Наталья Москалева Мастер

Чемодан знаний: зачем он нужен?

Чемодан знаний имеет обыкновение быть без ручки. Ты бы и рад его использовать или кому-нибудь передать, а не получится. Кому нужен чемодан без ручки? В лучшем случае ты сам приспособился его применять по назначению (хотя как такое возможно?). А в обыкновенном случае скучает вещь без дела.

Tomsickova Tatyana , Shutterstock.com

Новенький и пустой чемодан вручается каждому при рождении. Кажется, даже ручка у него есть. Но с течением жизни или по старости лет ручка теряется. (Беспощадно отрывается где-то в районе школьных лет.) А чемодан остается. И он становится тяжелым, неподъемным. И совершенно непонятно, что с этим делать.

Но гораздо хуже, когда чемодана совсем нет. То ли при рождении забыли дать, то ли количество у них ограниченное — кто знает? Хоть и пользу от чемодана мало кто получает, а все же обидно, что у одних он есть, а у других — нет.

Те, у кого есть, считаются умнее тех, у кого нет. Потому как замечено, что люди без чемодана склонны к совершению глупостей, а это не лечится. По этой причине первые часто не любят вторых и стараются с ними не общаться.

Сегодня самый лучший день,
Пусть реют флаги над полками,
Сегодня самый лучший день —
Сегодня битва с дураками.

Как много лет любой из нас
От них терпел и боль и муки,
Но вышло время — пробил час,
И мы себе развяжем руки.

(А. Макаревич, «Битва с дураками»)

Несмотря на ощущение собственной важности в связи с наличием чемодана, не каждый находит ему применение. Некоторые его даже теряют (но ни за что в этом не признаются). А у большинства стоит вещь, пылится в углу. И выбрасывать не принято, несмотря на совершенную его бесполезность. Получается, зря жил, зря копил. Люди в течение жизни ума-разума набираются, делают груз тяжелее, совсем уже носить не могут — а ты выбросил! Не поймут.

Чемодан нужен, чтобы его всегда можно было предъявить. Мол, у меня тоже есть — не хуже других.

Чужие чемоданы никому не нужны. Со своими бы справиться. Куда вообще возможно приспособить эту странную вещь?

Некоторые личности имеют обыкновение приходить со своими чемоданами и хвалиться: посмотрите, какая обивка и наполнение, и прочие внутренности. Так иная подруга или приятель любят невзначай упомянуть свои мнимые достижения в различных областях. Иногда хвалебные оды самому себе затягиваются на долгие часы общения. И ты обязательно должен их слушать, верить и восхищаться. Но при этом ручки у чемоданов повествователей тоже нет. И как его носить, они тоже не придумали. А учат тебя. Иногда даже предлагают забрать их ценнейший накопитель. Потому как считается, что передать свои знания другому — признак величайшей щедрости и глубокой мудрости.

Очень раздражает, когда слишком настойчиво навязывают свои чемоданы. И с какой стати их вместилище лучше, чем твое? Особенно восхищает, как эдакие бабушки учат воспитывать детей. При этом их личный результат воспитания может быть прямо противоположен тому, чего пытаешься достичь со своими детьми ты. Бабушек столь разительное различие между их результатом и твоими стремлениями нисколько не смущает. Они все равно знают лучше!

Ты, конечно, осознаешь ценность своего чемодана и даже считаешь, что он гораздо важнее других. Но толку от этого тоже мало. Потому что накопленные знания — они и не знания вовсе, а так, нечто непонятное, неизведанное. Ровно до тех пор, пока не поймешь, как их использовать.

А бывает, человек понял, как получать пользу от своего чемодана. И он до того преуспел, что видит область применения для других чемоданов. Его знания действительно достойны внимания. Однако остальным подобные знания не нужны. Да, устали от нелегкого груза. Негоже перенимать успешный опыт. Потому как ничего не делать гораздо проще, чем делать.

Ведь мало того, научиться использовать чемодан без ручки, так это ведь придется делать всю жизнь! Так можно бросить тяжесть в угол и делать вид, что ее нет. А так носить всегда нужно будет. Ты же почувствуешь, как здорово применять знания, улучшать жизнь. Ты же будешь знать, что все дело в чемодане. А это значит, не сможешь его бросить в угол. Замаешься с этой тяжестью, совсем себя в тоску вгонишь. Лучше уж оставить как есть. Плохонько, да привычно.

