Сегодня — о Нидерландах семнадцатого века. Тогда, четыреста лет назад, на многочисленных каналах ходили конные баржи, было удобно и путешественникам, и купцам.
Давид Бэк (1594−1634), житель Гааги, в течение 1624 года вел подробный дневник. Например, в январе 1624 года Бэк прогулялся по своему длинному маршруту через Гаагу, провел уроки в школе, написал стихотворение, после этого сел на баржу на канале: «в полдень (с Брекерфельтом) мы были в Дельфте, куда прибыли в 1.30».
28 марта Бэк прогулялся в Дельфт за полтора часа, потом вернулся в Гаагу на барже за то же время. 4 апреля вечером он отправился «на крестьянской телеге в Дельфт навестить брата и сестру»; на следующее утро «в 7 часов он сел на баржу до Гааги и прибыл домой в 8.00» (Вальтер Лидтке, каталог выставки «Вермеер и Дельфтская школа»).
Первое, что заставляет слегка удивиться — существование регулярного транспорта. Это были и баржи, и конные экипажи. Было расписание, были станции, пристани. Надо полагать, что извозчики (как сухопутные, так и водные) покупали разрешение на извоз и обязывались соблюдать установленное расписание движения.
На пассажирских судах — кочах — плата за проезд зависела от длины пути. Каждый час от рассвета до заката на каждой линии отправлялось в среднем одно судно. Коча — длинное палубное судно с общим помещением и каютой, вмещала до полусотни пассажиров. Можно было читать, писать, есть, пить и спать. В кочах ездили торговцы и чиновники, крестьяне и моряки… При желании можно было и завязать знакомство.
На центральных площадях появились своего рода «стоянки такси» с кормушками и поилками для лошадей: клиенты вызывали очередной экипаж колокольчиком — и возница запрягал коляску.
Второе: само расписание требовало знания времени. Башенные часы известны с тринадцатого века, они отбивали часы, полчаса и четверть часа. Часы устанавливали на ратушах, звон был слышен очень хорошо. Кроме того, в семнадцатом веке карманные часы уже не были редкостью, хотя и оставались предметом роскоши. Видимо, Давид Бэк был обладателем таких часов, что и сделало возможным появление хронометрических записей в его дневнике (на карманных часах того времени не было минутной стрелки).
Третье — наличие станций. Их надо было строить, поддерживать в рабочем состоянии (то же касается и дорог, и каналов), все это было заботой городского самоуправления.
И производная от этих компонентов — средства передвижения использовались и как средства развлечения. История сохранила для нас описание увеселительной прогулки художника Виллема Шеллинкса. 14 июля 1661 года он выехал из Амстердама в Харлем, там навестил родственников, а затем сел на прогулочную яхту, украшенную флагами на носу и на корме.
На яхте был хороший запас продуктов и выпивки. Конная тяга привела яхту в деревенский домик в Зотервуде, где компания остановилась для того, чтобы подкрепиться. Затем все вернулись на яхту и прибыли в Гаагу в десять часов вечера. На следующий день на той же яхте он прибыл в Дельфт (видимо, из конспиративных соображений Виллем ничего не сообщил ни о своих компаньонах, ни о развлечениях в деревенском домике).
Вот что пишет в своем объемистом труде «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта» Поль Зюмтор:
«В 1689 году один амстердамский книгоиздатель выпустил «Путеводитель», содержащий сведения о средствах передвижения по всей территории Республики Соединенных провинций — карту водных и наземных дорог; расписания движения; перечень ярмарок, рынков, постоялых дворов и церквей; обменные курсы валют и единицы измерений; тексты молитв на любой случай жизни; псалмы, которые следовало петь утром и вечером на постоялом дворе.
Кроме того, он призывал к соблюдению правил гигиены и морали: «Опасайтесь подхватить плеврит в сыром трюме кочи; избегайте близости с проституткой; не пейте ни вина, ни пива, ибо необходимость отлить создаст дополнительные неудобства…»
Надо полагать, что посещение родных и друзей в Нидерландах даже в семнадцатом веке не вызывало трудностей…
Что еще почитать по теме?
Общественный транспорт Голландии: как туристам перемещаться по стране, экономя время и деньги?
Совесть — лучший контролер? Как идеалы коммунизма не прижились в советском народе (на примере общественного транспорта)
Безопасность в городе. Как уцелеть в наземном транспорте?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...