Подкаст
Сергей Курий Грандмастер

Каким был идеал женской красоты в первобытном обществе?

Самолюбие читательниц наверняка будет польщено, когда они узнают, что первыми произведениями искусства были именно женские фигурки. Археологи прозвали их «палеолитическим Венерами». Разумеется, с изрядной долей шутки, ибо выглядят эти «Венеры», по нашим меркам и идеалам красоты, крайне непривлекательно. Лицо, руки и ноги, как правило, даже не намечались, зато художники первобытного общества богато наделили фигурки гипертрофированными женскими признаками — обвисшими грудями, резко выделенным, свисающим до колен животом и большими бедрами.

Половецкие болваны под городом Изюм, Харьковская область Фото: Olga Orlova, Источник

Однако это не значит, что все женщины палеолита представляли собой подобные «туши». Да и вряд ли эти фигурки были канонами женской красоты. При изготовлении «Венер» художником двигали не столько эротические, сколько культовые мотивы: здесь проявлялось уважительное отношение к зрелой женщине, этакому «сосуду» для беременности. Учитывая, что жизнь людей эпохи палеолита была тяжела и опасна, такие «плодородные» женщины, дожившие до зрелости, были в большой цене (тем более, если учесть господствующий в то время матриархат). По описаниям путешественников, в некоторых африканских племенах до сих пор ценятся невесты (!) на девятом месяце беременности, как доказавшие свою «плодоносность».
Если же судить по наскальным изображениям, первобытные люди были стройны, мускулисты и женщины не очень-то отличались от мужчин.

Изучение разнообразных племен, ведущих и поныне первобытный образ жизни, наиболее ярко подтверждает то, насколько разнообразными и экстравагантными могут быть представления о женской красоте. Приведу лишь несколько примеров:

Женщины из Мьянауна (Бирма) гордятся в первую очередь своими шеями. И гордиться есть чем — шеи красавиц порой достигают 50 см! Вытягивают их при помощи медных колец, надеваемых на шею с детства, число которых постоянно растет.

Каким был идеал женской красоты в первобытном обществе?
Фото: Depositphotos

Девушки из эфиопских племен сурма и музи аналогичным образом «раскатывают» себе губу: вживляют в нее глиняный диск, постепенно увеличивая его размер. Это ужасное, с точки зрения европейца, украшение носит и «экономическую» подоплеку: чем больше девушка «раскатает» губу, тем больше скота дадут ее семье, когда придет время выходить замуж. Некоторые исследователи считают, что «губатый» народный обычай зародился как способ избежать увода женщин племени захватчиками.

Жительницы же острова Борнео (Калимантан) считают верхом красоты оттянутые до плеч уши, чего добиваются, подвешивая к мочкам бронзовые гирьки. Со временем вес таких «сережек» может достигнуть 3 кг!

Для племени карамоджонгов (на границе Судана и Уганды) украшением женщины считаются особые фигурные наросты на теле. Ради этих «прелестей» женщинам приходится вытерпеть мучительную процедуру: кожа лица и тела надрезается железными крючьями и затем в течение месяца посыпается пеплом.

Жительницы Соломоновых островов, вступая в брак, лишаются верхних резцов. Их торжественно выбивает дядя невесты по материнской линии с помощью камня и заостренной палки.

Матери из племени индейцев типо (Бразилия) сдавливают лица своих дочерей деревянными палками. И это не наказание за плохое поведение — просто, не дай Бог, вырастет дочка с круглым лицом и будет посмешищем! Лицо должно быть вытянутое и очень узкое.

А в племени туарегов из пустыни Сахара позором для женщин считается… худоба! Красавица должна иметь множество складок на боках, большой живот и лоснящееся лицо. Достичь этого «идеала» ненамного легче, нежели сбросить лишний вес. Для «увеличения красоты» девочек с малолетства помещают в палатки, где они мало двигаются и в обилии поглощают верблюжье молоко.