Вот, к примеру, ощутил на себе человек нехватку времени. Осознал, что в прошлом расходовал жизнь зазря, ничего душевного не приобрел. И с одной стороны, тоскливо ему стало за то, что так много возможностей потерял. А с другой стороны, хорошо, что вовремя (а течение жизни, это всегда вовремя) понял и начал менять устоявшиеся привычки. Нашел новые интересные увлечения, погрузился в них, радует себя. А в это время его друг, его хороший старый друг живет, как раньше. Тратит жизнь и время впустую. Ищет что-то вовне, а внутри остается пустота. Возможно ли до него донести простые истины, которые постиг первый герой повествования? Сколько раз ни пыталась — не вышло!

И вот ведь странное дело наблюдается! Тот, кто носит за собой чемодан, вовсе не чувствует его тяжести! Пользуется им постоянно, не отпускает от себя, а без напряжения. А самые умные свой чемодан катают. Потому что быстро поняли, что он сферический. И счастлив мудрец, познавший истинное назначение своего чемодана, научившийся им пользоваться. Нам этого не понять. Нам, свободным от груза, забросившим знания в угол, легче вообще не становится.

В поисках облегчения многие начинают придумывать альтернативные применения чемодану. Пробуют из него сделать подставку для унитаза, табуретку на кухню или даже полку на стену. И вроде в правильном направлении мысль движется: ищет актуальные сферы применения. Однако пользы от поисков мало. Потому как прямое и единственное применение центра сегодняшнего повествования — это использование накопленной кладези. Все остальное только лишь усугубляет бесполезность и тщетность применяемых усилий.

Вот и получается, что вроде как лучше жить с чемоданом, но проще без него.

Статья размещена на сайте 18.03.2015

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Статья интересная, спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Не знаю какую мысль преследовал автор, но мне пришла такая. Беда не в том, что чемодан полон знаний, при чем не всегда даже нужных и не применимых, а беда в том, что человек не может найти им применение, не знает с кем поделится и возится с ними как со списанной торбой, вот это звоночек, а так ли я прожил свою жизнь...Вопрос напрашивается разве мы знания получаем только для себя?

    • Лидия Богданова, да, и я бы даже дополнила, даже когда готов ценными знаниями поделиться, не всякий собеседник готов их услышать и внять.

      • Наталья Москалева, я еще добавлю к вашему примечанию, надо найти подход к каждому и донести свои знания это тоже большой талант, а то имею знания, а вот донести их не умею, не понимают, а может не умеете объяснять и не видите собеседника, один понимает с полуслова другому надо приложить терпение и донести с точки зрения их понимания.

        • Лидия Богданова, если человек стремится к определенным знаниям и хочет их получить - он их найдет и получит, даже если никто не даст. А если лениво и думать не хочется, так ты хоть заищись подход, и разжуй и в рот положи, а все бесполезно будет. В статье я выражала свое мнение именно с этой позиции. Остальные призмы в учет не брала (мы же не можем охватить сразу и все )

          • Наталья Москалева, да бывают и такие, но попытку то надо сделать это узнать, а то бирочки вешать у нас умеют, а вот учить не очень то. А те, которые сами узнают о них и речи нет, они найдут и куда это использовать, таких проблем у них не должно быть.

  • Образность - штука тонкая. Каждый понимает по-своему. У меня получилось так:
    умеешь пользоваться своим чемоданом - ты автора понял,
    не умеешь или не имеешь - сам дурак.
    Сейчас для знаний придумали другое слово - компетентности, что включает и умение пользоваться.
    А бабушкины компетентности... Им в ситуации конца света цены нет, а для спокойной и сытой жизни бабулин опыт - практический, педагогический, семейный - не указ.
    Оценка статьи: 3.

    • Нина Бочарова, для "базы данных" припасённых знаний, вообще для головного компа есть ещё словечко-понятие - ЧЕРДАК. Дескать, там не завалялось ли что-нить подходящее? Он фунциклирует или не варит, не рубит ли чего в Етом делИ?

      Оценка статьи: 4

  • Интересные мысли

    Действительно, мало просто получить знания. Нужно ещё и уметь их использовать.

    Оценка статьи: 5

    • Наталья Наумова, а при чем здесь "чемодан знаний"?

