Елена Гвозденко Грандмастер

В чем пророчество фильма «Полеты во сне и наяву»?

Пересмотрела фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Удивительно, как с возрастом меняется восприятие!

Кадр из фильма "Полеты во сне и наяву"

Первый раз, в подростковом возрасте, когда эмоции не терпели полутонов, фильм вызвал возмущение и скуку. Раздражали все «лишние» сцены, явный вызов главного героя.

Позже фильм не смотрела, «пробегала», выхватывая фрагменты. Но эти фрагменты уже завораживали, останавливали.

Потребовалось много лет, чтобы понять, что это, действительно, шедевр. Даже не множество скрытых смыслов создают это ощущение, а заложенное в нем пророчество. А еще это кино — хороший тест для любого общества. Рецензии на фильм — лучшее описание «истории болезни».

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: kinopoisk.ru

Роман Балаян снял «Полеты во сне и наяву» в 1982 году. Главного героя, сорокалетнего Сергея Макарова, сыграл Олег Янковский. Великолепный актерский состав: Олег Табаков, Людмила Гурченко, Людмила Иванова, Людмила Зорина, Елена Костина, Никита Михалков, Александр Адабашьян (его озвучил Юрий Богатырев), Олег Меньшиков.

Сергей Макаров показан накануне своего сорокалетнего юбилея, времени переосмысления жизни. Не случайно многие пишут, что этот фильм о кризисе среднего возраста. Разумеется, этот фильм и о кризисе, но мне кажется, что герой показан в критическое время, чтобы высветить остроту «спрятанных» проблем.

У него есть жена и маленькая дочка, есть молодая любовница Алиса, есть коллега, бывшая любовница Лариса Юрьевна, он пользуется ее машиной и без всякого стеснения кредитуется. Коллегу-любовницу играет Людмила Гурченко. В Ларису Юрьевну влюблен начальник, а по совместительству и друг Макарова — Николай Павлович (в исполнении Олега Табакова).

Сергей Макаров мечется между женщинами, работой, подобно мотыльку. Грезя полетами над всей этой иллюзией жизни. Иногда кажется, что он и есть единственный живой человек в «механической» реальности. Человек, которому не хватает воздуха без Неба. Удивительная харизма притягивает к нему и женщин, и друзей.

Казалось бы, совершенно незаслуженное внимание, внимание к человеку, который за поиском потерял сам предмет этого поиска. Он не способен любить, ему чужды и другие человеческие чувства. Будто испытывает близких на прочность, постоянно провоцируя. Но это провокация себя через них, словно стремится достигнуть собственного дна, стремится исчезнуть, но исчезнуть красиво — в полете.

Многие писали, что это фильм о невозможности свободы в эпоху позднего застоя, да и сам режиссер как-то обмолвился о «лишнем человеке», невозможном для него расписанном пути (холодильник, ковер, квартира). Но через тридцать с лишним лет все видится иным.

Герой Михалкова (странно видеть в эпизоде) — человек будущего, человек, созданный для нашего сегодняшнего времени. Он в любом балагане — главный, ведь только он, созданный из цинизма, умеет «договариваться», умеет убедить любого, особенно «человека летающего». От него веет беспринципной прагматичностью.

И герой Табакова вползет в будущее, потому как ему и надо-то немного. Потому как таких — большинство, они основа. Им важна любовь, важна дружба, они ответственны, но их не смущает ложь «во благо», они готовы многое стерпеть…

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»

А как много героинь Людмилы Ивановой! Зайдите на любой форум, включите ток-шоу. Они всегда «знают, как надо», они жизнь свою положили на «экспертную деятельность».

И молодому другу юной любовницы Алисы в роли Олега Меньшикова тоже есть место, а уж пресловутые 90-е были и вовсе его временем. А вот «летающему Макарову» места нет, кончилось его время. И то, что в конце застоя воспринималось тюрьмой для полетов, теперь выглядит иначе. Это остатки атмосферы для них, пусть уже и «кислотной».

Фильм многоплановый, воспринимается зрителями по-разному. Интересный и ненавязчивостью образов, которые раскрывают смыслы. Общую фальшивость «рисует» музыка, сцены непонятной свадьбы, съемок странного фильма. Путешествия по мирам, сны наяву — как свобода от каких-либо привязанностей. Не случайно он забывает о юной любовнице, когда она пряталась в машине от знакомых.

