Эберт выразился достаточно жестко:
«Очевидно, что никто другой не мог снять подобную ленту. Точнее, никому не стоило этого делать вообще. Картина напоминает фокусника, медленно извлекающего на белый свет кроличьи уши из шляпы. Наше напряжение будет длиться бесконечно долго (тут Эберт не лукавит, хронометраж ленты составляет полноценных два с половиной часа), до тех пор, пока ошеломленная аудитория не удостоверится — окромя ушей в шляпе больше ничего нет».
В одном критик прав на сто процентов. «Гибель богов», описывающую период становления власти нацистов в Германии середины 30-х годов, трудно классифицировать и разложить по полочкам. Это не военный фильм и не детектив, хотя в кадре постоянно присутствуют люди в форме и совершаются убийства. Один из немногих представителей итальянского кино, замаранный в американском прокате рейтингом Х, даже сегодня, когда планка моральных устоев прогнулась, будоражит не столько своей наготой (к слову сказать, малочисленной), сколько самой сюжетной составляющей.
Для итальянского, с точки зрения операторского стиля и византийской эстетики, у фильма хорошо ощутимое немецкое звучание, характеризующее типичной бюргерской педантичностью мрачные поступки и мысли практически всех персонажей. Человеческая драма рассказывает о том, с какой легкостью семейные ценности падают ниц перед властью, а люди, ранее состоявшие в родственных связях, убивают друг друга морально и физически ради ощущения собственного могущества.
…Картина начинается со званого ужина в фамильном имении стального магната Иоахима фон Эссенбека, куда собираются его близкие, чтобы поздравить ведущего производителя стали и оружия с очередным днем рождения.
Здесь его внучатая племянница Элизабет (Шарлотта Рэмплинг) с мужем Гербертом (Умберто Росини), который занимает пост вице-президента компании; племянник Константин со своим отпрыском Гюнтером, а также баронесса Софи фон Эссенбек (Ингрид Тулин), вдова его безвременно ушедшего потомка вместе с сыном Мартином (Хельмут Бергер), который является прямым и единственным наследником всего состояния деда. На мероприятие опаздывают еще два очень важных персонажа: алчный и амбициозный исполнительный директор предприятия Фредерик Брукман (Дирк Богард) и его приятель Ашенбах, высокопоставленный офицер СС.
Вечер не задался с самого начала. Сначала внук, переодевшись в женщину легкого поведения, явно раздражал своим песнопением виновника торжества. Затем Константин сообщил собравшимся новость о поджоге Рейхстага, чем окончательно испортил всем настроение. Иоахим, переживающий за судьбу своего сталелитейного гиганта в условиях растущей власти национал-социализма, решает заменить либерального Герберта консервативным воякой Константином. Ужин превращается в выяснение отношений.
Фредерик Брукман, активно ухлестывающий за вдовой Софи, решается с подачи своего друга Ашенбаха на беспрецедентный поступок. Он убивает главу семейства, в чьей смерти, согласно обстоятельствам, обвиняют опального Герберта, спешно покинувшего особняк в расстроенных чувствах. Таким образом, Фредерик надеется захватить власть на заводе и подчинить при помощи Софи ее изощренного, но насквозь прогнившего сына Мартина, теперь имеющего на руках контрольный пакет акций.
Судьба всех членов семьи фон Эссенбек незавидна. Большинство закончат свою жизнь трагически, так и не достигнув желаемого. Копая яму для других, Фредерик и Софи станут заложниками собственной жесткой политики. Мартин по ходу сюжета превратится из инфантильного извращенца и педофила в жестокого и беспощадного эсэсовца. Остальные же пешки в этой игре либо примкнут к нему, либо, как и подобает пешкам, будут убраны с игрового поля…
Если честно, первые полчаса неподготовленный зритель будет с трудом следить за сюжетом, ибо диалоги главных героев наполнены ссылками на соответствующую историческую действительность. Это отнюдь не значит, что перед просмотром следует изучить историю Третьего Рейха, но необходимо хотя бы отличать Гитлера от Геринга и примерно представлять себе тогдашнюю ситуацию в стране.
Рассказ о восхождении Гитлера к власти имеет мало общего с итальянской тематикой (даже несмотря на печальное прошлое Италии, перенявшей идеи нацизма в виде национальной идеи), однако Висконти счел должным провести определенные исторические параллели, тем более что «история имеет тенденцию повторяться».
Главной претензией большинства киноведов и специалистов стало именно схематичное изображение реальных событий. Висконти слишком уж упростил действо, проведя прямую линию от личной человеческой глупости и коварства к судьбе целой страны. По его мнению, нужно быть как минимум педофилом, извращенцем и коварным подонком, чтобы заполучить в свои руки власть над миллионами. Таким мы видим в финале Мартина, таким же представляется его незримый босс Гитлер. Авторов ленты мало волновали реальные причины сотрудничества ведущих промышленников Германии с откровенно противоречивым политическим режимом, что стало поводом для демонстрации человеческих пороков, но не для их фундаментального изучения.
Знаменитая сцена, описывающая печально известные события «Ночи длинных ножей» (расправа гитлеровских эсэсовцев над штурмовиками
Сценарий Лукино Висконти (в соавторстве с Николой Бадалукко и Энрико Медиоли) по большей мере вымышлен. Львиная доля ленты снята в интерьерах особняка Эссенбеков и квартиры одинокой проститутки, которую периодически навещает Мартин. Роскошные, но мрачные и давящие декорации не позволили развернуться операторам на полную мощь. Излишняя приверженность к крупным планам, если не раздражает, то заставляет задуматься о необходимости столь назойливых художественных методов.
Визуально «Гибель богов» богата яркими красками, среди которых преобладает красный (цвет свастики, цвет крови). Игра света и тени позволила сделать картинку сочной, что является фирменным стилем большинства итальянских классиков.
Кастинг «Гибели богов» впечатляет, однако Висконти превратил ведущих мировых звезд (Рэмплинг, Богард, Тулин, Бергер) в ходячие карикатуры, изъяв из их диалогов всякую достоверность и изящество. Злые люди такими фразами не изъясняются. Напротив, злодеи предпочитают оправдывать свои поступки и мысли логичными рассуждениями, иначе их зло было бы слишком очевидным и легко пресекаемым. Таким образом, большинство блистательных исполнителей зачастую выглядели беспомощно, вынужденные произносить вымученные реплики. Подобный стиль повествования сыграл с авторами фильма злую шутку, местами превратив трагедию в пафосную мелодраму.
В картине Висконти вообще много психологических натяжек. Вряд ли столь демонические личности могли сосуществовать вместе, в одной семье, а затем, внезапно, осознав свою сущность, перебить друг дружку в течение нескольких недель. Стоило ли изображать вечер, предшествующий «Ночи длинных ножей», в виде гомосексуальной пьяной оргии и насколько подобный эпатаж соответствует действительности? Неудивительно, что бурная фантазия создателей многих покоробила.
«Гибель богов» стала первой лентой в так называемой «германской трилогии» Лукино Висконти. Позднее последовала гораздо более тепло принятая кинематографической общественностью «Смерть в Венеции», а завершилась трилогия в 1972 году картиной «Людвиг». В «Смерть в Венеции» из «Гибели богов» перешел Дирк Богард, а «Людвиг» позаимствовал отсюда же Хельмута Бергера.
Интересно, что в дальнейшем актеры фильма также часто встречались на съемочных площадках других итальянских проектов. Богард и Шарлотта Рэмплинг вместе сыграли у Лилианы Кавани в ее «Ночном портье», а Бергер и Тулин появились в шокирующей своей непристойностью «пародии» на фашистскую тематику — «Салоне Китти» Тинто Брасса.
Как бы там ни было, известный немецкий кинорежиссер Райнер Вернер Фассбиндер однажды признался, что «Гибель богов» возглавляет список его любимых фильмов. Он сказал:
«Возможно, это одна из величайших кинокартин современности, сыгравшая в истории кинематографа столь же важную роль, сколь Шекспир был важен для истории театра».
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...