Обновлено 28.11.2017
Статья размещена на сайте 16.05.2007

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "А ведь и правда, от некоторых традиций (например, выбивание зубов) в дрож бросает."
    А современные традиции - брить/выщипывать/выдёргивать всю растительность, что ниже пупка, корректировать брови, приводить в порядок подмышки, сжигать перикисью лицо (пиллинг) - вас не шокируют?
    Зубы выбивали один раз, а "косметические" процедуры современные барышни проделывают с завидной периодичностью.

  • Да, в былые времена были своеобразные представления о красоте. Возможно, наши потомки тоже будут улыбаться глядя на сегодняшних "королев красоты".

  • Познавательно и интересно.

    "В каждой избушке свои погремушки!" Для евреев обрезанный член - весьма красиво; для некоторых африканских племен - необрезанная девочка (удаление половых губ и /или клитора)- уродство.

    Оценка статьи: 5

  • Жили в нашем городе вьетнамцы. Одному из них был задан вопрос, как ему нравятся русские девушки. У него на лице изобразилось отвращение, и сказал: "Глаза большие, как у коровы".

  • тимур мустафаев Читатель 7 августа 2010 в 08:29 отредактирован 24 мая 2018 в 10:32

    Очень смущает абзац про красоту первобытного общества. подобные статуэтки, насколько я знаю, никакого отношения к женской красоте не имели, а, как вы правильно написали, носили культический характер и являлись образом «Матери-Земли», беременной
    умершими, которым надлежит еще родиться
    вновь к вечной жизни. Свидетельств же существования матриархального строя в истории человечества в настоящее время не найдено. А в остальном интересно было почитать. Спасибо за статью.

  • И все это для мужчин. 5, интересно!

    Оценка статьи: 5

  • Очень интресно, желаю продолжать в том же духе
    А ведь и правда, от некоторых традиций (например, выбивание зубов) в дрож бросает. Красота и идеал и правда понятие ну ооооочень относительное

    Оценка статьи: 5

  • А в племени туарегов из пустыни Сахара позором для женщин считается… худоба!

    Эх, не рвануть ли к туарегам? Так уж надоели, все призывы к стройности.

    Оценка статьи: 5

  • Наталье Соммер

    Учту Ваши пожелания, Наталья. Просто я немного "затупил" - думал, что на "Школе жизни" можно одно фото выкладывать. Исправлюсь.

    Дмитрию Шомину

    Ну, под первобытным обществом я подразумеваю то, что Вы найдете в любом словаре: то есть общинно-родовое, не образующее государство. Гумилева досконально не знаю, но многие индейские племена или обитатели островов - явно не "одичавшие культурные".
    Про культовых "палеотических Венер" я написал так, как это первые изображения женщин и многие читатели могли думать, что именно таких женщин в те времена и любили. Да и точных ответов на этот вопрос наука не имеет.
    Насчет греков. Не надо их делать клиническими гомосексуалистами. Жен они действительно воспринимали немного не так, как мы и обычно "культурно" отдыхали с любовницами. Иногда - с любовниками, но женская проституция в древней Греции всегда превосходила по объемам мужскую... Вообще-то это отдельная тема и в пяти словах ее всю не охватишь.

    • РОссию тоже в какой-то степени можно называть до 19 века общинно-родовой. Государство к нашим крестьянам имело очень малое отношение. Оно просто разрешало определенным лицам делать с ними то, что они делали. И пропасть между собственно государством и той общиной , что существовала в деревне ничуть была не меньше, чем между индейцами и колонистами в Америках.
      И кто вам сказал про то, что индейцы не "одичали" (у Гумилева, на самом деле гомеостаз). Если их кто-то обнаружил в таком состоянии, из этого нельзя вообще сделать никакого вывода. Сбежавшие крестьяне тоже не образовывали государства, а выживали как могли.
      Вобщем-то, чем древнее история, тем больше вил на воде.
      А про греков я и не имел в виду проституцию (как у вас все просто). Женская проституция потому и была так объемна, что была частью того же культа, что и жена. Я имел в виду "теплую" мужскую дружбу.
      Все что я хотел сказать, так это то, что вы, на мой взгляд, свалили все в кучу. И вы сами вобщем-то это подтвердили. А было бы на самом деле гораздо интереснее сделать из этого рассказа два совершено разных. Один с картинками из каменного века, а другой с современными "дикарями". Кроме венер в палеолите были еще очень интересные фигуры отождествляемые с женщинами. И на мой взгляд, это было бы гораздо интереснее.

