Семья, правда, была у меня не очень большая, и это как-то облегчало мою задачу, но ровно половина её помочь мне чем-либо не могла. Просто потому, что была ещё достаточно мелкая, а потому единственное, что от неё можно было требовать, — чтобы она училась прилежно. И она сильно не противилась. Училась, как могла. Причем не только в общеобразовательной школе. Старший ещё и в художественную ходил.
Вот так я и познакомился с Сашей Белоусовым, который на тот момент уже стал её директором. Директором он был молодым, так же как и молодым человеком — он немного младше меня, 1967 года рождения. Может, поэтому, может, просто по складу своего характера, был он легким на подъем, а в голове его постоянно толкались локтями какие-то идеи, которым там — в его большой и светлой, было как-то тесновато. Поэтому они упорно и настойчиво просились наружу. Но реализовать идею можно только тогда, когда от слов переходишь к делу. И у Саши, как правило, с этим не ржавело.
Но иногда вопрос упирался в то простое обстоятельство, что для реализации идеи нужна какая-то основа. И основа эта, как правило, должна быть материальной.
Вот так мы и сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень. Человек творческой натуры и я, презренный представитель бизнеса средней (очень-таки, скажем, средней!) руки. Саша был человек очень тактичный, обращениями в мой адрес не злоупотреблял, и обращения эти всегда были не только интересными, но и соизмеримыми с моими конкретными возможностями. Поэтому это взаимное притяжение…
Я бы не назвал наши отношения дружбой, хотя мы частенько пересекались и помимо Художественной школы — то на каких-то общегородских мероприятиях, то в каких-то компаниях с общими друзьями или знакомыми. Город-то небольшой. Но какое-то притяжение друг к другу было. Оно не прекратилось и после того, как старший, так и не доучившись, бросил художку.
Последний раз мы встретились с Сашей в самом начале декабря прошлого года. У него была идея провести в младших классах небольшой конкурс — «Новогодняя открытка». Учебный процесс должен быть не только познавательным, но и интересным. И я согласен с этим. Поэтому рад был поддержать Сашу в его начинании. Мы обсудили различные варианты призов «лауреатам» (чтобы были недорогие и практичные), возможность «поощрительных призов» от «спонсоров» и разошлись.
А четвертого числа, буквально через день, мне позвонили друзья и сказали, что Саши больше с нами нет. Он ушел из жизни прямо на рабочем месте. В своём кабинете в Художественной школе. Поэтому, наверное, нет ничего странного в том, что уже началом этого декабря я зашел в Художку (именно так своё детище любил называть Саша), чтобы уточнить у его друзей и коллег — что они планируют на годовщину.
Но спрашивать ни о чем не пришлось. Просто потому, что прямо на дверях школы был прикреплен небольшой плакат-афиша. Выставка «Два капитана», посвященная памяти двух художников-педагогов Детской художественной школы, что ушли от нас год назад — осенью прошлого года: Бориса Кукшиева, умершего 20 ноября, и Александра Белоусова, как я уже и говорил, — 4 декабря.
«Творенье может пережить творца: творец уйдет, природой побежденный, однако образ, им запечатленный, веками будет согревать сердца», — так говорил о себе Микеланджело Буонаротти. Но сказанное им относимо, на мой взгляд, к любому человеку, озаренному внутренним творческим светом. А такими людьми были и Саша, и Борис Кириллович Кукшиев, с которым, увы, судьба меня не свела. Но и помимо меня, есть родные, друзья, коллеги, ученики, сердца которых и сегодня продолжает согревать то, что успели сделать своими душами и руками эти два замечательных художника, творчеству которых посвящена выставка.
Название выставки выбрано не случайно. Несмотря на то что Кукшиев и Белоусов занимались различными видами изобразительного искусства (Саша — керамикой, Борис Кириллович — живописью и графикой), их объединяет не только то, что они были педагогами — людьми, отдающими, не привыкшими держать свой дар в себе, но и связывает общая любовь к морю, кораблям. Не зря оба фото, запечатлевших и Б. Кукшиева, и А. Белоусова на афише выставки, — именно об этом.
Борис Кириллович снят на фоне моря, вытащенных на берег лодок, а Саша — у перископа подводной лодки. Нет, не просто так — и эти снимки, и само название выставки. Оба художника были признанными мастерами своего дела, настоящими капитанами в мире искусства.
Борис Кукшиев родился в 1952 году, окончил художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им.
Александр Белоусов родился в 1967 году, окончил факультет изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им.
На выставке — произведения художников разных лет, которые и без слов очень многое говорят об этих людях даже тем, кто их совсем не знал.
Борис Кукшиев, судя по его картинам, был человеком многогранным. Вот, посмотрите — портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сценки. Холст, масло, бумага, акварель, карандаш, акриловые краски, темпера. Но при всем многообразии жанров, художественной техники во всех картинах — тепло Бориса Кирилловича к тому краю, где он родился, рос и жил.
Вот, например, Гридино — поморское село, откуда его родовые корни. Здесь жил дед художника. Многие… Очень многие работы, представленные на выставке, посвящены Северу, его жителям, поморской деревне, наполнены лирикой и мерцающие светом той звезды, что уже ушла от нас, но, несмотря на это — светит. Светит всем нам, живущим.
На выставке и законченные картины Б. Кукшиева, и подготовительный материал для будущих полотен — пленэрные зарисовки, наброски, акварельные портреты… Планов у Бориса Кирилловича было много. Увы, не все из них он смог реализовать в полной мере.
Керамика Александра Белоусова — это, как считают его коллеги, синтез четырех составляющих: интеллекта, образности, художественного вкуса и мастерства. Его декоративные панно — настоящие сказки!
С одной стороны, в них выдумка, игривость, демонстрирующие зрителю непринужденность и непосредственность в исполнении, но с другой — продуманность каждой детали, подчиненность единому смысловому целому. По органичности цветового решения его работ можно сразу сказать — да, это импровизация. Но именно та её разновидность, которая долго созревает в душе художника, чтобы уже созрев и сложившись в единое целое, смелым художественным решением пролиться в многоцветие красок, тонов, полутонов и оттенков на законченное произведение.
Вот так этим ноябрем, оригинально, нешаблонно почтили память своих друзей и коллег в петрозаводской детской Художественной школе. Не думаю, что кто-то из читателей журнала до 18 декабря (пока действует экспозиция выставки) попадет в столицу Карелии. Но…
Просто посмотрите на фото произведений Бориса Кукшиева и Александра Белоусова. И помяните добрым словом людей, которые не умели держать в себе свет, что шел от их сердец и душ. Да и не хотели его держать. Они, видимо, и рождены были, чтобы отдавать. Так и жили. Такими мы их и запомнили…
Что еще почитать по теме?
Нелли Григорьева. Что снится художнику на Севере?
Какие современные художники имеют свои галереи? Илья Глазунов
Легко ли стать современным художником?
Есть люди, что живые пока, но живут с печатью смерти на лице. Словно живые покойники (не хочу подробно описывать такие лица). И что не творят (преимущественно творчески) эти люди, то некий очередной автонекролог получается. Нет радости бытия, есть - холод могильный. Это не творчество. Это не искусство.
2 Ответить
Иван Кобзя, интересная к.з. (кочка зрения), жутковатая. "Автонекролог" только автора статьи или и героев статьи? Чьё "не творчество, не искусство"? = Творчество и искусство - в студию !=
0 Ответить
Сергей Дмитриев, что бы ни делал человек - он пытается донести какую-то мысль. Причем инстинктивно пытается это сделать тем способом, что ему ближе, что естественнее. Это как крик утопающего. Или размахивания руками, если глухонемой.
И если кто-то чувствует, что умрет скоро, то он обязательно поведает об этом всем, и тем способом, что ему доступнее. Всего лишь... Мрачными сюжетами и мрачными оттенками.
Кому жить еще долго, тот радуется жизни всеми цветами радуги.
1 Ответить
Иван Кобзя, зачем же нагнетать такие мраки? Авторы бодрой музыки и "солнечные" художники могут внезапно умереть. Примеров тьма. Было бы нечестно изображать "северное лето - карикатуру южных зим" ликующими красками армянина Сарьяна. Как-то так...
0 Ответить
Спасибо. И написано хорошо; картины, керамика тоже понравились. Почему так рано ушли капитаны изобразительного искусства? Ученики их школы заявят ещё о себе.
Картины особенно понравились сдержанным, характерным, северным колоритом.
Кста.., "Слепые свидания" НЕ понрвились, хотя посмотрел только минут двадцать. Уж очень унылая фабула. Гл. герой по виду уже трёхкратный папаша, о он напрягает родителЕй своими холостяцкими томлениями. С лица его не сходит заданная маска грусти. Это же кино всё-таки, должна быть динамика, действия. Все длинноты по-грузински многозначительные, но надо терпение проникнуться замыслами режиссёра. КАроче, мне подавай ясные прозрачные типы в действии и во всём диапазоне эмоций.
1 Ответить