Афиша фильма
Афиша фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: kinopoisk.ru

Почему этот человек обладает такой манкостью, таким притяжением? Вытянутый серый свитер, который он не снимает все время действия, подчеркнутая стертость образа, и только глаза — в которых какой-то иной блеск, а может, просто жизнь?

И финальная сцена, сцена, в которой герой становится совершеннейшим ребенком, бегая с мальчишками, а потом — сворачиваясь эмбрионом в стоге сена, мучаясь от холода, «рождаясь наоборот», умирая…

Тема детства присутствует все время, не зря же постоянны обращения к матери. Но у героя инфантилизм как вызов, как инструмент провокации, полета. Он «улетел», остались только те, которых придавило притяжение. Остался и инфантилизм, только как новое правило существования, как основа нового мира. В котором комфортно глупенькой Алисе, осуждающим «экспертам», всем героям, не жаждущим полетов.

Обновлено 11.10.2018
Статья размещена на сайте 1.10.2018

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Елена! Пишу с большим опозданием только потому, что только сегодня 19 ноября открыл Вашу статью. Надеюсь, мой коммент дойдет.
    Спасибо за рецензию. Очень хорошо. Я смотрел фильм еще до выхода на экраны в Доме кино. Были аплодисменты, признание заслуг Балаяна... Мне понравился фильм, но, как человеку черно-белому по характеру, главный герой не понравился. Все время хотелось его спросить: а чего ты такой противный? У тебя все есть... Чего тебе еще надо? Ты же не гений, чтобы тебя на пьедестал ставили и твои заслуги признавали. Что тебя не устраивает? Ведь то, что может не устраивать, осталось за кадром. Нас, его современников, не устраивала советская власть по многим причинам. Но в фильме не показана была удушающая человека автмосфера Совка. Получалась фига в кармане... И в результате главный герой - в великолепном исполнении Янковского, одна из его лучших ролей, оказался человеком, который кроме вреда и раздражения ничего больше не приносит окружающим его людям. Думаю, что сегодня я бы смотрел этот фильм иначе. И вообще, герой фильма напомнил мне другого героя из "Утиной охоты". Кто там играл главную роль? Олег Даль - гениальный актер! Но персонаж один из тот же - лишний человек. Мне кажется что у Вампилова атмосфера была передана гораздо сильнее через совковые характеры окружающих его людей. От них можно только загнуться от тоски. Еще раз -спасибо за рецензию - прекрасная работа.

    Оценка статьи 5

    • Роман Солодов, благодаря этой самой "удушающей" атмосфере создавались классные фильмы, которые до сих пор на слуху. А вот когда "атмосфера" разрядилась, "что-то пошло не так", хоть ты тресни от сЛобод. ...На долгие годы остаётся в деле реплика героя А. Райкина:"Когда стало можно говорить обо всём, оказалось, что говорить не о чем."

    • Роман Солодов, вы очень точно заметили схожесть с "Утиной охотой". Мне кажется, герой Янковского (и Даля) должен раздражать. Это эмоция, которая подталкивает к размышлению о причинно-следственных связях. Восприятие из сегодняшнего дня совсем иное. Фильмы кажутся немного наивными, все же огрубели мы под шквалом неприкрытых эмоций. Но в любом случае, эти работы многослойны, рассчитаны на думающего зрителя.

      • Елена Гвозденко, я тоже написал "рецензию" (в виде статьи) на фильм "Довлатов". У Вас есть возможность её почитать в свободное от отдыха время и оставить квалифицированный отзыв.
        А "Полёты..." в своё время не смотрел, а сейчас в зоне непоказа фильмов с исторической родины.

  • Елена, спасибо за напоминание о замечательном фильме. Решила пересмотреть спустя не знаю уже сколько лет. Сквозь преломление двух последних десятилетий впечатление еще интереснее. А вот сидевший рядом сын через десять минут встал и сказал: " Ну и муть же вы в вашей юности смотрели".

    Оценка:5

    Оценка статьи: 5

  • Да, восприятие и мира, и искусства с возрастом меняется, очень меняется.
    С теплом,

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 12 октября 2018 в 10:41 отредактирован 12 октября 2018 в 10:41

    Замечательный фильм.
    Замечательные артисты.
    Замечательное кино.

    В последнее время, после продолжительной лавины голливудского мейнстрима, вернулся к нашему, родному кино. Несмотря на внешнюю простоту, оно гораздо философичнее, глубже и "глыбже".

    Было бы неплохо снять "Полеты" в разрезе нашего, не менее "механического", "андроидоподобного" времени. Ведь по сути все то же самое.