• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Николай Иванович Козлов V.I.P.

Бифуркация, или Что такое «Правило нужного момента»?

Правило нужного момента — совершенно волшебное правило, которое делает наше общение разумным и эффективным.

Isabella Pfenninger, Shutterstock.com

Например, нужно приучить ребенка, чтобы он, выходя на улицу, выключал за собой свет в прихожей (брал мобильник или говорил, когда вернется). Мы ему напоминаем, а он забывает. Мы ему снова напоминаем, он забывает снова. Сколько ни ругайся, эффективность наших действий или низкая, или никакая. И что делать?

Вспомнить незнакомое слово «бифуркация».

«Точка бифуркации» — понятие из технического словаря, обозначает раздвоение: краткий момент, когда система непредсказуемым образом может изменить режим работы то ли в одну, то ли в другую сторону, после чего возврата к прошлому уже нет. Ситуация станет или одной, или другой. Применительно к психологии — это момент, когда человек легко может что-то сделать либо не сделать; сделать одно — либо сделать другое.

Когда человек находится в этой точке, малейшее подталкивание в определенную сторону дает нужный эффект. Когда этот момент пропущен — все, проехали, точка невозврата пройдена: можно только ругаться, но нужного результата уже не будет.

Так вот, возвращаясь к тому, чтобы ребенок выключал за собою свет в прихожей. Вопрос: когда мы поднимаем с ребенком эту тему? Обычно мы начинаем об этом разговор тогда, когда ребенок уже вернулся с улицы, то есть тогда, когда он реально поправить ситуацию уже не может. Это значит — не вовремя, точки бифуркации здесь нет.

Проехали…

Нужно действовать по-другому. А именно: важно не полениться и оказаться рядом со своим ребенком в тот момент, когда он в прихожей и только собирается на выход. В момент его сборов спокойно спросите, когда вернется, подскажите про мобильник и, поцеловав, попросите за собой выключить свет. Все, вы покидаете прихожую, ребенок выключает свет и уходит гулять. Он все сделал и сделает с удовольствием, и, если вы и далее будете поступать таким же образом, скоро это войдет у него в привычку.

Основная трудность — организовать себя. Помнить про то, чего мы хотим добиться. Впрочем, здесь есть одно полезное обстоятельство: столкнувшись с тем, как мы забываем свои собственные намерения, мы будем с большим пониманием относиться к тому, что ребенок тоже забывает о наших просьбах.

Аналогично: муж пошел на рынок, принес лук — плохой. Вялый, мокрый, еще какой-нибудь. Стандартная реакция жены — сказать, чтобы он лук в том месте больше не покупал, потому что лук он принес неважнецкий.

Жена на мужа не ругалась, она сказала все спокойно и честно, но муж за свою работу получил отрицательное подкрепление. А к следующему разу о просьбе жены он, скорее всего, уже забудет, снова принесет что-то не то, и жена начнет уже сердиться. Или обижаться на его невнимание.

Более мудро и ответственно — поблагодарить мужа за покупку, поцеловать и заняться делами. Но про лук запомнить. И в следующий раз, когда он соберется на рынок, дать ему предельно четкие инструкции, к кому ему ходить или на что ему смотреть, когда он будет выбирать лук.

Да, об этом нужно помнить ей. Да, работа «помнить» — это тоже работа, и чаще всего эту работу мы стараемся скинуть на другого. Но если мы хотим получить результат и хорошие отношения, эту работу нам нужно взять на себя. Наверное, это просто справедливо: ведь это мы чего-то хотим от наших близких, значит, нам и нужно об этом помнить. Старинное правило: «Тебе нужно — ты и делай!»

Пишет Аня, мудрая жена: «Если мужу надо сделать по дому что-то крупное, я вначале с ним обсуждаю надобность этого дела. А потом — напоминаю об этом тогда, когда появляется свободное время, которое он сам еще „не оприходовал“. Например, надо было сделать подвеску для телевизора на кухне, чтоб он место в комнате не занимал, все равно его не смотрим. Тихо, спокойно держу себе в уме, что это надо сделать. Как только у мужа организовался свободный выходной — совместная поездка с друзьями сорвалась, тут я и объявилась с напоминанием: „А ты хотел еще и телевизор перенести“. Все сделано — быстро, хорошо с удовольствием и без пиления…»

Уважаемые мужчины, солить или не солить кашу — этот вопрос решается в тот момент, когда жена стоит у плиты с ложкой и кастрюлькой. Когда кашу она уже посолила, уже поздно, уже всё. А за час до этого момента — слишком рано, она уже сто раз все забудет…

Запомните, все ваши замечательные пожелания следует обнародовать близким только в нужную минуту. Когда еще не пройдена точка невозвращения. Только тогда, когда надо.

Напишите напоминалку и повесьте в том месте, где вы будете находиться в тот момент, когда эту инструкцию вам будет полезно вспомнить.