      • Люба Мельник Бывший модератор 5 июня 2007 в 19:20

        Дмитрий, хотелось бы заметить по поводу Гумилева - "чем древнее история, тем больше вил на воде". Гумилевские гипотезы и теории - не безупречны, порой его "ведет" идея.
        По поводу теплой м. дружбы - тут вы правы, речь не о клиническом гомосексуализме, а о стиле эпохи. И это не перепишешь. Как имело это место и в иные времена, напрмиер, в той же России - рубеж 15-16 вв.

        Оценка статьи: 4

  • Подборка во второй части интересная. ВОт только смущает несоответствие как частей, так и названия. Автор сам пишет, что эти венеры и не образ красоты, а скорее предмет культа. Тогда зачем его приводить?
    А во второй части причем здесь первобытное общество? Первобытное общество - не обязательно примитивное. А примитивное - не значит первобытное. Л.Гумилев показал, что современные так называемые первобытные - это "одичавшие" культурные.
    Да и вообще считать эротичным предметы культа - это тоже самое, что любить политинформацию. У древних греков так вообще говорят с женами было, как у нас политинформацией: ходить надо, а любить - того парня в бане.

  • Увлекательно. Только мне, как среднестатистическому читателю, хочется больше иллюстраций к статье. Дабы полюбоваться на красавиц.

    Жду продолжения. Удачи.

  • Люба Мельник Бывший модератор 5 июня 2007 в 06:13

    Хе, Денис, заметьте, в статье речь - не о девушковой красоте, а о женской

    Оценка статьи: 4

  • Идеал красоты - это все-таки симметричность,а инки,у них вообще многое было не как у всех.Хочется продолжения! 5

  • Вообще-то это только начало цикла о том, каким был идеал женской красоты в разное время и в разных странах. Я не претендую на подробнейшее освещение всех нюансов, которыми так богата история. Поэтому не стоит думать, что представления о женской красоте менялись последовательно, подобно временам года. Я буду останавливаться лишь на нескольких самых ярких и характерных моментах. Но даже их достаточно, чтобы показать всю относительность идеала. Знаменитая Нефертити кому-то может показаться сутулой и нескладной, рубенсовские красавицы — чересчур полными, а кто-то сочтет непривлекательными высокий лоб и выбритые брови Джоконды.
    Все попытки найти каноны красоты (начиная c древнегреческого "золотого сечения" и заканчивая современными расчетами) никогда не приводили, и вряд ли приведут, к какому-то общепризнанному, математически выверенному, идеалу. Даже такие, казалось бы, "естественные" требования к красоте, как симметричность или здоровье, не всегда принимались в определенные эпохи. Древние инки ценили, например, женское косоглазие (для чего девочкам с детства вешали у виска на уровне глаз специальные шарики). А в Средние Века (да и позже) в среде дворянства считались "модными" бледность и изможденность. Если даже не принимать во внимание человеческую субъективность, ясно, что эпоха и национальный менталитет всегда вносят в понятие идеала красоты свои собственные поправки. Женской красоты это касается в первую очередь, ведь ее восприятие во многом основывается на эротике. А ведь в этом плане нет ничего хуже однообразия, даже если оно совершенно.

  • Интересно. Сюда бы ещё как вывод приписать, как сейчас всё происходит или напишите на эту тему отдельный материал, про как изображают девушек сейч ас

  • Сколько народов - столько и идеалов красоты.
    Спасибо.
    Очень познавательная статья.

    Оценка статьи: 5