Панорама Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока разделена на 9 рулонов, каждый из которых намотан на валик. Длина рулонов от 54 до 127 м. Высота 48,5 см. Материал: бумага, акварель, графитный карандаш. На тканевой основе. Годы создания 1894−1903.
Павел Яковлевич Пясецкий — художник, врач, писатель, путешественник. Уже в годы обучения в Московском университете увлекся рисованием. Поначалу он использует этот дар для иллюстраций, создания наглядных пособий. Как хирург-трансплантолог применял новые способы, которые станут известны как «метод Пясецкого». В 1871 году Пясецкий получил степень доктора медицины за диссертацию «О возрождении эпителия». Он известен и как пропагандист кефира в качестве лечебного средства. До этого кефир не был популярен.
В Санкт-Петербурге, куда Пясецкий переехал после защиты диссертации для работы в военно-медицинском управлении, он посещает мастерскую художника П. Чистякова в императорской академии художеств в качестве вольнослушателя.
В 1874 году участвует в экспедиции в Китай в качестве врача и художника. Там он создает первую картину-панораму «От середины Китая до Западной Сибири», собирает различные коллекции, пишет книгу «Путешествие по Китаю». Пясецкий бывал в Англии, Франции, Китае и Японии, участвовал в Русско-турецкой войне 1877−1878 годов, посетил в составе посольства Тегеран, путешествовал по Кавказу, Средней Азии и Сибири.
Путешествуя, он зарисовывал пейзажи, различные сцены, а потом собирал их в панорамы, наклеивая в тематическом и хронологическом порядке. Панорамы с большим успехом демонстрировались на публичных чтениях в Петербурге.
По заказу Комитета Сибирской железной дороги и лично императора Николая II в 1894 году Павел Яковлевич Пясецкий приступает к работе над самым большим своим полотном — «Великий Сибирский путь». Основную часть он закончил к 1900 году.
Начинается работа с Волги, художник иллюстрирует путь от Сызрани до Челябинска. Все лето и осень Пясецкий, передвигаясь в специальном вагоне-мастерской, изображал людей, пейзажи, города, достопримечательности, местные промыслы. Часть пути он проделывал на велосипеде или верхом.
В 1900 году основная панорама закончена и представлена на Всемирной выставке в Париже в павильоне, посвященном освоению Сибири. Для демонстрации в Париж доставили три спальных вагона, которые курсировали между Петербургом и Иркутском в составе курьерского поезда «Международного общества спальных вагонов и европейских скорых поездов».
Зрители рассаживались в вагоны, и начиналось волшебство. Три горизонтальные ленты двигались за окнами с разной скоростью. На нижнюю ленту, первого плана, были наклеены гравий и песок. Скорость ее движения составляла 300 метров в минуту. Второе полотно с нарисованным кустарником двигалось медленнее, 120 метров в минуту. Непосредственно сама панорама располагалась на третьем плане. Двигалась она медленно, 15 метров в минуту.
Это было похоже на современный документальный фильм с иллюстрацией строительства Транссиба, с городами и пейзажами. После «остановки поезда» зрители выходили в другую сторону, попадая в Китайский павильон.
Панорама была удостоена Большой Золотой медали Всемирной выставки, сам Пясецкий награжден орденом Почетного легиона Франции.
В настоящее время панорама «Виды Транссибирской магистрали» хранится в фондах Государственного Эрмитажа. Она состоит из 10 рулонов около 50 см высотой и длиной от 54 до 133 метров. В 2004—2008 годах в Лаборатории Государственного Эрмитажа живописное полотно было восстановлено, и создана его цифровая копия. В 2011 году издана иллюстрированная книга «Сибирский путь Павла Пясецкого». Благодаря цифровым технологиям полотно можно просматривать так, как это и было задумано художником.
Спасибо, Елена, за просветительные статьи.
С уважением,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан-Черногор, спасибо за внимание к ним
0 Ответить