Но что хорошо для бизнеса — для клиента… На бедную голову потребителя сыпятся тонны рекламной руды. Возникает вопрос: как выжить в рекламном мире с пользой для себя?
Первое, что приходит на ум: самому стать рекламистом и зарабатывать на производстве и размещении рекламы неплохие деньги. Но если эта сфера приложения сил вам малоинтересна, предлагаю рассмотреть некоторые рекламные секреты: ведь если знаешь, как именно тобой пытаются манипулировать, тем легче этому противостоять.
Ну что, начнем?
1. Реклама откровенно (или не очень) преувеличивает достоинства. И замалчивает недостатки товара (конечно, речь идет о так называемой «добросовестной рекламе», а не откровенной лжи). В такой ситуации есть все поводы соблазниться предложением.
2. Реклама чаще всего обращается к эмоциям. К примеру, ролик рисует картинку красивой жизни — мечты потенциального потребителя. И собственно рекламируемый продукт как-то вскользь встраивается в эту картинку. Таким образом, у зрителя появляется чувство, что данная позитивная картинка и продукт тесно связаны.
3. Всевозможные «логичные» доводы в рекламе — очень популярный трюк. Например, использование всевозможных графиков и схем, по идее, должно доказывать «эффективность», «полезность», «целесообразность» покупки товара или услуги. Если разобраться более внимательно, графики и схемы мало что отражают. К примеру, графики восстановления кислотно-щелочного баланса после употребления жевательной резинки относятся только к пластинкам. А рекламируемые при этом подушечки такого эффекта не дают.
4. Реклама подталкивает человека к определенному решению: покупке. Делается это с помощью разных механизмов:
Например, вначале перед человеком ставится проблема. Она преувеличивается — по всем законам жанра. Оптимальный вариант — расписать проблему как нерешаемую. До сегодняшнего — счастливейшего из дней! Потому что найдено волшебное средство! Цель рекламы достигнута.
Другой вариант «подталкивания» — использование авторитетов, агитирующих за использование того или иного продукта. Недаром производители платят огромные суммы за то, чтобы «заполучить» публичных личностей в качестве «лица» торговой марки. Для потребителя покупка такого товара — есть некий акт единения со своим кумиром. Ценность собственно продукта в данном случае, отходит на второй план.
«Авторитетное» мнение в рекламе может высказать не только «звезда». В этом смысле хорошо работает образ «эксперта». Например, человек в белом халате отлично «продает» все, что позиционируется как «полезное для здоровья».
Таковы лишь некоторые хитрости рекламщиков. Конечно, это далеко не полный список. Но, при желании, можно найти и другие. Более того, это может сделать вынужденное время потребления рекламы даже увлекательным. Кстати, разделение рекламы и продукта, который она представляет, — очень хороший способ подойти к покупке осмысленно. А значит, меньше расстраиваться по поводу бестолковых приобретений.
Вот мы, собственно, перешли к вопросу о том, как снизить негативное влияние рекламы на свою жизнь. По-моему, здесь придутся ко двору здравый смысл и достоверная информация.
Откуда взять достоверную информацию о товаре? Тут уж придется приложить усилия. Вот несколько источников:
1. Знакомые, которые уже это покупали. Почему бы не спросить их мнение о новом порошке или зубной пасте? Не думаю, что это займет кучу времени.
2. Отзывы потребителей в независимых средствах массовой информации, например, на интернетовских форумах. Существуют форумы домохозяек; любителей готовить; частных инвесторов; тех, кто занимается оздоровительными методиками. Думаю, на таких ресурсах вполне можно обменяться мнениями о торговых марках определенных товаров и услуг.
3. Маркировка товаров. Читать упаковку становится не только признаком хорошего тона, но и средством сохранения нервов и здоровья. К сожалению, ситуация в Украине далека от совершенства: маркировка многих товаров не отображает всего, что там должно быть. Иногда на продуктах питания не указываются вредные компоненты, присутствующие в самом продукте. Проверить это можно лишь в лабораторных условиях. Но, увы, дело это дорогое и напряжное. Благо, появляются программы для потребителей на ТВ, обзоры разных групп товаров в СМИ.
4. Семплинги и дегустации. Не пугайтесь страшных слов. Все гораздо проще. Думаю, что такое дегустация, объяснять не нужно. А семплинг (от англ.) — это раздача пробных образцов. Эти способы продвижения товаров становятся довольно популярными. И я очень рекомендую пользоваться такой возможностью познакомиться с новой продукцией. Так вы сможете получить представление о той или иной продукции еще до того, как купите.