Статья опубликована в выпуске 17.03.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (62):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • очень умная и замечательная статья! правда слово бифуркация встречаю в первый раз в жизни, но и без параллели с этой самой бифуркацией тут все понятно и доступно. чтобы применять эти советы конечно нужно трудиться(прилагать мыслительные усилия) и брать ответсвенность на себя(быть умнее и взрослее, что естественно например при общении с ребенком), кто бы спорил, что в этом только плюс для человека и этот самый человек(то есть применяющий такие советы)достоин всякого уважения? лично мне непонятно наличие даже резко отрицательных отзывов... можно применять или нет, каждый выбирает сам, кто то потрудится, кто то поленится, но то что метод хороший - это же очевидно, потратишь время на размышление(когда лучше сказать, какие слова подобрать,), зато сэкономишь нервы, избежишь конфликтов и окружающим хороший пример. на редкость замечательная статья!

  • Очень хорошая статья! Как получить от других желаемое, не осложняя жизнь себе и близким! Большое спасибо, Николай Иванович Козлов!

    Оценка статьи: 5

  • Да не надо дрессировать детей и мужа-это как собачки у Павлова.Можно обьяснить и попросить ну иногда не делает да бог с ним -можно на это не обращать внимание .Да все мы не без изьянов .Жизнь -это чудо и воспринимать надо так как оно есть.Просто наступит время и все встанет как надо,потому что это повторялось постоянно.Просто не наступил момент и нужное для этого время и у ребенка и мужа.

  • Записки маниакального дрессировщика...Помнить, чего вы хотите добиться, подкрасться в нужный момент и... Такое впечатление, что у всех склероз.

    Оценка статьи: 3

  • Светлана  Смирнова Светлана Смирнова Профессионал 18 марта 2012 в 12:29 отредактирован 18 марта 2012 в 16:37 Сообщить модератору

    Николай Иванович Козлов, слишком вольно применён термин "БИФУРКАЦИЯ"....(Таке себе, для красного словца).Даже в социологических системах смысл его иной.

  • Ситуация с бифуркацией затрагивает только один аспект воспитания детей, но он может увести читателей от главного.Если не формировать необходимые черты характера, например, ответственность, дисциплинированность,проявляющиеся по отношению к маме и т.д.,то придется только и делать, что отслеживать нужные минуты...
    Если желаемый вариант поведения ребенка(не забыть выключить свет, взять с собой сотовый и т.д.)сделать для ребенка более привлекательным, то он сам, сохраняя чувство внутренней свободы, пожелает не забыть, поберечь нервы маме и т.п.
    В связи с этим я бы добавил, что советы в статье касаются тех случаях, когда все запущено (здесь волшебство не помешает).

  • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 18 марта 2012 в 11:45 отредактирован 18 марта 2012 в 11:48 Сообщить модератору

    Когда человек находится в этой точке, малейшее подталкивание в определенную сторону дает нужный эффект.
    Нет. Не нужный, а просто другой эффект. Качественно иной, согласно теории бифуркации, при этом не обязательно ожидаемый. Управление бифуркацией зависит от оценки устойчивости полученного состояния. Термин употреблен не по делу.

  • Интересная статья по дрессуре и выработке условного рефлекса. Ведь правильно: если управлять поведением других, то лучше это делать максимально эффективно: минимальными усилиями в нужном месте и в адекватное время.
    НО:
    Кто несет ответственность за выполнение действия? В случае с животными понятно: дрессировщик. Животное не способно нести ответственность.
    А с другими людьми? Брать на себя такую неподъемную ношу: следить за распорядком другого человека ( и не одного), чтобы выбирать удачное для него время и место и именно там и тогда воздействовать? Это же какие затраты ?
    А ведь так хочется просто попросить и чтобы к вашей просьбе отнеслись с уважением. Путь человек сам решит - когда и как выполнить эту просьбу, пусть сам несет ответственность за свое поведение, разве он на это не способен?

    Оценка статьи: 5

  • А мне понравилось, при этом я даже не пыталась разглядеть автора за его рассуждениями, потому что мне были интересны именно они. И как ни странно, но это работает, проверено на себе

    Оценка статьи: 5

  • Лада Крымова Лада Крымова Профессионал 17 марта 2012 в 21:26 отредактирован 17 марта 2012 в 21:27 Сообщить модератору

    Скучно читать, не интересно. Скуууууу-чно!
    Автора за рассуждениями вообще не видно.

  • Красивое слово бифуркация, но оно тут очень слабо при чем. Но красиво.

    Насмешило, что мужья во всех примерах приравниваются к недееспособным детям, которые сами ничего вообще сообразить не могут. Что, этот дятел не способен отличить вялый лук от свежего? Очень может, но только когда ест. А когда покупает, значит, не может? Ему надо GPRS включать, даже чтобы в туалет попасть?
    На хрена вообще нужен такой мужик, которого надо на поводьях водить, как годовалого ребенка?

    Люди бывают рассеянные, и их хоть убей, будут забывать выключить свет (кстати, на хрена его все время включать-выключать? Износ лампочек от вкл-выкл обходится дороже, чем электроэнергия) , терять перчатки и зонтики. А другие не теряют безо всякой дрессуры.

    • К. Ю. Старохамская, мужик, думаю, нужен потому что он любим. А идеалов нет. тут речь не шла о придурошных мужчинах и детях-балбесах, а психологическом аспекте нашей памяти. Мы все о чем-то забываем. Неужели кто-то рождается ответственным и серьезным?

      Оценка статьи: 5

      • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 27 марта 2012 в 13:34 отредактирован 27 марта 2012 в 13:39 Сообщить модератору

        Алла Занимонец, как вам конечно же известно, в процессе совместного проживания с человеком породистые и не очень породистые собаки проходят через два основных этапа, позволяющих сделать совместное псино-человеческое сосуществование как можно более комфортным и взаимовыгодным, взаимополезным. Этапы эти скорее всего общеизвестны и по своему устройству, принципам функционирования практически ни чем не отличаются от таких же этапов в жизни человеческих особей обеих полов.
        Первый из них - воспитание, охватывающий детский период развития где-то от рождения лет до шести. Второй - дрессировка - привитие основных практических навыков. Мне не хотелось бы подробно останавливаться на каждом из этапов. Полагаю, что практически каждый родитель отчетливо представляет себе назначение 1-го и 2-го этапов. Или представляет, но по своему.
        читать дальше →

        • Евгений Востриков, извините, что перешел со статьи на Ваш комментарий - считаю нужным высказать свою точку зрения относительно воспитания.
          Личность - это то, ради чего человек что-то делает, а характер - это то, как человек что-то делает. Да, основа характера формируется до 5-6 ти лет и заканчивается формирование в подростковом возрасте - далее можно только подкорректировать пару-тройку черт характера, но не изменить.
          Только воспитание и "дрессировка",не идут последовательно, и воспитание не опережает - в первый год жизни очень важными факторами развития являются эмоциональное общение с ребенком и формирование положительных условных рефлексов.
          Воспитание заканчивается далеко не в шесть лет - новые цели, установки, убеждения могут формироваться и меняться и в зрелом возрасте.
          Нельзя путать понятия личность и характер. Можно ответственно и заботливо (черты характера) радоваться чьей-то смерти ("отмучился" - установка личности в некоторых обществах).
          Можно ответственно ходить головам.
          Можно со злостью приносить пользу.
          Человек может вести себя как животное и дрессировать (как Вы говорите), подростка, юношу и т.д. Только не стоит обобщать. Под влиянием значимых людей,прочитанное или услышанное слово,переживаемый опыт, или просто на тренингах (личностного роста, групповой психоанализ и т.д.)часто меняются установки и человек просто преображается как личность. И это не дрессировка.
          По последнему абзацу вашего комментария можно предположить, что у Вас есть установка "Человек с определенного возраста не меняется". Не меняется характер, а Личность может меняться.

          • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 28 марта 2012 в 10:54 отредактирован 28 марта 2012 в 12:34 Сообщить модератору

            Валерий Ким, так или иначе, в полемике или без оной мы обсуждаем то, что изложено в статье, а значит и саму статью. Извиняться, я полагаю, не стоит. ))
            Другими словами, личность это цель, а характер это инструмент. Интересно.
            И ещё. Ваша фраза о том, что «Не меняется характер, а Личность может меняться». Вот это просто крайне интересно. Выходит, что эти две, неразделимых в своей совокупности, категории могут существовать одно без другого. То есть личность изменяется, меняются её убеждения, она преображается на тренингах, ещё где-то, но характер при этом остаётся неизменным. Полагаю, что в таком случае вы говорите о неких психологических состояниях, в которых человек может находиться какое-то определённое, но всё же конечное, время, но не о свойствах.
            Вы пишите, что в первый год жизни очень важными факторами развития являются эмоциональное общение с ребенком и формирование положительных условных рефлексов. Я не ученый и психологией как общественной наукой никогда не занимался, но вот что говорят учёные:
            (Н.Д. Тарасенко, Г.И. Лушанова. Что вы знаете о своей наследственности? 2-е изд., Новосибирск, АН СССР, 1991) «Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется на практике. Базисный, фундаментальный слой высших психических свойств формируется еще до рождения и в раннем детстве. Наиболее благоприятные периоды для его формирования в психологии принято называть сенситивными. Это периоды максимальной восприимчивости. У каждого человека свои периоды сенситивности, но многочисленными экспериментами, современной психологией, социологией, педагогикой и другими науками, изучающими вопросы формирования человеческой личности, установлено, что основные, базовые периоды (когда собственно и закладывается личность, каркас её характера) лежат в пределе от рождения до трех лет. В период развития ребенка до 3-х летнего возраста формируется около 40 % его интеллекта, основные критерии отношения будущего гражданина к окружающим людям, к предметам, ценностям и к миру в целом. Известно, кстати, что двух- и трехлетний ребенок задает взрослым, окружающим его, в среднем около пяти - семи миллионов вопросов! И хотя психические свойства продолжают формироваться и в старшем возрасте, основа личности заложена уже в детстве.»

