• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сборник Крылья ПобедыБоевой путь 567 штурмового авиационного Берлинского полка

     ОГЛАВЛЕНИЕ     

Предисловие к сборнику ответственного редактора Меркушева А. И.

Введение:

Глава I. Боевой путь 567 штурмового авиационного Берлинского полка:

Глава II. Воспоминания 1 и 2 периодов боевого пути (1941-1942 г.г.)

Глава III. Воспоминания 3 периода боевого пути (1944-1945 г.г.)   

О боевом пути и составе полка

567 штурмовой авиационный Берлинский полк — один из многих рядовых штурмовых авиаполков — скромных тружеников войны, не заслуживших ни гвардейского звания, ни награды орденом.

Полк существовал 4 года и 3 месяца — с декабря 1941 г. по март 1946 г. и при этом участвовал в боях:

  • на Северо-Западном Фронте — 2,5 месяца, где сделав 81 вылет, потерял 12 лётчиков (60%) и 13 самолётов (65%). На одного сбитого лётчика приходилось 7 вылетов.
  • на Воронежском и Юго-Западном Фронте — 4 месяца, где сделав 363 вылета, потерял 6 лётчиков (30%) и 12 самолётов (60%). На одного сбитого лётчика пришлось 60 вылетов.
  • на 1 Белорусском Фронте — 8,5 месяцев, где сделав 1273 вылета, потерял 18 лётчиков (45%), 19 воздушных стрелков (47%) и 44 самолёта. На одного сбитого лётчика приходилось 70 вылетов.

Здесь стоит отметить, что весь 1943 г. полк работал как перегоночный: техсостав принимал самолёты с Куйбышевского авиазавода и готовил их, а лётчики перегоняли самолёты на фронт. Воспоминания об этом периоде жизни полка в сборнике отсутствуют.

До 1944 года в полку было 2 авиаэскадрильи по 9 самолётов без воздушных стрелков, а личный состав полка состоял примерно из 130−140 человек. С 1944 года полк имел в своём составе уже 3 авиаэскадрильи по 12 самолётов с воздушными стрелками и по штату приблизительно достигал 290−300 человек.

567 ШАП первым из штурмовой авиации фронта (из 19 штурмовых авиаполков) нанёс штурмовой удар по «логову зверя» — Берлину, а затем произвёл завершающий, последний боевой вылет Отечественной войны на Берлин 1 мая 1945 года, с целью фотографирования результатов штурма и взятия города. Одна из фотографий этого вылета стала как бы историческим символом победы нашей авиации в Отечественной войне. Она есть почти во всех музеях страны, часто публикуется в печати и кинофильмах. За заслуги в Берлинской операции полк получил почётное звание «Берлинский». Личный состав был награждён орденами и медалями. Личный состав полка был награждён в полном составе медалью «За взятие Берлина».

Фактически на конец войны в полку было 226 человек (такое количество личного состава было награждено медалью «За взятие Берлина»). Учитывая, что личный состав полка за время войны сменялся трижды, можно предполагать, что в полку прослужило за 3,5 года его существования около 600 человек.

Считалось, что средняя продолжительность нахождения лётчика-штурмовика на фронте составляла 60 вылетов. При достижении 80 вылетов лётчик-штурмовик представлялся к званию «Героя Советского Союза». Это звание заслужил всего один лётчик, прибывший в полк в конце войны, а два других лётчика получили звание Героя Советского Союза уже в других полках. Такое скромное положение полка, по-видимому, объясняется тем, что личный состав полка трижды обновлялся полностью. Однако среди личного состава много награждённых орденами и медалями.

Полк состоял из лётного состава со штабом полка (около 25% полка) и технического состава (75% полка). К окончанию войны в полку было 226 человек и 29 самолётов Ил-2 (в т.ч. учебный УИл-2).

Лётный состав включал в себя лётчиков-офицеров (30−40 человек) и воздушных стрелков-сержантов (30−40 человек). Боевую работу лётчиков и стрелков точно охарактеризовал в своих воспоминаниях лётчик 1942 г. А. А. Калинин: «Тогда между нами не произносилось вслух слово „героизм“. Не принято было. Но каждый час боёв, любая минута схваток с фашистами являлись непревзойдённым повседневным героизмом».

Техсостав состоял также из офицерского, сержантского и рядового состава. Офицеры-техники составляли около 10% техсостава, механики 5-ти специальностей — около 30% техсостава и младшие авиаспециалисты 5 специальностей — около 60% техсостава.

Офицеры были в возрасте 21−25 лет, а все остальные 2/3 полка — сержанты и рядовые — 17−20 лет.

На каждый самолёт приходилось 2 человека лётного состава (лётчики и стрелки) и 8−10 человек обслуживающего техсостава. Специфика труда состояла с том, что около 75−80% полка работали для того, чтобы остающиеся — основные 20% полка — летали на боевые задания. Ил-2 поэтому и называли коллективным оружием, а не только «летающим танком» (за его бронированный корпус).

Техсостав самоотверженным трудом, почти постоянно недоедая, недосыпая, обеспечивал бесперебойные боевые вылеты (до 5−6 вылетов в день). Это они, как муравьи, бегали вокруг вернувшихся на стоянку самолётов, заливали бензин, воду или антифриз (зимой), масло и гидросмесь, заправляли сжатым воздухом, закладывали снарядные (300 шт.) и пулемётные (1500 шт.) патроны в лентах, до 600 мелких авиабомб, подвешивали реактивные снаряды РС-82 (или 132), настраивали и перестраивали радиостанции, проверяли и регулировали электрооборудование и приборы и делали многое другое. Если же самолёт, или его оборудование возвращались повреждёнными, то при нехватке запчастей и инструмента в полевых условиях, зимой или летом, ночью или днем, делались чудеса — и самолёт в рекордные сроки был снова готов к вылету. При этом были случаи, когда работа проводилась с риском для жизни. По существу это были трудовые подвиги, трудовой героизм. Но на фоне ежедневно рискующих жизнью лётчиков и стрелков, это как-то не замечалось, считалось обычным делом.

Найденные в архивах и напечатанные в этом сборнике сведения об ущербе, нанесённом полком врагу не полны. Даже те данные, которые зафиксированы в документах, можно считать приблизительными. Полк за войну сделал 1717 боевых вылетов с 23-х боевых аэродромов и нанёс значительный ущерб врагу. При этом потерял:

  • лётчиков — 36 (в т.ч. 3 не в боях);
  • стрелков — 19 (в т.ч. 2 не в боях);
  • техсостава — 7 (не в боях);
  • самолётов — 72 (в т.ч. 13 не в боях).

Подробные списки всех погибших установить не удалось. Установлено, что погибли следующие наши товарищи (прочтём их фамилии и почтим их память):

Лётчики:

  • Чикирдин Г. И.
  • Чертков П.К.
  • Портнов В.П.
  • Аверкиев А.Н.
  • Левченко Г. П.
  • Залыгин П.К.
  • Кравченко П.К.
  • Серегин Н.И.
  • Шутенко Н.Ф.
  • Волков В.М.
  • Калмыков П.П.
  • Георгиев В.С.
  • Назков И.М.
  • Чернов П.М.
  • Швырков И.К.
  • Жуков И.М.
  • Кучеров И.Г.
  • Иваненко (Ивоненко? — Составителю и Редакции не удалось установить достоверно правильность написания фамилии лётчика, погибшего в июле 1944 года вместе со своим стрелком Николаевым смертью храбрых. В воспоминаниях однополчан также присутствуют расхождения в написании его фамилии. Поиски продолжаются. Примечание Редакции)
  • Ивутенко И.И.
  • Подкопаев В.Я.
  • Ковынев Н.В.
  • Сыпленко К.П.
  • Гурьев П.А.
  • Щербаков Е.М.
  • Лермонтов С.С.
  • Фураев Б.И.
  • Евдокимов Б.И.
  • Комаров В.С.
  • Домрачев П.И.
  • Веретенников А.Т.
  • Простибоженко М.Г.
  • Макеев Н.И.
  • Дроконов В.И.
  • Горобченко И.Н.

Воздушные стрелки:

  • Николаев
  • Брехливый В.А.
  • Татьянич И.А.
  • Яшков И.Я.
  • Розувакин Е.М.
  • Горчаков В.С.
  • Луценко И.П.
  • Елисеев Е.Е.

Технический состав:

  • Шевченко Т.А.
  • Шинкарёв П.Х.
  • Коломиц И.Е.
  • Кротов Ю.Я.

ВЕЧНАЯ СЛАВА И ПАМЯТЬ
ОТДАВШИМ ЖИЗНЬ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ РОДИНЫ ОТ ЗАХВАТЧИКОВ!

Статья опубликована в выпуске 15.07.2020
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: