Елена Гвозденко Грандмастер

А вас пугают сказки?

С некоторых пор боюсь я сказок, все беды наши в них описаны. Не верите? Сейчас расскажу…

В. М. Максимов, «Бабушкины сказки», 1867 г. Фото: hudojnik-peredvijnik.ru

Вспомните хотя бы «Теремок». Стоял в поле теремок, кто строил, кто хозяин, есть ли правоустанавливающие документы — неизвестно. Приглянулось строение мышке-норушке, она в нем и поселилась.

Логично возник вопрос: почему эта мелкая животинка решила, что жилище бесхозно? А дальше потянулись соарендаторы: лягушка-квакушка, зайка-побегайка, волк-зубами-щёлк. Хоть один из них поинтересовался, не является ли это здание самостроем, не портит ли оно исторический облик поля? Посему резонно возник медведь. Получился смысл сказки: прав тот, кто сильней…

А «Курочка Ряба» — думаете, дед и бабка ревели белугой из-за разбитого яйца? Как бы не так. Яичко-то было золотое, их личный стабилизационный фонд. А тут какая-то мышка со своим хвостиком — кто такая, по какому праву? И остались старики голыми и босыми, Курочка честно заявляет, успокаивая: «Простите, люди добрые, эпоха золотых яиц закончилась, переходите на привычную валюту».

Народные сказки и о главных наших бедах рассказывают. Взять хотя бы Колобка. В «Колобке» и «Снегурочке» родителями становятся в довольно преклонном возрасте — откуда народ знал об альтернативных способах зачатия?

Вернемся к инфантильному хлебо-булочному отпрыску. Убежал от деда с бабкой и тут же встретил потенциального врага в лице Зайца. Заяц честно предупредил, что намерения у него сугубо гастрономические, и тут, внимание, действия нашего героя. Он попытался сбежать? Отнюдь, ему внезапно захотелось славы. Ах, как приятно петь о себе любимом, о том, какой вкусный да ловкий.

 Александр Сергеев, «Трофеи», 1999 г.
Александр Сергеев, «Трофеи», 1999 г.
Фото: Источник

Заяц даже растерялся, повезло нашему певцу. Самовлюблённость делает слепым и глухим, и наш Колобок воспринимал любого встречного лишь как повод досочинить оду в свою честь. И кто в тот день сытно пообедал? Правильно, Лиса — символ мудрости. А всего-то надо было попросить спеть эту глупую песенку ещё раз и ещё, ожидая, когда надо будет только открыть рот.

Есть ли способ противостоять опасности? Разумеется, можно и из медвежьей берлоги сбежать в котомке с пирожками, надо лишь посмотреть на ситуацию несколько иначе. Маша не стала Косолапому петь о том, какая она красавица, а придумала потрясающий ход. Понимая, что хозяин её не отпустит, она решила сыграть на милосердии.

Что чувствовал Медведь, которому намекнули на широту его души? Правильно, подобрал котомку и пошёл. Наивный Косолапый, как он мог поверить, что Маша наблюдает за ним в бинокль?

А судейская система, помните сказку «Шемякин суд»? Бедный брат попросил у богатого коня, дрова из леса привезти, а про хомут забыл. Привязал он дровни к хвосту, а конь рванул, да без хвоста остался. Повёл богатый брат родственника в суд. Идут по мосту, бедный в отчаянии думает: «Слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня».

И от мыслей таких невесёлых упал с моста аккурат в сани, на больного старика — отца богатого купца, которого тот к лекарю вёз. И надо же такому случиться, зашиб старика до смерти. Купец подхватил бедолагу и тоже иск предъявил. «Теперь уж точно засудят», — подумал несчастный, схватил по дороге булыжник, завернул в тряпицу и спрятал за пазуху с мыслью, что если судья вынесет суровый приговор, заодно и судью порешит.

Судья истцов слушает, а сам на ответчика глаз косит, уж больно выразительно тот жестикулирует, демонстрирует что-то под рубахой припрятанное. «Эх, кабы золото, но и серебро весьма неплохо», — думает судья. Решение бедняка порадовало. Повелел строгий служитель Фемиды отдать ему коня до тех пор, пока хвост не вырастет, а купцу приказал прыгать с моста в то время, когда ответчик будет под ним. Истцам пришлось с солидной суммой расстаться, чтобы уговорить бедняка не исполнять судебное предписание.

Я вообще считаю, что политикам надо сказки перечитать, много интересного для себя откроют.

Виктория Кирдий, «Луг»
Виктория Кирдий, «Луг»
Фото: kirdiy.com

Жила-была сиротка Крошечка-Хаврошечка. Взяли её чужие люди, да работой заморили. Совсем бы худо было нашей Хаврошечке, кабы не Коровка Рыжая — всю работу за девочку исполняла. Хозяйка только злилась да с каждым днём задания увеличивала.

Казалось бы, что злиться? Знай, работу принимай, да в сундуки складывай. Ан нет, посыпались проверки в лице трёх её дочерей: Одноглазки, Двуглазки и Трёхглазки. Кошмарили, кошмарили бедную сиротку, пока не уличили в использовании дополнительных ресурсов в виде доброй коровы. И тут совсем обезумели — зарезали помощницу, рябую коровушку. Зачем? Помешали лишние холсты?

Недавно прочитала сказку, которая, как мне кажется, очень точно отражает состояние нашего сегодняшнего времени. Перед смертью отец завещал своему сыну: «Ты, мой сын, живи так: чтобы ты никому не кланялся, а тебе бы все кланялись, и калачи бы ел с медом!

Сын год живёт — калачи с мёдом ест, другой, третий, не работает, проживает наследство отцово. Видит, что совсем обеднел. Пошёл он к дяде просить совета, а дядя ему и отвечает: «Эх, ты! Выезжай-ко ты раньше всех на пашню, никому и не будешь кланяться, а тебе все будут кланяться. А приезжай домой поздно, тебе калач-то будет казаться с мёдом».

Ох, уж эти сказочки…

Что еще почитать по теме?

Как понять «Курочку Рябу»? Детская сказка с недетским смыслом
О чём написана «Сказка о золотом петушке» — последняя сказка Пушкина?
Есть ли тайны в русских народных сказках? «Колобок» и «Репка»

Статья размещена на сайте 27.11.2017

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: