Дебютант

На чем стоит кинематографический дом фильмов А. П. Звягинцева?

Три кита, на которых держатся режиссерские конструкции Андрея Петровича: несчастливое детство, бедность и несправедливость со стороны вышестоящих лиц или родителей. Приправлено все это большими или малыми дозами алкоголя.

Кадр из к/ф «Левиафан», 2014 г. Фото: kinopoisk.ru

Тема семьи — одна из ключевых в творчестве А. П. Звягинцева. Родственные связи в его фильмах — либо шаткие, готовые в любой момент лопнуть от напряжения («Елена», «Левиафан»), либо уже лопнули, но кое-как и кое-где склеены изолентой, которую герои пытаются изо всех сил отодрать от своей страшной чашки («Нелюбовь», «Возвращение»). Зачастую в роли этой никчемной посуды выступают дети.

Так, в одном из последних фильмов Звягинцева — «Нелюбовь» — персонажи всеми силами стараются начать новую жизнь, в которой они, наконец-то, будут счастливы. Но для этого необходимо избавиться от этой портящей все чашки под названием «общий сын».

Истории о несчастном детстве во всей своей красе предстают перед зрителями уже в первых фильмах режиссера. Однако там маленькие чашки, опасаясь того, что неаккуратные взрослые могут их разбить, идут на бунт.

Так, мальчик Иван (Иван Добронравов, «Возвращение») несильно рад неожиданному появлению отца в его жизни. Чувствуя что-то недоброе в новом родственнике, он выстраивает стену недоверия между ним и собой и тем самым защищает себя от еще раз возможного ухода папаши из семьи.

В «Левиафане» сердце мальчика Ромки (Сергея Походаева), к сожалению, разбивается случайным образом, специально никто не планировал. Из таких нечаянно разбитых сердец в последующем вырастают взрослые, уже с малых лет разочаровавшиеся в жизни, как героиня Елены Лядовой («Елена») Катерина. Их не принимает общество, но они и сами не стремятся стать ячейкой, важной составляющей этого злого и несправедливого мира.

Шампур, на котором держится мясо фабулы — мотив дороги, проходящей через все творения кинорежиссера красной нитью (будь то семейный отдых, рыбалка с детьми или празднование дня рождения за городом). Есть путь и есть автомобиль, который вынужден, как трамвай, возвращаться туда, откуда начался маршрут, снова и снова. Закольцованность дает понять, что конечной остановки счастья в этой дороге жизни точно не будет.

Еще одной особенностью фильмов Звягинцева является дом, в котором живут персонажи. В первых картинах это серые необлицованные средневековые здания, не вписывающиеся в ландшафт современного общества («Возвращение», «Изгнание»). Сложно представить, как в таком доме возможно жить.

В последующих фильмах преобладают дома, в которых обязательным атрибутом является огромное окно, через которое на людей смотрит природа («Елена», «Левиафан», «Нелюбовь»). Окружающий мир является незримым свидетелем разворачивающихся драм жильцов: будь то внушительных размеров дерево, которое встречает зрителей уже с первых кадров, или ворона, сидящая на том же дереве и медленно наблюдающая за тем, что происходит в жизни героев, или скелет огромного морского чудовища, на костях которого персонажи фильма пытаются пережить свою боль.

Нет в фильмах Звягинцева счастливого конца и быть не может. Нельзя обвинять режиссера в том, что он показывает «чернуху» и за счет этого получает положительные отзывы от зарубежных коллег: номинация Оскар за лучший фильм на иностранном языке («Нелюбовь», «Левиафан»), приз жюри на Каннском кинофестивале («Нелюбовь»), особый взгляд Каннского кинофестиваля — приз жюри («Елена»), премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке («Левиафан»), а это — впервые с 1969 года, ведь после «Войны и мира» Сергея Бондарчука отечественным фильмам не удавалось выиграть премию Голливудской ассоциации иностранной прессы!

Да он и сам был в жюри на Каннском кинофестивале, чему не так уж и рад. Это, безусловно, огромная ответственность — выбор лучших из лучших. Ведь здесь, действительно, не может быть, как в спорте, единоличного победителя:

…я вновь убедился, что лучше оставаться самым обыкновенным зрителем, кому не нужно отстаивать свою позицию перед таким же зрителем, как ты, а можно просто выйти из кинозала и в молчании идти по улице, перекатывая на волнах своего воображения образы и идеи, почерпнутые из этого источника, испытывая на вкус только что увиденное, перебирая или запоминая навсегда образы и состояния, которыми с тобою щедро поделился автор, и не быть ни перед кем в отчете за плоды своих усилий.
А. П. Звягинцев, «Искусство кино» № 7/8, 2018

Фильмы Звягинцева, как и некоторые другие произведения российского кино, заставляют, наконец-то, задуматься о том, что тебя окружает, понять мир, в котором ты живешь, впасть в российскую меланхолию от увиденного и горько заплакать.

Андрей Петрович Звягинцев
Андрей Петрович Звягинцев
Фото: kinopoisk.ru

Это и есть счастливый конец. Насладиться не «вкусом вишни», а «вкусом водки», потому что порой ты готов опустить руки и сдаться. Никогда российская культура не мотивировала никого жить. Ты сам это делаешь. Ты сам страдаешь и сам пытаешься черпать в этом силы, ибо только так закаляется сила духа и характер:

Еще позавчера я думал, что жить сквернее нельзя. Вчера я убедился, что может быть еще хуже — значит, позавчера было не так уж плохо.
В. В. Маяковский

«Ladies and gentlemen, thank you very much. We are absolutely happy», — речь Андрея Звягинцева на получении «Золотого глобуса» за фильм «Левиафан».

Статья опубликована в выпуске 30.03.2020

Комментарии (49):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Дома Звягинцев не построил.
    Его "Левиафан" - просто попытка стать знаменитым, используя западные клише о России.
    Базируясь на лжи, дома не построишь.

    Оценка статьи: 3

    • Игорь Вадимов, о каких клише может идти речь? О тех клише, в которых мы (прошу заметить и вы в том числе) живем? Вы на Россию с "широко закрытыми" прокремлевскими глазами смотрите? Посетите провинцию, а лучше поживите тут у нас( как уже долголетний житель этого забытого края российского говорю вам) лет эдак всю жизнь, и сразу все "клише" как с глаз долой. Даже не знаю, может вам фильмы документальные Собчак и Дудя посмотреть,чтоб понимать обстановку в стране. Только не надо говорить, что они дети Навального, максимум у вас челюсть на пол упадет от шока происходящего.Спасибо, что так внимательно прочли мою статью о выдающемся российском режиссере современности!

      Оценка статьи: 5

      • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 30 марта 2020 в 11:56 отредактирован 30 марта 2020 в 11:57

        Милая девушка, за почти 40 лет работы в СССР(а потом в РФ), я изъездил всю европейскую часть СССР-РФ и много раз ездил в командировки от Калилинграда до Ю.Сахалинска и от Архангельска до Ставропольского края.
        И я Вам авторитетно говорю - мемы о том, что русские все время пьют водку и трахаются наперекрест - брехня.
        Рассказ о том, что русские дети, чтобы стать выродками, как их родители, в детстве начинают с того, что живьем жгут кошек - тоже брехня.
        А поскольку все это я знаю САМ, мне собчачку видеть, слушать и смотреть - СОВЕРШЕННО ИЗЛИШНЕ.

        Кстати, если Вы вдруг не знаете, свой фильм "Левиафан" про Россию, Звягинцев написал на базе истории, произошедшей в США. Ну - это, если Вы вдруг совсем-совсем ничего не знаете.

        Оценка статьи: 3

        • Игорь Вадимов, в подавляющей массе человеков каждый слышит то, что он слышит, а не то, что звучит в действительности, каждый видит так, как он видит и каждый воспринимает действительность на свой лад и никогда не согласен с другими интерпретациями. Так что зря Вы пытаетесь преподнести объективную реальность. Она в оппозиционном круге всегда будет отторгаться под любым предлогом.

          • Валерий Сатокин, мы все едим то, что мы едим, а мы это то, что мы едим. Парные глаголы, которые должны показать ваше преимущество или бедный словарный запас? Джентельмены, я предлагаю не приплетать сюда бедную оппозицию( она вам не в каждой бочке затычка) и прекратить эту демагогию. Мойте руки, включите какой- нибудь фильм ( например, Звягинцева) и успокойте свое расшатанное мужское самолюбие и ЭГО, которое вы прикрываете маской благоразумия и необъятной мудростью. До смешного доходит, что великовозрастные дядьки спорят с какой-то испорченной интернетом девицей. Может тогда вам лучше посмотреть шахназаровский "Курьер"? Ситуация дюже похожая)

            Оценка статьи: 5

            • Аделина Гафурова, хочу дополнить по этому поводу. Одно время я работал редактором эфира на радио. Где-то в полдень встречаю, знакомого, давнего нашего поклонника, который меня спрашивает: Валера, что у вас за музыка звучит, вы что формат изменили? Беру у него наушник - радио "Шансон". Он возмущается: Сын зараза переключил. Но ведь через каждые 5-10 мин. звучат синглы, синхроны, реклама... А он их не услышал!

            • Аделина Гафурова, а Вы так сразу незамедлительно вешаете ярлыкии и "...раздаете советы космического масштаба и космической же глупости..." по какой такой причине ? Вы так уверены в своей правоте? На каком таком основании?

              • Аделина Гафурова Дебютант 30 марта 2020 в 14:38 отредактирован 30 марта 2020 в 14:38

                Валерий Сатокин, всего лишь стараюсь на все ваши комментарии отвечать с такой же искрометностью и аргументированностью, что и вы, дабы в грязь лицом не упасть. Честь бедного Андрея Петровича отстаиваю. Могли бы и поддержать меня, дебютанта! Приходится быть одному в поле воином.
                По поводу уверенности- другого выбора у меня нет , ибо "...каждый видит так, как он видит...", а еще против здравого смысла идти не хочется.
                Боже упаси, какие ярлыки, это же старый век. Мы за здравый феминизм, никакого снобизма и ханжества.

                Оценка статьи: 5

                • Аделина Гафурова, я готов поддержать дебютанта, но не огульно. Вы мне совсем неизвестны. Судя по теме статьи и дальнейшим публикациям, Вы находитесь в 18-й плоскости 7-й сферы геометрии Лобачевского. Милости просим.

        • Игорь Вадимов, если вы совсем-совсем ничего не знаете, то западная и российская версия совсем-совсем по-другому заканчиваются. В этом и заключается разница между "маленьким человеком" в Америке и России, или по вашему сий литературный термин тоже клише, которое использовали великие мастера слова ( то есть Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и остальные гении, которые я думаю, вы со своим многовековым опытом должны знать) лишь для того, чтобы хайп словить(говорю вам понятным языком хайп=слава, или вы думаете, что , используя слова "мемы", "трахаются" и "брехня" Вы становитесь ближе к молодежи? Успокойтесь, Вам с вашими "40 годами работы" за ней все равно не угнаться ). А может и они ( писатели и поэты, которые показывали всю подноготную) Россию-матушку изображали излишне плохо, и по вашему мнению, их всех перед памятником Ленина или другого вождя жечь нужно? Если вы повидали такой обширный географический кусок земли, то должны ( я искренне надеюсь) понимать разницу между жизнью в столице и жизнью на окраине мира.А по поводу авторитета процитирую вам Бенедикта Спинозу: " Ссылка на авторитет не есть довод".

          Оценка статьи: 5

          • И, да, Аделина Гафурова, ссылку на мой многовековой опыт - оценил и посмеялся.
            Только двадцатилетние (и те, кто моложе), могут так выражаться... Вы четко очертили Ваш примерный возраст, дитя.

            Оценка статьи: 3

            • Игорь Вадимов, а вам не кажется, что то, что вы делаете такой акцент на возрасте, говорит о том, что это единственное, чего вы добились за свою жизнь?)

              • Есть такой термин "сарказм". г-жа Гафурова ляпнула саркастически про мой многовековой опыт, я ответил, что юмор понял...
                Тут появляется одноразовый НИК и... и тут началось...

                Оценка статьи: 3

                • Аделина Гафурова Дебютант 30 марта 2020 в 22:50 отредактирован 30 марта 2020 в 22:50

                  Игорь Вадимов, ляпнули тут только вы, у нас здесь не версус батл! Какая у меня произошла удивительная эволюция от "милой девушки" до "г-жи Гафуровой". Но давайте лучше соблюдать субординацию.

                  Оценка статьи: 5

                  • Люблю фэнтези, Аделина Гафурова, Вы точно уверены, что русский для Вас родной?
                    Полагать, что г-жа Гафурова не может быть милой девушкой (или дитем)... это показатель низкого уровня знания русского языка.

                    Оценка статьи: 3

            • Игорь Вадимов, все еще рада, что мои реплики и ваш преклонный возраст вас рассмешили( надеюсь, вы не обижаетесь на мою правдивую шутку). Должна ли я стыдиться своей молодости и то, что у меня есть возможность вступить в диалог с такими титанами? Скорее наоборот. Меня полностью устраивает мой возраст и факт того, что время на моей стороне.

              Оценка статьи: 5

          • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 30 марта 2020 в 15:29 отредактирован 30 марта 2020 в 15:35

            Аделина Гафурова, вместо ответа на мой пост, у Вас получилась жалоба и чуть-чуть насмешки - на словосочетания, вырванные из контекста.
            Впрочем - я не в обиде, по делу Вам все равно сказать нечего.
            Конкретно по фактам... сам фильм я не досмотрел, ужасно противно было такой пасквиль смотреть. Да и снимали его не для нас - а чтобы на Западе выпендриться. Чем там могло закончиться... даже знать не хочу. Поскольку все в том фильме подонки и мерзавцы - то хорошо окончиться ничего не могло.
            Чем закончилось в США, смотрел на Ю-тьюбе, его из огнестрелов расстреливали. А он приварил к своему бульдозеру железные листы - и пистолетные пули их не пробивали. Тогда взяли что-то длинноствольное и прострелили ему кабину вместе с ним самим. Так поступают в США с теми, кто нарушает закон. Могли бы и из крупнокалиберного пулемета расстрелять - просто не ожидали, что он догадается забронироваться так хорошо.
            Вот и вся разница между людьми в США и в РФ.
            У нас креаклов, перегородивших Невский, перекрывших движение - несут в автобусы, где они, смеясь, селфт делают и в Твиттер или Фэйсбук их прямо из автобуса кладут...
            А в США полиция на каждый потенциально угрожающий жест отвечает стрельбой в корпус из пистолетов. Если что - потом у родственников покойника попросят извинения, скажут, что они вери сорри.
            Вот и вся разница.
            Какая разница между жизнью в Питере и Красноярске? В быту - никакой, я там в разные годы в сумме месяца 2-3 жил.
            Зимой река жутко парит и морозы не те, что у нас, покруче. На базаре кедровые орешки продают, а фрукты - в основном из Казахстана и из Китая.
            В Вологде в сезон на базарах чудовищная прорва грибов всех сортов, причем торгуют уже отсортированными грибами - корзина белых груздей, корзина чернушек, корзина обабков или подосиновиков.
            Еще воздух там намного чище. А в Москве все ужасно суматошные, вдобавок к ужасно грязному воздуху.
            Или Вы намекаете, что "Сибирь - не место для детей"? Так один поляк ляпнул, но переводить на русский, что за бред он несет - отказался.

            Оценка статьи: 3

            • Игорь Вадимов, в автобусы несут? Некоторых за стаканчик пытаются засадить, некоторым "особо опасным" девушкам кулаком в живот хреначат.
              Про Америку не нужно ерунды писать, там понятны действия полиции, у каждого гражданина может огнестрел не хуже. И все в курсе, какие риски с обеих сторон. Или там на митингах за "угрожающий жест" наповал бьют?

              Оценка статьи: 5

            • Игорь Вадимов, удивительно, что вы потратили столько времени на ответ мне, очень ценю потраченные вами бесполезно силы. Что вы мне пытаетесь доказать? Что Звягинцев дурак, показав "рашку-говняшку", прошу заметить сказал это Мединский. Для меня ( как и для многих критиков, не таких как мы с вами диванных) данный режиссер-гений и с технической точки зрения ( как он преподносит свои картины) и с моральной. Для чего вы пересказали конец западной версии фильма, мне честно сказать непонятно, но воля ваша. Спасибо, что пока интернет свободный, можно высказывать и отстаивать свою точку зрения. Рада за вас и ваши грибы.

              Оценка статьи: 5

              • Аделина Гафурова, тут хватает персон, живущих ещё в РСФСР, да ещё и лубочной, все никак не поборят коварных империалистов

                Оценка статьи: 5

                • Mike Mike, Ой-ёй-ей! А Звягинцев прям такой великий-превеликий... А как по делу, так понты, выпендреж и своевременное поклонение кинемтгрфБогам. В статье поминается Сергей Бондарчук, так вот Андрей Звягинцев (и не он один) рядом даже на одном гектаре не находятся.

                  • Валерий Сатокин, ну что вы как хейтеры какие-то. Ругаете меня за необоснованность и отсутствие аргументов, а сами на вопрос "Почему не нравится?" отвечаете " Ну вот потому что у него там понты, и награды он свои там наполучал в Америке и Европе вашей". Какие понты? Вы уверенны, что его фильмы смотрели? Весь мир знал, что он получит оскар, потому что заслуживает это. На ваше счастье тогда "Ида" Павликовского забрала приз. А награды на Каннском фестивале никогда просто так не давались. К моему счастью, Звягинцев ( вне зависимости от вашего мнения) уже вписал себя в кинематограф современной России как гений.

                    Оценка статьи: 5

                    • Аделина Гафурова, Во-первых, я Вас вообще не ругал. Во-вторых, награды на всех этих фестивалях всегда зангажированы, в-третьих, никуда себя Звягинцев еще не вписал. Эйзенштейн - вписал, Александров - вписал, Бондарчук - вписал, Меньшов - вписал, Гайдай - вписал... ну еще много этих великих. А Звягинцев где рядом с ними? Исключительно временными понтами своими?

                      • Валерий Сатокин, Всё верно, награды на всех этих фестивалях всегда зангажированы, а наша судьба уже давно решена масонским обществом! Полностью вас поддерживаю, брат)

                      • Валерий Сатокин, почитайте журналы "Искусство кино" и "Сеанс", книгу Роднянского "Выходит продюсер" и все заиграет новыми красками. Кинокритики с опытом куда лучше объяснят вам все прелести режиссуры Андрея Петровича.

                        Оценка статьи: 5

                        • Аделина Гафурова, да что ж Вы все на публицистику опираетесь. Им то как раз Звягинцевы и прочие нужны больше всего. О чем писать-то! Хотите просто так, для понимания вопроса, дайте мне любой фильм и я специально для Вас напишу две рецензии: одну - разгромную, другую - похвальную. А Вы себе любую возьмете.

                          • Валерий Сатокин, крайне лестное предложение, но обойдусь. Мне и ваших комментариев с лихвой хватило. Я с превеликим удовольствием прочитаю обоснованную рецензию Антона Долина или Зары Абдуллаевой. Опираюсь на ноги, книги, фильмы и глаза свои, вашего опыта в этом списке нет

                            Оценка статьи: 5

                      • Валерий Сатокин, даже более того, сейчас глянул на Кинопоиске, там в мировой двадцатке именно Захаров, извините)

                        Оценка статьи: 5

                        • Mike Mike, сэр, ну Вы же уважаемый человек... Вы еще из Википедии данные приведите.
                          Хотя может... придется статью писать.ю

                          • Валерий Сатокин, чем Википедия не нравится? Аргументированно.
                            Чем статистика из Кинопоиске плоха? Не доверяете вкусу отечественного потребителя? Вражеские жюри не годятся тоже.
                            Кто же является авторитетным источником?

                            Оценка статьи: 5

                            • Mike Mike, я воообще человек без вкуса. А Википедия, упрщенно, - это некий аналог Библии: все пишут со знанием дела, но толком никто ничего не знает.

                              • Валерий Сатокин, там не надо ничего знать, обычно, на каждое утверждение есть вполне авторитетный источник. И часто приведены разные точки зрения и критика. Дальше можно уже обсуждать нюансы.
                                Странные идеи у вас в 2020 году.

                                Оценка статьи: 5

                  • Mike Mike Читатель 30 марта 2020 в 20:21 отредактирован 30 марта 2020 в 20:25

                    Валерий Сатокин, про великий я ничего не утверждал. Но если сравнивать с Кеосаяном, то супер-гений
                    Бондарчук тут вообще при чем? Соотносить нужно фильмы хотя бы одного века.

                    Оценка статьи: 5

                    • Mike Mike, прошу уточнить, а с каким Кеосаяном?

                      • Валерий Сатокин, который сделал самый жуткий фильм всех времен и народов про крымский мост

                        Оценка статьи: 5

                        • Mike Mike, Помните перефразируя английского лейтетената из наших мушкетеров: имя, Брат, имя!!!

                          • Валерий Сатокин, Тигран, естественно, если вы не в курсе. Отчество, год рождения не нужен? Вдруг, их навалом

                            Оценка статьи: 5

                            • Mike Mike, приношу извинения за дотошность, Но Тигран - это уже отпрыск. Чего с ним кого-то сравнивать? Но Звягинцев ведь выше хочет прыгнуть! Ну и где его отметка после Эдмонда Кеосаяна (это я просто, что Вы фамилию вспомнили)? Да хоть Владимира Меньшова возьмите или еще мало кого. Да у нас полно настоящих великих режиссеров без излишней фантосмагории.

                              • Валерий Сатокин, да что же вы все в современной России жить то не хотите. Эйзенштейн, Бондарчук, Меньшов- все они сняли бесспорные шедевры, но ведь и сейчас есть умопомрачительные фильмы, которыми стоит гордиться. Балагов, Быков, Хлебников, Серебренников- они для вас тоже негодяи порочащие ваши старческие устои? "

                                Оценка статьи: 5