Вот еще несколько идей для того, чтобы шопинг приносил удовольствие без «похмельного синдрома» по приходу домой:
1. Список покупок. Если честно, такая привычка появилась у меня совсем недавно. Оказалось, что покупаешь то, что нужно. И гораздо реже вспоминаешь о чем-то нужном, переступив порог дома. Одна моя знакомая открыла для себя еще более парадоксальную вещь: если вручить список для шопинга домработнице, можно еще и деньги сэкономить. Все верно: попав в супермаркет, хозяйка может увидеть вдруг что-то очень миленькое или очень уместное. И еще вот тот фикус, о котором давно мечтала… А домработница-то не в курсе. Да и распоряжения про фикусы не было. Экономия налицо.
2. Спросите себя: действительно ли мне это нужно сейчас (вариант: действительно ли я хочу это?). Как только почувствуете непреодолимое желание забросить в корзину какую-нибудь штучку, попробуйте понять, чего вы хотите от этого товара. Сосчитайте до -надцати. И снова посмотрите на то, что хочется купить. Если желание все еще сильно… Ну что ж, покупайте.
Вообще, если у вас создалось впечатление, что я против покупок из-за импульса, это неправда. Иногда побаловать себя чем-нибудь незапланированным очень полезно. Может, вы давно не позволяли себе расслабиться? И ваш центр удовольствий просто требует чего-нибудь нелогичного, пушистого и нежного? Тогда имеет смысл разобраться с этим. Иначе последствия могут быть плачевными (в виде лишнего веса, депрессии, непонятной хронической усталости, к примеру). Но это уже совсем другая тема…
3. Шопинг-терапия. По мне, такой вариант сброса напряжения — палка о двух концах. Поначалу поход за покупками по принципу «на что глаз упал» может и привести в восторг: феерический шопинг создает ощущение, что вместе с новыми покупками вступаешь в новую жизнь. Здесь важны не сами покупки, но разрешение себе тратить деньги «просто так». Не считать, не думать: сколько осталось… Вообще не думать о проблемах, будущем и о том, от чего бежишь.
Но раз уж вы решаетесь на подобную терапию, определите сумму, которую потратите. Просто положите в кошелек ровно столько, сколько готовы потратить на подобное мероприятие. В этом случае, даже если вы забудетесь или впадете в покупательский экстаз, то не сможете потратить больше. Зато, представьте, сколько радости испытаете, когда придете в себя: оказывается, часть денег вы сохранили (они аккуратненько лежат в шкатулке), позволили себе немного роскоши и, как ни удивительно, купили пару славных кофточек. Они вам чудо как идут…
Что ж, давайте заканчивать на сегодня. Буду рада, если эта статья будет вам полезной. Удачных покупок, приятных впечатлений и здравого смысла.
Ольга Гриценко, хорошая статья! Все четко и понятно!
Что ж, давайте заканчивать на сегодня Получилось забавно, как в регулярной программе
5!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Ольга Гриценко, спасибо за статью!
В тему: на фирму Данон, которая вовсю продвигает свой Актимель, мотивируя его высокую цену тем, что он содержит полезные лечебные бактерии, подали в суд в Великобритании и в России. За недобросовестную рекламу. В ВЕликобритании их рекламные ролики запретили для показа. Независимые эксперты провели исследования Актимеля и обычных питьевых йогуртов -- воздействие на кишечник существенно не отличалось и обещанного повышения иммунитета у исследуемых не произошло. Так что рекламу можно и перепроверить ;)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ksenia Prchy, да уж..
Также как Нивея рекламирует дезики, снижающие количество бритья, так как волосы якобы медленнее растут... Такой бред. Но что интересно, подобные утверждения Комитет по рекламе просит подтверждать документально. И в рекламе дезиков тоже есть внизу сносочка, что мол, "исследования показали..." Но это не так И жертв рекламы очень много...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Гриценко, как выжить в рекламном мире? - чем ярче картина и громче реклама - тем дальше надо держаться от этого товара. Все просто. Я так и делаю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктор Кухновец, на радио есть такое неписанное правило: для первоначального привлечения внимания слушателя, важно не что говорить, а как говорить. В рекламе так же. Нынешняя беда в том, что далее перестало следовать качество. Еще в начале прошлого века задача ставилась примерно так:
«Рекламу следует писать самыми лучшими яркими красками. Нужно, чтобы реклама схватила Вас за нос издали, еще за милю от неё, и сразу привела, куда она зовет. Тогда она оправдывает деньги.»
М. Горький, «Мои интервью. «Один из королей республики.»
А нынче, в погоне за наживой, в рекламный бизнес хлынул вал дилетантов. Последствия налицо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Гриценко, статья у Вас получилась существенно позновательно-рекомендательная. Думаю, дабы противостоять нахальной рекламе, надо хотя бы в школе хорошо учиться. Тогда каждый бы знал, что для восстановления кислотно-щелочного баланса в ротовой полости, достаточно после еды прополоскать рот обыкновенной водой. Никакие жвачки и зубные пасты здесь не при чем. И зубную пасту надо применять для очистки зубов после приема пищи, а не с утра пораньше, да на ночь глядя. А отбеливающие зубные пасты - всё равно что красящие шампуни. А симптоматические лекарства ничего не лечат. А... Ну и так далее.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий Сатокин, всё, о чем вы написали, в школе, увы, не изучается... Сейчас получить квалифицированную оценку товара или метода возможно только через Интернет, да и то, затратив довольно много времени...
0 Ответить
Андрей Алпатьев, да уж конечно, конкретных рекомендаций нет! Возможно, мне повезло с учителями, которые научили меня учиться. Кроме того, в нашем школьном учебнике по анатомии человека прекрасно был описан процесс пищеварения! И не только. Оттуда и следуют обозначенные мною выводы.
P. S. Не хочу никого обидеть, но я правда иной раз удивляюсь: в школе учились все, а "почему трава зеленая" пояснить, как выясняется, может далеко не каждый.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Валерий Сатокин, Вы никого не обижаете. Способность прикладывать школьные знания к повседневным событиям - это, на самом деле, "высший пилотаж"... Так что Вам повезло не столько с учителями, сколько с головой....
Я уверен, что 9 из 10 опрошеных не ответят "почему трава зеленая"... Кстати, хорошая зубная паста на ночь очень полезна, а жвачки лучше не применять ни для каких целей... А вот вы, например, можете ответить, почему ток движется по проводам со скоростью света? Или почему вода, набранная из обычного водопровода на Крещение сохраняется в 5 раз дольше, чем в другие дни? Или почему "работает" гомеопатия?...Школа создает только иллюзию знаний, а дальше надо глубоко копать - а времени-то нет! Вот почему и приходится верить рекламе...
0 Ответить
Андрей Алпатьев, Вы как-то уж слишком глобально подошли! Коротко ответить трудновато. Скорость электротока только приближается к скорости света, да и то в вакууме при использовании суперпроводников. Собственно, чем плотнее материал, тем проще электрону "перескочить" на орбиту соседнего атома. Таким образом каждый электрон не "бежит" сразу из конца в конец проводника, а "скачет" с орбиты на орбиту. Отсюда высокая скорость движения в целом.
С водой вообще просто. Одинаково она хранится, если не привносить в нее сторонних веществ. Ну а вера народа в чудо и распространение мифов - это отдельная тема.
Гомеопатия так вообще целый раздел медицины, который не всегда адекватно толкуется.
Школа дает базовые знания, которые каждый волен либо развивать, либо позабыть. Но из-за этого пенять на зеркало не стоит.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Валерий Сатокин:
1. Электроны-то скачут, но довольно медленно - по этой теории после включении рубильника в Москве, лампочка во Владивостоке зажглась бы через 2-3 часа, а она загорается практически мгновенно...
2. Насчет сохранности воды- проверено РАН! Академики объяснения не нашли...
3. В гомеопатических растворах разбавление достигает 1 молекулы действующего вещества на несколько миллиардов молекул воды и по здравому смыслу действовать никак не может...
Это всё может показаться оффтопиком, но я привел примеры только для того, чтобы показать, что наука не может дать ответы на самые бытовые вопросы, а тем более - школьная наука. Вот и приходится доверять рекламе -а, вдруг, чудо существует...
0 Ответить
Андрей Алпатьев, ой что-то заговорились мы вдали от темы. Накажут нас за это. Попробую ответить статьей. Хм. Только бы тему соответствующую придумать
А реклама, все-таки, специальный бизнес, который должен помогать продавать качественный товар. И с чудом, и без чудес.
P. S. Не удержался-таки. Если совсем упрощенно, то скорость движение электротока = скорости перемещения электрона с орбиты на орбиту. А перемещаться они начинают сразу все вместе! Во всяком случае, я так понимаю.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Валерий Сатокин, c нетерпением ждем-с статью. Могу предложить даже название: "Жизнь против школьной науки"...
P.S. Я тоже не удержусь (в последний раз, чессно).
А откуда электрону в середине цепи знать куда перемещаться "всем вместе"? Возможно Вы скажете, что ему указывает электромагнитное поле? Но поле-то возникнет только после перемещения соседних электронов! Всё равно медленно получается...
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Ольга Гриценко, реклама - жесткая манипуляция бессознательным человека психотерапевтическими методами - грязный отъем денег у населения глобалистами. Здравый смысл , специально лелеямый и очищаемый, и образованность - часто неплохо служат. А еще - юмор, ирония и скептицизм...
0 Ответить
Не знаю, как у других. Но по мне, так человек всё же должен сам соображать, что он делает и покупает. А статья интересная
0 Ответить