      Оценка статьи: 3

      • Насколько я понимаю, чемодан – это образ. Кстати, очень выразительный Человек приобретает знания, наполняет ими свой чемодан. Но вот что он с ними дальше будет делать – это вопрос очень важный. И трудный.

        Останутся знания лишь грузом, или же принесут пользу – тут есть над чем задуматься.

        Оценка статьи: 5

        • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 23 марта 2015 в 00:02 отредактирован 23 марта 2015 в 00:03

          Наталья Наумова, я предпочитаю знаниями наполнять голову, а не чемодан, ибо отношуcm к home sapiens, а не к person collecting

          Оценка статьи: 3

          • Вячеслав Озеров, позвольте спросить, а как у данного представителя home sapiens обстоит дело с образным мышлением?

            • Наталья Москалева, Вас интересует моё образное мышление - проблем нет! Например, представить бесконечность вселенной и строение атома, или объяснить действие «черного ящика», на входе которого сигнал «А», а на выходе – результат «В». И не только представить, но и успешно донести до ребенка, в частности, слепого.

              В данном случае мне больше импонирует образ, предложенный Сергеем Дмитриевым - ЧЕРДАК. В нем хоть можно разместить кроме «чемодана знаний», пользователя этими знаниями.

              Оценка статьи: 3

              • Вячеслав Озеров, не, не, меня не очень интересует. Я уже мозг сломала, читая ответ

                • Наталья Москалева, а каково читателям целой статьи? Приспосабливая чемоданные образы знаний к своЁй головёнке?
                  Имаженизм, он ведь те тоКО в поЕзии правит бал, по и в поэтической прозе статей и коментов.

                  Оценка статьи: 4

                  • Наталья Москалева Наталья Москалева Мастер 23 марта 2015 в 17:00 отредактирован 23 марта 2015 в 17:02

                    Сергей Дмитриев, )) ну право, право, мы же подразумеваем, что большинство читателей все же люди размышляющие. Я сейчас, кстати, серьезно говорю. Потому как данный ресурс и люди на нем собравшиеся, производят впечатление весьма недурное .

                    • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 23 марта 2015 в 17:07 отредактирован 23 марта 2015 в 17:07

                      Наталья Москалева, на вопрос — «Моё отношение к науке?» (на сайте Fornit ), более 54% ответило — «Важна не наука, а развитие собственного умения видеть суть вещей», 13 % считают, что «Она приводит чаще к бедам и в конце концов разрушит цивилизацию» и только 32% согласились с тем, что «Нет ничего более полезного и практичного» чем наука, то начинаешь сомневаться "что большинство читателей все же люди размышляющие" (вне зависимости от наличия у них аттестатов и дипломов).

                      Оценка статьи: 3

                      • Вячеслав Озеров, глобально о читателях и людях вообще я бы не стала здесь обсуждать. И все таки, по моим скромным наблюдениям, здесь народ собрался более грамотный и развитый, нежели на других сайтах. (Естественно, это еще и результат определенного вклада организаторов сайта). А потому писать и обсуждать здесь интереснее, нежели на других ресурсах.

                        В конце концов, мы с Вами обсуждаем статью здесь, а не где бы то ни было. Если предположить, что мы люди умные, то все сходится!

  • Поток сознания ни о чем...

  • Все бы ничего, но чем же Вам бабушки-то не угодили? Может, стоит приглядеться к их результатам и скорректировать свои стремления?

  • Такое ощущение, что у автора нет чемодана. Ему кажется, что есть, но на самом деле его нет. За большим количеством буков скрывается совершенно пустая статья.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 22 марта 2015 в 05:14 отредактирован 22 марта 2015 в 05:22

    В статье много иносказаний и наполнителя.Набивается перефраз: "Уж ты прости, капитан, уж ты прости, капитан,// у нас,
    у каждого свой ЧЕМОДАН."

    Этот чемодан со барахлишком знаний вызывает "усмешку горькую обманутого сына", которого родителЯ и учителЯ наставляли учиться на круглые 5-ки, а инфа по ним пригодилась в мизере.

    Статья напрашивается на переложение в тезисах,типа:

    Знания надо черпать на свои способности их применять с пользой
    и удовольствием.

    При самообразовании ничего лишнего не намотается и не прилипнет в чемодане знаний.

    После 5-6-го класса их надо переформировать в спецклассы с уклонами по интересам.

    Надо больше педалировать умение, чем абстрактное знание.

    Об этом я уже не раз верещал.

    Оценка статьи: 4