            • Валерий Ким Валерий Ким Читатель 28 марта 2012 в 22:34 отредактирован 28 марта 2012 в 22:37 Сообщить модератору

              Евгений Востриков, не буду ссылаться на источники и скажу только о своих выводах после 12-ти лет чтения курса "Возрастная психология" - теорий детского развития много.Характер - устойчивая индивидуальная характеристика личности(нельзя отождествлять с понятием "личность").Я говорил совсем не о состояниях, а о свойствах. Только у личности есть устойчивые образования и неустойчивые - и те и другие могут меняться - например, комментарий может изменить установку и, со временем, даже убеждение.
              " установлено, что основные, базовые периоды (когда собственно и закладывается личность, каркас её характера)". Написано через запятую, но личность - это не каркас ее характера.
              "В период развития ребенка до 3-х летнего возраста формируется около 40 % его интеллекта..." Здесь имеется ввиду связи между нейронами (богатство рисунка), после трех лет связи между нейронами формируются не так быстро(сензитивный период прошел). И скорее не до трех, а до пяти лет. По поводу формирования основы характера - до пяти лет. Видно - злой или добрый ребенок, общительный или нет, щедрый или жадный, аккуратный или наоборот и т.д. Скажу больше, очень многое предопределяет период до пяти лет (я психоаналитически ориентированный психолог). Только нельзя игнорировать роль сознания, которое возникает в районе трех лет и уже в шесть лет ребенок способен занимать активную жизненную позицию ( речь о личности ребенка) по некоторым вопросам.
              Основа личности и основа характера - не одно и тоже и фраза " установлено, что основные, базовые периоды (когда собственно и закладывается личность, каркас её характера ) лежат в пределе от рождения до трех лет - не корректна.
              Для меня основа личности - это ее мотивационная сфера. Основами характера можно считать и устойчивые черты характера, и волю ("хребет характера"), и основную динамику - зависит от ориентации психолога.

              • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 29 марта 2012 в 11:28 отредактирован 29 марта 2012 в 11:29 Сообщить модератору

                Валерий Ким, давайте определимся.
                Под психическим состоянием следует понимать, определившийся в данное время, относительно устойчивый уровень психофизиологической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Это специфическая реакция организма на внутренние или внешние воздействия, раздражители. Оно зависит от вектора (силы и направления) раздражителя.
                Психическое свойство - устойчивое образование, обеспечивающее определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.
                Ваша фраза "...приблизительно до трех лет ребенок не знает, что он есть" Если бы это услышала дочь моего друга которой 2 года 9 месяцев, то в переводе на взрослый с детского наверняка спросила бы: - "Дядя, ты в своём уме?" ))) Ничего личного , без обид Но она да и мой внук вполне осознают себя. Кто-то из умных сказал однажды, что "Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы ее опровергнуть"

                • Валерий Ким Валерий Ким Читатель 29 марта 2012 в 11:44 отредактирован 29 марта 2012 в 11:53 Сообщить модератору

                  Евгений Востриков, без обид - определения знаете , но применили понятия неправильно.
                  Моя фраза"...приблизительно до трех лет ребенок не знает, что он есть" говорит о том, что у ребенка нет самосознания(знаний о себе). Приблизительно после двух лет ребенок говорит не " я хочу есть", а "Саша хочет есть" - в третьем лице. И только в районе трех лет (кто-то чуть раньше , кто-то позже - начинает говорить "Я" - от первого лица, т.е., начинает отделять себя от окружающего мира, осознавать, что он есть.Давайте спросим у наших читающих мам.
                  Бывают исключения - ребенок, по фамилии Ким, в пять лет выпустил сборник стихов, играл на музыкальном инструменте на уровне музыкального училища(не школы), имел выставку картин, играл в шахматы на уровне кмс - только это исключение из правил, что подтверждает закономерность.
                  Расскажите пожалуйста, по каким критериям Вы определяете то, что ребенок осознает себя - я про свои рассказал.

                  • Валерий Ким, вот видите, ребёнок с фамилией Ким опровергает теорию. Сентенция об исключениях которые лишь подтверждают закономерность не более чем расхожее, обывательское мнение. Можно даже сказать, что демагогический (не ваш) приём для того, чтобы выйти из любой сложной ситуации. Я слышал такое среди химиков когда один из них, оказавшийся неправым воскликнул: - "Ну значит это исключение! А оно лишь подтверждает правило!" Ничего оно не подтверждает кроме желания быть во что бы это ни стало оказаться правым и то, что далеко не всем детям свойственно не осознавать себя до з-х лет. Расскажу. Да по тем же признакам о которых вы и рассказали. Когда мне было два года мама брала меня с собой в общественную городскую баню. Но однажды из любопытства и по недосмотру взрослых полез к фенам. Сейчас не знаю, а раньше были в банях такие электрофены-колпаки для сушки волос с верёвочкой для их включения. Уж не знаю что там произошло, но помню только как врач ножницами срезает мне кожу с обожженной ладони. Током меня шарахнуло оказывается. В рубашке родился. Мне было жутко больно и страшно. Я и орал соответственно. Не Жене больно, а мне. И, кстати, помню и цвет кафельной плитки в бане и эти злополучные фены без подробностей.
                    Моя дочь начала говорить до года. В два она с мамой уже осваивала алфавит. Играючи конечно. Так вот когда очередь дошла до буквы "Я" она с изумлением спросила - "Мама, это я!" Мы с женой долго смеялись.

                    • Евгений Востриков, ребенок с фамилией Ким не опровергает закономерности возникновения самосознания, а подтверждает факт, что в исключительных случаях ребенок может развиваться с опережением.
                      В психологии пользуются коэффициентом корреляции,выявляющий закономерности - почитайте и поймете, что в науке опровергать закономерности, ссылаясь на то, что по коэф. кор. вероятность меньше 100% - это демагогия(я не про Вас, конечно).
                      Повторюсь, по моим критериям - приблизительно(плюс-минус) в три года, для подавляющего большинства детей.
                      Ваши примеры с баней и алфавитом совсем не убедительны.
                      Думаю ничего страшного нет если останемся при своем мнении - сознание в два года и после шести воспитывать не стоит - только дрессировка, и - три года , воспитывать надо и далеко после шести.
                      Если кто-то после прочтения нашей дискуссии начнет что-то новое отслеживать у своих детей - уже хорошо

            • Евгений Востриков, уважаемые коллеги! Действительно, вопрос "Можно ли менять свой характер" - в стороне от темы статьи, но вопрос действительно интересный. Тут важно уточнить, о чем идет речь: меняется ли характер человек сам в разных ситуациях? Или меняется ли характер человек сам в процессе жизни? Или речь идет о том, может ли человек самостоятельно менять свой характер? Возможно, вам будет интересна статья в Психологосе "Можно ли менять свой характер" http://bit.ly/xibLDS

              • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 28 марта 2012 в 12:21 отредактирован 28 марта 2012 в 12:21 Сообщить модератору

                Уважаемый, Николай Иванович Козлов, действительно, дискуссия накренилась малость не в ту сторону. Но я её не накренял. Тапками своими клянусь
                Моя мысль (если коротко) состояла в том, что если человек в детстве не всосал, что такое хорошо и что такое плохо и, в частности, что выключать газ и свет это не только выгодно и безопасно, но и уважительно по отношению к самому себе и другим, то в зрелом возрасте воспитанием личности и изменением её характера этого не добьешься. Только лишь вот такой бифуркацией, тренировкой рефлексов на бумажку, на интонацию, на набор слов, на иной сигнал. Человек натренируется конечно. Не рыба же в конце концов то. Но станет ли это привычное движение новым, неотъемлемым свойством его характера или угаснет со временем как любой, неподкрепляемый стимулом рефлекс и нужно будет постоянно, ежедневно, регулярно его подкреплять?

          • Валерий Ким, Не меняется характер, а Личность может меняться.

            Есть общее наблюдение: ЛЮДИ НЕ МЕНЯЮТСЯ.

            • Николай Лаврентьев, я и говорю, что общее , что верно при определенном контексте. Речь же в комментарии Евгения идет о воспитании и "дрессировке" детей. Здесь, в этом контексте, можно подумать, что после 7 лет нет ни воспитания ни обучения - только дрессировка, и ничего, нигде, ни у кого после семи не меняется.

              • Евгений Востриков Евгений Востриков Дебютант 28 марта 2012 в 21:25 отредактирован 28 марта 2012 в 21:28 Сообщить модератору

                Валерий Ким, я поясню.
                Вижу косноязычие моё не позволяет писать мне яснее ясного и принцип Sapienti sat не работает.
                Воспитание это не просто эмоциональное общение и формирование положительных условных рефлексов. Это наиважнейший период в формировании личности. Его влияние на всю дальнейшую жизнь человека колоссально. Только в период воспитания формируются основы его отношения к другому человеку, обществу. Только в период воспитания закладываются основные оценочные критерии себя и других, их соотношение, уважение к личности, жертвенность, благородство, доброта, уважение себя, понятия о добре и зле и др.
                Если собаку с самого начала её жизни не воспитать как надо, то в дальнейшем она будет справлять нужду там, где захочет и кусать кого хочет и вообще, делать что хочет.
                Конечно, можно и в более позднем периоде начать воспитание. И она будет слушаться. Но не потому, что понимает свое место в человеческом обществе и делает что-то осмысленно, даже по собачьему убеждению, а потому, что знает - будет слушаться получит еду. Будет слушаться на будет наказана. Это слабые стимулы. Потому что они внешние. Это дрессура в чистом виде. Её воспитанием ни кто не занимался. Её основа, фундамент сделанны так, как собака сама себе представляет, под влиянием собачьих стайных законов в которых есть вожак и его сучка.

                • Евгений Востриков, я не сводил воспитание к просто общению и т.д., а говорил о важности этих факторов в первый год жизни, когда ведущей деятельностью является эмоциональное общение(интимно-личностное) с матерью. О важности этого фактора говорят и представители классического психоанализа и,
                  отдельно, французские психоаналитики. О роли формирования положительных условных рефлексов в первый год жизни пишет И.П Павлов.
                  О роли воспитания никто не спорит, вот только продолжительность этапа воспитания смущает, не согласен.
                  А начало воспитания, как говорят - чем раньше, тем лучше (Чтобы мальчик стал джентльменом - его дедушка должен быть им").

                  • Анатолий Мервино Читатель 29 марта 2012 в 10:17 отредактирован 29 марта 2012 в 10:49 Сообщить модератору

                    Валерий Ким, вот дом. Высокий, тяжёлый дом. Небоскрёб!
                    У каждого дома есть фундамент, база, основа. Если фундамент на который опирается дом с изъяном, с браком, то можно сколь угодно укреплять стены дома, увеличивая количество и качество арматуры, качество бетона и инженерных решений, усиливающих прочность. Всё бесполезно. Это опасный дом. Он упадёт. Не сейчас так позже.
                    Фундамент дома возводят за неделю, за две. Дом строят полгода, год. Чем вам этот дом не модель человека? Скажете намного проще? Да, проще. На много. Это модель личности. В науке кругом одни модели - ДНК, атома, вселенной и т.п
                    Если ребёнок в раннем детстве мучает животное и всем до этого нет дела, то, став взрослым, он не будет мучить животных, он перенесет это на всех тех, кто его окружает. Его изъян в воспитании трансформируется, сублимируется в иные поступки. Он может быть успешным, даже может быть не плохим семьянином, респектабельным, но изъян его воспитания останется в нём навсегда и ни чем его уже из него не выковорить в том числе и последующим воспитанием в отрочестве и юности. Он обречен быть негодяем и мизантропом даже если изо всех сил будет стараться выглядеть пай-мальчиком. И этот изян в его воспитании обязательно однажды проявится.
                    Примеры? История полна примеров!
                    И кроме того, как сказал Альберт Энштейн: -"Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того". И ещё я позволю себе привести здесь пару его цитат
                    "Если вы не можете объяснить это простыми словами, вы не до конца это понимаете"
                    "Решение проблем Физики — это детская игра по сравнению с научно-психологическими исследованиями детской игры"

                    • Валерий Ким Валерий Ким Читатель 29 марта 2012 в 11:09 отредактирован 29 марта 2012 в 11:09 Сообщить модератору

                      Анатолий Мервино, не все так однозначно. Я, конечно, не знаю примеров, когда до трех лет ребенок мучил животное при попустительстве взрослых и как бы не старались после трех лет окружающие(допустим, родители погибли и его воспитывали другие люди) - он все равно оставался негодяем и мизантропом.
                      Про основы я писал (28 марта 2012 в 22:34). Само слово "основа " говорит само за себя и могу многое рассказать о том, как много предопределяет детство (и с точки зрения влияния типа воспитания на судьбу-доказано, и с точки зрения психоанализа-доказано). Только речь не об этом - доказано также следующее - личность меняется, существование возрастных кризисов с переоценкой ценностей,воспитание(вместо дрессировки - социализация) ребенка и после трех лет, и после пяти лет, и далее играют важную роль в формировании и развитии личности. Не все предопределено детством(откуда мы родом) - меняется иерархия ценностей,могут меняться сами ценности,после психоанализа развивается даже способность управлять своими неприемлемыми импульсами, возникшими во время отсутствия самосознания(приблизительно до трех лет ребенок не знает, что он есть).
                      Возникает вопрос - важны ли, и насколько, убеждения, сформированные после пяти лет - думаю, что даже примеров приводить не стоит.

                      • Анатолий, речь идет о том,что можно изменить в подрастающем ребенке, а что нельзя. Моя точка зрения проста - есть то, что можно и после пяти лет, и воспитание здесь играет далеко не последнюю роль. А мнение, что где-то после шести лет эффективна только дрессировка "других навыков, но только не социальных" считаю крайней, полярной точкой зрения.

                        • Анатолий Мервино Читатель 29 марта 2012 в 12:06 отредактирован 29 марта 2012 в 12:12 Сообщить модератору

                          Валерий Ким, я внимательно читаю все последние комментарии и хоть они и не совсем в тему со статьёй, но они мне представляются гораздо интереснее, чем сама статья.
                          В комментариях Евгения есть пара ключевых слов которые мне кажутся очень важными - основные, базовые. Если ребёнок с рождения вынужден жить в обстановке насилия, грубости, страха, то он вырастая пронесёт эти взрощенные в нём семена через всю свою жизнь. Он конечно же будет маскировать их, у него будет масса масок - благополучия, уверенности, доброты и т.д. Но недоверие, страх даже ненависть будут сопровождать его всегда. Воспитанием этого не исправить. Ведь необходимо разобраться откуда ноги растут этой перверсии. Здесь нужна работа психолога, психиатра. А под дрессировкой лично я понимаю (это слово, кстати, не окрашено в негативный цвет) привитие практических навыков общественно приемлемого поведения. Маленьким детям свойственно обобществлять. Им малосвойственно дифференцированное мышление. Если кто-то конкретный надругался или иным образом поиздевался над ребёнком, то он скорее всего перенесёт это на всех.
                          Нет ничего странного в том, что вы не знаете как ребёнок может издеваться над котёнком например, пытаясь поджечь его или ударить. Нет, конечно же он не ставит своей целью досадить животному. Он просто познаёт мир. А взрослые заняты. Что им до какой-то кошки... У них важное дело - пьянка. А он, став чуть старше уже целенаправленно вешает животное или вытыкает ему глаза. Ведь ни кто не объяснил ему тогда, в самом начале, что кошке больно как и ему самому. Еще и подзадорят - "Пусть мужиком растёт, а не рохлей!"

                          • Анатолий, в тему комменты. Если на самом деле после шести лет воспитывать бесполезно, то остается только отслеживать минуты "нужного момента".
                            Воспитание нельзя сводить только к исправлению чего-то, это и создание благоприятных условий(без насилия) для формирования тех или иных качеств.
                            Знаю как могут издеваться над животными дети, и теории, объясняющие подобное поведение(только это действительно отход от темы).

        • Анатолий Мервино Читатель 28 марта 2012 в 09:40 отредактирован 28 марта 2012 в 09:44 Сообщить модератору

          Евгений Востриков, а я всегда был уверен в том, что слово перевоспитание относилось и относится к области фантастики. Абсолютный, по моему мнению, бред представляет существующая практика воспитания (перевоспитания)в тюрьме, в армии, в школе. Если и встречаются такие случаи перевоспитания или воспитания в зрелом возрасте, то лишь по желанию самого человека. И, как правило, для этого нужна чрезвычайно сильная внутренняя мотивация взрывного характера - психологический шок. Но я, честно говоря, оч-чень сильно сомневаюсь в том, что это дано всем. Единицам. Канву, основу, фундамент, базис, основание, созданные в детстве скорее всего уже ни чем и никак не изменить.
          Только система привычных движений на автомате - многократное повторение упражнения до появления устойчивого навыка. Но это уже к воспитанию совсем не относится.

    • К. Ю. Старохамская,
      Согласен с вами, лучше бы подальше таких детей и мужей. Если лук с базара принести не может, то может ли он вообще? Если серьезно то автору следовало бы обосновать использование понятия из системного анализа в детской психологии, а то взял и назвал, ну прям как тот ребенок не выключил свет.

      Оценка статьи: 3

      • Сергей Миколич, мне кажется, вы торопитесь в суждениях и излишне категоричны. Среди моих знакомых есть много очень достойных людей - докторов наук, заботливых отцов и любящих мужей, которые при этом рассеяны и забывчивы. Вы знаете, такое с учеными бывает. Думаю тем не менее, что они заслуживают всяческого уважения, и их жены с ними счастливы. А свои особенности и небольшие недостатки есть, наверное, у каждого из нас.
        За отзыв вам в любом случае - спасибо!

  • Дрессура. В кинологии этот метод известен с незапамятных времён. В нужное время нужное слово. Затем действие. И ни в коем случае не наоборот.
    Бифуркация... Ну надо же...
    И.П. Павлов нервно курит в коридоре

  • "Здесь и Сейчас" РУЛЕЗ )

  • Интересно и просто. Мне понравилось, Николай Иванович, спасибо

    Оценка статьи: 5

  • Заходите на Психологос - энциклопедию практической психологии, я пишу туда ежедневно. www.psychologos.ru

  • Статья хорошая, я тоже применяла этот метод в жизни. Хочу поделиться еще одним методом(не знаю как по-научному он называется)На стене висит календарь. Соседка ходит по всем занимает деньги и никому не отдает. Мне отдает, тк в момент бифукации , когда она говорит, что отдаст деньги в среду, я на ее глазах вписываю это в календарь. Она приносит деньги со словами -вычеркни меня оттуда. Также с опозданиями моей племянницы. Приходит в гости на 2-3 час позже. Я вешаю бумагу "График опозданий" . Сработало

    Оценка статьи: 5

  • Статья интересная. Но я бы короче выразилась - сопливых вовремя целуют

    Оценка статьи: 5

  • Похоже на инструкцию для робота по программированию других роботов.

    • Николай Лаврентьев, По-моему, речь не о программировании, а о личной ответственности. Не указывать другим на то, что они делают не так, а разобраться, что ты сам делаешь не так, что имеет нежелательные последствия. И исправить это. Начать вести себя по-другому самому, тогда и внешние обстоятельства начнут меняться. А махать кулаками после драки - вещь абсолютно бессмысленная...

      • Екатерина Праскова, Начать вести себя по-другому самому, тогда и внешние обстоятельства начнут меняться.

        Это вряд ли. Во всяком случае, не настолько, чтобы внешние перемены можно было бы счесть заметными. Скорее всего, сместится точка сборки, или изменится акцент внимания, и человек в прежних обстоятельствах начнёт видеть и замечать то, чего он прежде в них не видел. Хотя всё это там всегда было. Так бывает с книгами, с фильмами, которые человек перечитывает или пересматривает через несколько лет и у него создаётся впечатление, будто это чуть ли не новая книга или фильм. А всё почему? А потому, что точка сборки изменилась, а не книга и не фильм.

        В жизни всё точно также.

        • Екатерина Праскова Читатель 17 марта 2012 в 16:13 отредактирован 17 марта 2012 в 16:15 Сообщить модератору

          Николай Лаврентьев, даже если так, если изменилась точка сборки, значит, мы себя чувствуем по-другому в тех же обстоятельствах. И уже не орем за непогашенный вовремя свет, например... И то, что раньше нас раздражало или угнетало, в этой новой точке ведет себя иначе или становится нейтральным.
          И если нам не удалось изменить другого, а лишь изменить свое отношение, - это тоже результат, вам не кажется?

          И хотя ваше объяснение очень интересно, не могу отказаться и от своего. Внешние перемены действительно заметны не сразу, поэтому многие и отказываются прислушиваться к такого рода статьям, считая все это чушью и обманом, даже самообманом. А другие возьмут, да попробуют. А начнет получаться, так и продолжат. Вода камень точит.

          • Екатерина Праскова, И то, что раньше нас раздражало или угнетало, в этой новой точке ведет себя иначе или становится нейтральным.
            И если нам не удалось изменить другого, а лишь изменить свое отношение, - это тоже результат, вам не кажется?


            Да, это результат. Однако неизвестно, насколько он Вас устроит. Потому что в новой точке сборки наверняка есть другие факторы, которые из прежней точки могут быть не видны, но в новой могут оказаться далеко не нейтральными для Вас. Мне кажется, что какой бы ни была точка сборки, распределение в ней того, что Вас "раздражало или угнетало" и того, что "ведет себя иначе или становится нейтральным", должно быть примерно одинаковым. Возможно, "поэтому многие и отказываются прислушиваться к такого рода статьям, считая все это чушью и обманом, даже самообманом".

            А другие возьмут, да попробуют. А начнет получаться, так и продолжат.

            Ага, пока не поймут что к чему. У некоторых, особенно у тех, у кого критическое и аналитическое мышление не развито, процесс прозрения затягивается.

            • Екатерина Праскова Читатель 18 марта 2012 в 00:21 отредактирован 18 марта 2012 в 00:21 Сообщить модератору

              Николай Лаврентьев, закон сохранения, если где-то убавилось, значит, в другом месте прибавилось? Интересно.
              И когда приходит прозрение, только и остается, что жить с этим дальше...
              Интересно было побеседовать. До новых встреч, возможно

              • Екатерина Праскова, закон сохранения, если где-то убавилось, значит, в другом месте прибавилось?

                Не похоже. Просто ВСЁ есть всегда и в любой точке. Однако в силу фрагментарности человеческого восприятия (как физического так и ситуативного, а также временного) люди замечают лишь фрагменты целого, которые они считают относящимися к себя. А личностное восприятие служит некой виртуальной лупой, через которую одно видно, другое нет.

                И когда приходит прозрение, только и остается, что жить с этим дальше...

                А что делать?

                Интересно было побеседовать. До новых встреч, возможно

                Спасибо! Взаимно. Тоже отписываюсь, ибо без Вас будет уже не так интересно.

  • Евгений Бабаев Евгений Бабаев Читатель 17 марта 2012 в 08:28 отредактирован 17 марта 2012 в 08:47 Сообщить модератору

    Спасибо за статью - очень интересное мнение. Но мне кажется, что автор несколько недооценил важность приводимых примеров. Все перечисленные примеры больше относятся к методам воспитания или приучению привычке. Когда такие вещи проделывают с животными, то, в дополнение к сигналу (миролюбивой просьбе), - следует и вознаграждение. И называется эта процедура дрессировкой.
    А вообще, - описывать некоторые методы воспитания с помощью теории бифуркации - очень оригинально! Здесь, даже несмотря на некоторые натяжки - целое поле для размышлений. Прежде всего - для понимания людьми важности "малых" поступков..!!! В этом смысле - я бы в названии указал не "правило нужного момента" (слишком узкая трактовка - ущемляет важность "просьбы" или сигнала), а "правило нужного поступка" или еще как нибудь покреативнее моего варианта. Бифуркация, как процесс обретения системой нового качества или свойства через малое изменение какого-то параметра (не обязательно или даже - совсем не времени) может объяснить много проблем. Например, с ее помощью можно пополнить теорию возникновения конфликта или наоборот, теорию примирения. Если этого еще нет, то - флаг в руки тем, кто силен одновременно в психологии и математике! Удачи на пути к новому. И в этом же смысле - спасибо Вам за идею и за статью об этом!

    Оценка статьи: 4

  • Комментарий удален
  • статья интересная, спасибо

  • У моей старенькой соседки на двери изнутри листок с крупными печатными буквами : ОЧКИ!!!
    Затем уже помельче написано: мобильник, кошелек.
    Спасибо автору за новое для меня слово!!!
    Хотелось бы не пропускать нужный момент - но не всегда это получается...

    Оценка статьи: 5