Их земли, владения, дворцы, замки и даже крепости располагались по всей огромной территории нынешних Беларуси, Украины, Литвы. Магнатский род богател, его представители занимали все более крупные посты в ВКЛ, а затем Речи Посполитой.
И после разгрома Речи Посполитой и ее разделов Сапеги еще долго оставались влиятельными людьми по разные стороны границ. Сапеги добились княжеского титула, причем с разных сторон, в том числе и в Российской империи (княжеское достоинство, когда-то пожалованное иностранными монархами, всегда автоматически признавалось и на Руси).
Один из Сапег был даже генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Еще один женился на племяннице императрицы Екатерины I Софье Скавронской. Но в целом службой именно в Российской империи они не слишком отличились. Зато в Литве и Беларуси имя Сапег знаменито издавна.
Деятельность человека, о котором пойдет речь, приходится как раз на возникновение единого государства — Речи Посполитой. Это было довольно интересное государственное образование, где Польша и Литва жили по своим законам, говорили на разных языках, и даже письменность была разная. Государственным языком ВКЛ всегда был старобелорусский (он же западнорусский, он же русинский) и письменность была кириллической. Вся канцелярия — от князей до судов — велась на этом языке. Процесс полонизации начался позже.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление… Понятия «Литва» и «литовец» имеют сразу несколько смыслов и значений. Это и этнические, и географические, и исторические, и политические термины. Чтобы избежать непонимания, я приведу прямую цитату из литовского автора. Он пишет о том, что еще в 15 веке дороги Руси и Литвы стали расходиться.
Тогда же, как пишут историки, разделился и русский язык. Уже через какое-то время в разговоре литовского русского-русина-белоруса и русского из Московской Руси мог иногда потребоваться переводчик. Когда-то соседи, друзья и недруги, а также глубокие родственники оказались политически и ментально отличными друг от друга.
«Русские, живущие в Литовском и Польском государствах, стали ощущать себя отдельным этносом. Себя они называли русскими…, но для русских на Руси они были „литвинами“…(Своих) русских литовцы называли русинами…»
(Гудавичюс Э. История Литвы. Т. 1, стр. 446−447. Автор литовец, профессор, доктор наук, труд современный).
Как видим, автор ни разу не боится слова «русский» и дает ответ, почему на Западе за жителями огромной территории исторически закрепился этноним «русин». С другой стороны, этим же термином часто себя определяли русские, живущие в Московии. Но за 500 следующих лет сформировалась и определенная этническая общность, проживающая на территориях десяти современных государств — это современные русины.
В России еще запрещали термин «литвин», введя новый — «белорус». А на литовском языке Белоруссия — Балторуссия. Это прямая калька, но все же у людей, не знакомых с историей когда-то большой державы, может возникнуть непонимание. Не исключено, что все может оказаться еще сложнее. И не нужно забывать, что человек в первую очередь — это то, кем он себя сам считает.
Так что руководствоваться здесь нужно базовыми знаниями и здравым смыслом.
Итак, Лев Иванович Сапега — крупнейший государственный деятель Великого княжества Литовского. Дипломат, гетман, канцлер, а также собиратель древностей и благотворитель. Предполагаемый создатель Третьего варианта Статута Великого княжества Литовского — свода законов, который действовал еще почти 300 лет, даже после присоединения земель ВКЛ к Российской империи. Лев Сапега славился благородством и государственной мудростью.
Он родился в деревне Астроўна нынешней Витебской области, учился в Германии. Вероисповедание менялось: православие-кальвинизм-католичество. Лев Сапега прошел большой путь, занимал высшие государственные должности. Находился в хороших отношениях с избранным королем Польши Стефаном Баторием (на трон тогда претендовали император Священной Римской империи Максимилиан II и Иван Грозный).
Любопытно, что знаменитый немецкий поэт Фридрих Шиллер (автор, в том числе, и «Оды к радости») начал писать драму «Деметриус», где одним из действующих лиц является Лев Сапега. Действие пьесы происходит в Московии и Речи Посполитой, события касаются Смутного Времени. Пьеса осталась незаконченной.
Сапега у Шиллера — честный, мудрый, не желающий нарушать договоренности, отказывающийся воевать с Москвой.
(Лев Сапега)
Я протестую —
пусть запишет канцлер —
Против всего, что несогласно с миром
Меж Польшей и московскою короной… Что замышляете?Иль мы не в мире
Сейчас находимся с царем московским?
Не я ли как посланник королевский
На двадцать лет с ним заключил союз?
На самом деле, Сапега и договоры заключал, и воевал, когда была необходимость. Борису Годунову предлагал союз — тот отказался. Действовал Сапега всегда сообразно обстоятельствам и со своими представлениями о чести и долге. Любил своих жен, и первую, и вторую, обе они похоронены рядом с ним.
В городе Вильно Сапега владел землями — и в Заречье («свободная республика Ужупис»), и в Антоколе (где собор Петра и Павла), часть земель он отдавал церкви. Выделил он в 1594 году средства и для постройки Костела Архангела Михаила, что напротив Святой Анны и Костела Бернардинцев. Этот храм стал его фамильным храмом. Там он и покоится вместе с женами и некоторыми родственниками.
Музей церковного наследия и усыпальница рода Сапег
Костел Архангела Михаила в Вильнюсе носит черты и готики, и ренессанса, и барокко. Сейчас там довольно любопытный музей, где есть постоянная экспозиция и проводятся разнообразные выставки.
Самый монументальный памятник в музее посвящен Льву Сапеге и его женам, которые «возлежат» по разные стороны от мужа. Желающим разрешают посидеть на выбранной стороне.
В следующий раз посетим оставшиеся православные храмы Вильнюса и — домой.
Что еще почитать по теме?
Республика Ужупис: какая она?
Был ли князь Ольгерд Литовский агрессором и вероотступником?
Как литовский князь Довмонт стал православным святым?
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...