютно точно, что вслед за певцами запоёт и попугай!

На полу лежит источник громоподобных звуков — пистолет. Ещё один подобный источник — ружьё — опирается на стул.

Под стулом — кот, он весьма насторожен: музыка ему не по душе.

Слева от поющей пары — покрытый скатертью стол со звучащими предметами. Здесь часы с боем, рог, свисток, манок, колокольчик, музыкальная шкатулка, глобус (видимо, тоже с музыкой). Рядом со столом — арфа. Внизу на полу — ещё один колокольчик (первый — для вызова слуг, второй — от входной двери). Ещё колокольчики: шарообразные — элемент костюма шута, продолговатый — ботало (вешается на шею корове, чтобы было слышно, где она находится). Ещё труба, побольше, охотничий рог, ещё манок.

На заднем плане — галерея часов с боем (вероятно, и с музыкой). Над часами — большое полотно с играющим на лире Орфеем. Орфей получил золотую лиру из рук Аполлона, вместе с лирой — способность приручать животных (звери сидят вокруг него и слушают музыку).

Слева от Венеры и Купидона — стол с разложенными нотами. Стол — особенной конструкции: по кругу расположены семь выдвижных пюпитров. В развороте лежащей на ближнем к зрителю книги можно прочесть имя композитора: это Петер Филипс Английский (1560−1628), уроженец Англии, католический священник, органист, виртуозный исполнитель. Из Англии он уехал во Фландрию, видимо, поэтому он был хорошо знаком авторам картины. На титульном листе — посвящение эрцгерцогу Альберту и инфанте Изабелле (тогдашние правители Нидерландов).

Вероятно, это место дирижёра. По правую руку — колокольчик, которым дирижёр «настраивал» свой оркестр. На столе — часы (может быть, с метрономом). Циферблат обращён к дирижёру — удобнее следить за временем репетиции. Трёхногие стулья, на каждом стуле — пухленькая бархатная подушка.

Слева, справа — струнные смычковые инструменты: контрабас, виолончель, альт, скрипка (все названия — сегодняшние, современные). От современных инструментов они отличаются количеством струн: шесть струн у контрабаса и виолончели, может быть, и у других не четыре струны, а больше.

На жердочке сидит пара попугаев. Наверное, их обучали пению — для забавы, вместе с септетом (семь музыкантов в ансамбле — септет).

У левого края полотна виден открытый клавесин, под ним — барабан, на полу — труба, очень напоминающая современный тромбон. На полу лежат духовые инструменты: рожок, флейта, между виолончелью и скрипкой — сиринга (вид флейты). Почему на полу лежат ноты — непонятно, возможно, дирижёр вспылил из-за неточной игры музыкантов… Ноты выписаны так чётко, что можно сыграть мелодию — и познакомиться с музыкой того времени.

Слева в дальнем углу — репетиция: три певицы (две сидят, одна стоит), контрабасист, два флейтиста, лютнист. И здесь же, около стола, любопытное дитя. Это очень похоже на урок: стоит учительница, сидят ученицы, а любопытное дитя — их брат.

Справа на стене — триптих «Благовещение»: ангел явился к Марии и сообщил ей, что она родит бога-сына. Повыше, под потолком — музы музицируют. В левом нижнем углу видно некоторое подобие труб — возможно, это орган.

Пейзаж за окном как бы не связан со слухом, но слева в окне видны трубы: что они возвещали и кому — неизвестно. И летящие птицы — они тоже что-то кому-то сообщают…


Обновлено 13.07.2016
Статья размещена на сайте 1.06.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: