Татьяна Бондковская Профессионал

Как связано внутриутробное и интеллектуальное развитие? Часть 1

Сейчас уже ни для кого не секрет, что перинатальный период развития — очень важный и основополагающий этап жизни маленького человека. Тема, которую мы затронем, достаточно щепетильная, не все еще до конца изучено, потому что мы имеем дело с недоступной невооруженному глазу вселенной.

Учитывая название статьи, для начала определимся, что же такое интеллект и зачем его надо развивать. Интеллект — общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Это система всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления и воображения. Если человек решает одни задачи, то он успешен в решении других. Формирование интеллекта ребенка, в первую очередь, зависит от семейного воспитания. Складывается элементарная формула: чтобы защитить ребенка в «прекрасном и яростном мире», надо развивать его интеллект, его умение адекватно и быстро реагировать на различные ситуации.

Чтобы сделать какие-либо выводы по развитию интеллекта в выбранный нами период, надо обратить внимание на некоторые основные моменты развития будущего малыша. Информации о понедельном росте зародыша имеется достаточно, поэтому остановимся на интересующих нас моментах.

Эмбриональный период (до 8 недель) — самый важный и уязвимый в жизни будущего человека. В это время происходит формирование всех основных органов и систем. Любое нарушение процесса формирования организма ребенка может привести к тяжелым порокам развития. Поэтому многие вредные вещества особенно опасны в первые два месяца жизни малыша в утробе матери (алкоголь, никотин, некоторые лекарства и др.).

Особое значение для развития организма имеет нервная система, начинающая развиваться на 18−19 день с момента зачатия, только с ее помощью возможен «запуск» процессов закладки и развития других структур. К 28-му дню нервная система представляет собой уже нервную трубку, в которой просматривается расширенный передний конец (будущий головной мозг) и остальная часть, меньшая размером (будущий спинной мозг).

На четвертой неделе в пределах головного мозга отмечаются основные его отделы. Нервные клетки начинают устанавливать связь друг с другом, в результате образуются нервы, соединяющие периферию тела с мозгом. Вся центральная нервная система практически сформировалась.

Уже с шестой недели будущий ребенок способен осуществлять первые двигательные реакции. Гигантский скачок в темпах развития мозга наблюдается в период с шестой по седьмую неделю, потому что на седьмой неделе закладывается кора больших полушарий, которой предстоит в дальнейшем сложная задача обеспечения высших психических функций человека.

В этот период необходимо следить за тем, чтобы все процессы развивались правильными темпами. Забота о правильном внутриутробном росте проявляется в соблюдении будущими мамами норм здорового образа жизни, в правильном питании и проявлении внимание к своему малышу. Его интеллектуальное развитие начинается именно на этом этапе, когда формируется нервная система и мозг. Но до окончательного развития столь молодого образования в организме потребуется немало времени: у человека процесс созревания коры головного мозга заканчивается на третьем десятке жизни. И поэтому самое важное — сделать все возможное для здорового начального этапа его созревания.

На восьмой неделе у ребенка появляются зачатки глаз, ноздрей, губ. В это же время в мозгу проходят стремительные изменения. На одиннадцатой неделе уже работают оба полушария головного мозга, развивается главный координатор движения — мозжечок. Каждую минуту образуется 250 новых клеток мозга. Этот процесс завершается к седьмому месяцу беременности. За два месяца до появления на свет у вашего ребенка уже сформированы все клетки мозга, с которыми ему предстоит жить.

Человеческая деятельность во многом связана с развитием рук...Следующий период — фетальный — это дальнейший рост и развитие органов и систем малыша. Вредные вещества уже не вызывают тяжелых пороков развития, но могут явиться причиной функциональных нарушений в растущем организме.

К девятой неделе развивающийся мозг будущего ребенка позволяет ему шевелить телом, икать и реагировать на громкие звуки. К десятой неделе — двигать руками, «дышать» околоплодной жидкостью, разжимать челюсть и вытягиваться. К концу первого триместра ребенок зевает, сосет и глотает, а также чувствует запахи и прикосновения. К концу второго триместра он может слышать, а к концу беременности и видеть.

Характерно, что будущий ребенок проходит чисто человеческий путь развития, в отличие от зародышей животных. Это проявляется в особенностях развития мозга, рук и языка — то есть тех органов, с работой которых связана человеческая деятельность. Закладка языка происходит на четвертой неделе, к десятой неделе развитые мышцы языка получают «сигналы» из головного мозга (другие структуры ротовой полости еще не развиты). Кисть руки включается в работу на 6−7 неделе жизни эмбриона. В 14−15 недель формируется первая специфическая реакция: раздражение ладони вызывает сжимание пальцев (будущий хватательный рефлекс).

Продолжение следует.

Обновлено 15.10.2008
Статья размещена на сайте 4.08.2008

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: