Сказки — это первые литературные произведения, с которыми знакомится человек. Их мы слышим уже в младенческом возрасте, ещё даже не научившись читать.
Многие сказки так проникают в душу, что человек начинает переносить сюжет и характер героев не только на свою жизнь, но и на свою судьбу.
Возьмём, к примеру, русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Некоторые девочки, вообразив себя Алёнушкой, всю свою жизнь ищут беспомощных и слабых, чтобы им помогать. И для них совершенно не важно, просят их об этом или нет. Они считают своей святой обязанностью опекать других людей. Такие старшие «девочки» носятся с младшими, как с писаной торбой. Они считают, что обязаны быть для других единственным светом в окошке.
Казалось бы, такие женщины должны быть счастливы всю жизнь. Однако нет. Из-за того, что они слишком мало внимания уделяют своим личным интересам, у них регулярно возникают приступы депрессии.
В свою очередь, некоторые мальчики, симпатизируя Иванушке, так входят в роль зависимого от старшей сестры братца, что всю свою последующую жизнь ищут себе покровителя, без которого не мыслят своего существования.
Или вот, например, сказка «Белоснежка и семь гномов».
Представив себя в детстве этакой внешне очень привлекательной Белоснежкой, некоторые девушки так входят в роль, что стараются очаровывать всех попадающихся им на жизненном пути мужчин-«гномов». Они благосклонно позволяют представителям мужского пола носить себя на руках и принимают различные знаки их внимания. Если таких девушек мужчины пугают своей непредсказуемостью, они скрывают своё подозрение под очаровательной улыбкой.
И тем не менее все старания таких «белоснежек» найти свой идеал мужчины обречены на провал по одной простой причине. Таким девушкам невозможно угодить.
Вот если можно было бы соединить красоту и обаяние одного «гнома», интеллектуальные способности второго «гнома», красноречие третьего «гнома» и наследство четвёртого «гнома» в одном мужчине, только при таком условии такая «Белоснежка» согласна отдать своё сердце. Где-то у какого-то классика мы с вами это уже читали. Не правда ли?
А вот ещё одна интересная сказка — «Золушка».
Вдохновившись ролью бедной сиротки, некоторые девушки напрочь забывают такие слова, как «хочу», «интересно» и «приятно». В их лексиконе почётное место занимают слова «надо», «нужно», «должна», «обязана». Они делают то, чего им не хочется. Хотя, как говорится, наступая на горло собственной песне, они тешат себя надеждой, что в конце концов получат заслуженное признание. Но не тут-то было!
Люди, которые заставляют «золушку» выполнять чёрную и неблагодарную работу, быстро привыкают к её жертвам и принимают их как должное. Если человек не уважает сам себя, то как другие люди будут его уважать?
А надеяться на добрую фею-Крёстную просто глупо, так как в реальной жизни приходится только самим добиваться своего счастья.
Ведь недаром говорится, «сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок».
Меня всегда интересовал вопрос почему у нас принято с деда прадеда читать для детей сказки. Так вот однажды я решил найти информацию в интернете, которая смогла мне открыть эти карты. Прочитав немало информации на самом деле качественно и логично изложении теории я нашел по ссылке https://tale-for-child.com/ru/article
0 Ответить
Вообще плохо сюжет знаете - Белоснежка у гномов нашла убежище, а любила она принца. Это вариант нашей "Сказке о мёртвой царевне".
0 Ответить
Руся Глущенко, с точностью до наоборот: это "Сказка о мёртвой царевне" - вариация (гениальная, но вариация!) сказки о Белоснежке. Братья Гримм, Шарль Перро - все они жили раньше Пушкина, и сказки, собственно, сами не писали, а обрабатывали народные. А гномы - типичные персонажи сказок и легенд кельтских, германских и скандинавских народов.
0 Ответить
очень поверхностный анализ.
Золушка - это архетип взросления, в семье с доминантной матерью. Это описание пасивной женской стратегии в ожидании "прынца".
Белоснежка - описание дефлорации. Опять же ограничивающия мать запрещающия взрослеть. А касательно гномов, как раз сказка о том что не нужно ложится в постель с первым встречным если он не подходит.
Еще один исследователь в шутку предлагал анализ опираясь на размер туфельки Золушки и ее сестер, связывая ее с женским детородным органом. Но этот анекдот мы оставим за бортом.
Этот анализ вы услышите на первом курсе любого психологического факультета.
А вообще обидно что такая "богатая" тема не расскрыта. Почитайте для начала Проппа и Берна, надеюсь найдете для себя много нового.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Мне кажется, что если уж заниматься диагностикой по "сказочному" критерию, то надо бы, выяснив, какая сказка является для человека любимой, постараться узнать еще, и почему она таковой стала: согласитесь, одни и те же произведения могут нравиться нам по совершенно разным причинам.
А насчет того, что полюбившаяся в детстве сказка формирует жизненный сценарий... давайте, еще подумаем вот о чем: почему взрослые выбрали именно эту сказку для чтения / рассказывания своему чаду? Почему именно за нее он "зацепился" (скорее всего, все-таки были и другие варианты)? Иными словами, человек (не только девочка-девушка-женщина, это ведь касается и мужчин, верно?) выбрал такой жизненный сценарий вследствие того, что на него повлияла сказка? Или эта сказка нашла отклик в его душе из-за того, что в результате семейного воспитания, внутренней предрасположенности, каких-то еще факторов он склонен к определенному жизненному сценарию?
Не уверена, что на эти вопросы есть однозначный ответ. Но поразмышлять над ними, возможно, имеет смысл
0 Ответить
Уважаемые комментаторы. Мне кажется, что не надо искать в статье о сказках подвох. Одному нравится одно, другому - другое. Сказки все любят с детства. Ну и будем их любить дальше. Хочу только добавить, что жизнь и власти (особенно мелкие, наши местные) нам инрогда подкидывают такие сказки, что воистину ни в сказке сказать, ни пером описать. Вот на них-то и надо направлять наш сарказм. А Аленушка и Иванушка пусть себе живут с миром.
1 Ответить
Александр Капцураж, так здесь и обсуждают не сказки, даже не жизнь и власти, а статью. Претензии к статье предъявляют, а не к сказкам. И сарказм, и все прочее адресованы автору, трактующему тему очень прямолинейно.
0 Ответить
Теория не новая, но еще можно желать в етом направлении...
А что если человеку нравятся "Пепи Длиннь!й чулок" или вообще другие сказки, кроме указаннь!х в статье?
Можно многое добавить...
0 Ответить
"Что за прелесть" - статья Грибера. Единственное, что хочется добавить - нельзя жить одними сказками.
0 Ответить
Интересно, какая сказка повлияла на автора, что она теперь пишет такие "умные" статьи? Лиса и волк? Ессно, что глупые волки - это мы с вами. Так попасться
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Вы не упомянули сказку про золотую рыбку. Наверно потому,что там очень ясно ( без вуалей) сказано: Никого не используйте нагло для достижения своих корыстных целей
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Дюжинская, Вы правы. Всегда интересно найти то, что скрыто от первого взгляда на предмет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Серый волк очень нравится.Опять же и Змей горыныч нравится
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Дюжинская, а мне всегда нравилась сказка про царевну-несмеяну. Точнее мультик с его фразой: "Хочу мороженое из дегтю"
0 Ответить
А как же Снежные королевы и Красные Шапочки?
0 Ответить
Ксения Печий, о Красной шапочке в этом журнале была статья, которую написал С. Курий. Поэтому не буду повторяться. А людям, которым нравится сказка "Снежная королева", можно сказать следующее. Иногда обстоятельства с самого раннего возраста складываются так, что некоторые люди решают укрыться от житейских невзгод в психологической крепости своих фантазий. Однако они забывают о том, что добровольное изгнание леденит душу и сердце, а в груди появляется холод и пустота. А равнодушие никогда не оказывается лучшим лекарством от душевной боли. Если человек убегает от жизни, то он теряет с ней связь. Путь к сердцам других людей (да и к своему собственному) лежит только через огорчения, разочарования, удачи и радости.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Альфред Грибер, а мне кажется, что Снежная королева - это сказка про алкоголика и его жену. Кай, который сам, конечно, не виноват, ушел от реальной жизни в ледяной дворец философствовать. И Герда, которая самозабвенно его спасает, забыв спросить, нужно ли ему это спасение.
Я видела семьи алкоголиков, сравнение само собой напрашивается.
0 Ответить
Юлия Георгиева, да.
СК - сказка с глубокой христианской составляющей. Не зря Герда расколдовывает Кая молитвой. Герда спасает Кая ценой собственных страданий. Это архетип добра которое страдает ради кого то. Если бы у Герды не было Кая она бы стала маленькой разбойницей, тыкающей своих любимцев кинжалом, ради забавы.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Юлия Георгиева, а восточная медицина считает, что у алкоголиков Сердцу не хватает Тепла!
0 Ответить
Юлия Георгиева, вот до этого я додуматься не смог. Интересный поворот. И, что интересно, неожиданный. Тем не менее, и этот взгляд имеет право на жизнь. Благодарю за идею!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Альфред Грибер, не согласна, что Снежные королевы убегают от жизни. Скорее -- управляют ею, и жизнями тех, кто попал к ним в плен.
Просто все скахки нам в детстве читают либо родители, либо воспитатели в садике. Начиная с пренепременных "Колобка", "Репки", "Курочки рябы" и заканчивая всякими романтическими о трёх королевичах и двенадцати принцессах (со стоптанными башмачками), о двенадцати братьях-лебедях и крапивных рубашках, о Златовласке, о путешествиях за тридевять земель и прочем, прочем, прочем.
Когда меня научили читать: сказки я сама себе читала. До сих пор люблю "Казки одного села", а также "Роня -- донька розбійника" и "Момо, сірі пани та квіти-години". Последняя, кстати, очень современная, но изумительно написана.
0 Ответить
Ксения Печий, имхо - довольно правельный анализ сказки. Тут стоит оговорится, что главный герой в Снежной Королеве, это все таки Герда.
А СК - скорее всего прежде всего архетип смерти.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Ксения Печий, я не сказал, что именно Снежная королева убегает от жизни. Это быстрее относится к другим персонажам. Некоторые пробуют избавиться от печали при помощи Гребня Забвения доброй феи, другие осмеливаются на бунт, надев маску Маленькой Разбойницы. О Кае разговор уже не идёт.
Хотя я хорошо владею украинским языком, так как с рождения и до 10-летнего возраста прожил на Украине, но сказки, названные Вами, мне, к сожалению, не знакомы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Альфред Грибер, оказалось, что у сказок есть авторы. Просто я читала их именно на украинском.
"Роня -- дочь разбойника" написала Линдгрен Астрид.
А "Момо" -- Михаэль Эндэ
0 Ответить
Ксения Печий, спасибо Вам за такие данные. Правильно говорится, век живи - век учись. Нет предела совершенству.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Доморощенные "психологи", оставьте в покое сказки, не марайте их своими грязными лапами. Нет там никакого двойного дна и психологического подтекста. Это у вас идефикс и признаки паранойи.
0 Ответить
Евгений Медведев, я не был бы на вашем месте столь категоричным. Ведь недаром народная мудрость говорит: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок". Заметьте, "добрым молодцам", а не злым людям, которые заявляют другим: "Не сметь своё суждение иметь!" Поэтому не марайте своими "грязными лапами" народную мудрость и лечите свою паранойю. Ваша безапелляционность и менторский тон ставит вас в один ряд с унтером Пришибеевым и другими похожими литературными героями. Уж поверьте мне как филологу с высшим образаванием. "Будьте добрее, и люди к вам потянутся".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Альфред Грибер, "Уж поверьте мне как филологу с высшим образаванием" - "эта пять!"
2 Ответить
Александр Иванов, не нужно банальную опечатку при быстром наборе текста возводить в ранг обвинения в неграмотности. Вы просто злой и нехороший человек. И вы мне неинтересны. Постарайтесь воздержаться от ваших комментариев. Я их просто проигнорирую.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Альфред Грибер, с проницательностью настоящего психолога вы и прочли всё между строк в двух словах, и определили мою настоящую сущность. Только вот беда - здесь нельзя на личности переходить, говорят. И да, я в курсе, что мой комментарий подлежит удалению модераторами. Надеюсь, ваш не удалят.
0 Ответить
Ну, конечно же! Мы с Вами мыслим на одной волне.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Альфред Грибер, а вот попробуйте "диагностировать" меня!
В детстве я больше всего любила сказки, в которых героям ставили неразрешимые задачи или задавали неразрешимые загадки, а они со всем этим справлялись, причём желательно с минимальной помощью "со стороны"...А вот сказки, в которых лежащим на печи Емелям пироги в рот сами прыгали, терпеть не могла...И вообще я довольно рано распрощалась с детскими сказками и увлеклась мифами и легендами. Мой любимый персонаж - фея Моргана из легенды о короле Артуре, только в современном ("Туманы Авалона", "Мерлин"...), а не в классическом варианте...
0 Ответить
Евгения Комарова, несмотря на ограниченность информации, я всё же попробую составить Ваш психологический портрет. В суждениях Вы в основном опираетесь на свой внутренний опыт и интуицию. Принимая решения, Вы полагаетесь исключительно на логику и свой ум, стараясь сохранять максимальную объективность. Ваше наиболее предпочтительное состояние - это спокойствие. Оно позволяет Вам размышлять трезво, хладнокровно, собранно, разумно, а не эмоционально. Вы всегда и во всём пытаетесь осмыслить проблему, прежде чем предпринимать какие-либо действия по её устранению. Вот это, так сказать, в первом приближении. Хотя я могу и продолжить. Но как Вы понимаете, не в рамках ответа на комментарий.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марианна Власова, сказки не оставляют нас равнодушными в течение всей последующей жизни. Близкие сердцу сказки созвучны жизненной установке, закодированной в образах. А любимая сказка напоминает о глубинных потребностях. Конечно же, я привёл всего несколько примеров. Можно было бы поговорить и о Принцессе с Трубадуром ("Бременские музыканты"), и о Маше ("Три медвеля"), и о Храбром Портняжке, и о Русалочке, и о Спящей Красавице, и о Даниле-мастере ("Каменный цветок"), и о других героях наших любимых сказок. Но, как всегда, объём статьи не резиновый. Кстати, мне тоже нравится Серый Волк. Надёжный товарищ!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Альфред Грибер, вот и я думаю, что по любимой сказке человека можно "диагностировать", но становится она любимой именно потому, что отвечает "глубинным потребностям".
1 Ответить
А разве это сказки влияют? Ведь девочки выбирают разные амплуа, сообразно своему характеру и воспитанию. Есть в сказках и принцессы да царевны, ради которых мужчины идут на подвиги.
И что-то Вы про мальчиков ничего не сказали, а ведь у них намного разнообразнее роли. Я вот Серого волка люблю.
0 Ответить
Марианна Власова, какое совпадение! У меня тоже любимый волк стоит в углу с рогаткой,но в пионерском галстуке!
А ещё была такая серия "Мои первые книжки". Так я подумала, что их надо мыть..Ну и помыла-а!
0 Ответить
Марианна Власова, я - немножко Иванушко, вы - немножко Серый волк? Экие страсти!
0 Ответить
Люба Мельник, вообще-то я люблю мальчиков, которые Серые волки, но да, пожалуй, он и мне подходит. А женский персонаж сказки меняла в течение жизни. Пока была Русалочкой, одна пена морская и была вокруг... Ну а сейчас даже не знаю, Фиона, что ли...
0 Ответить
Госссподи, и что еще доведется прочитать... Мрак и ужас.
1 Ответить
Люба Мельник, что Вас так напугало?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Альфред Грибер, дак вота же.
Понимаете, сначала я прочитала про Аленушку и Иванушку, потом - про Золушку, на закуску - про Белоснежку. Все эти напластования изуродовали мою душу. Вы зря не отметили, что, когда читаешь про Аленушку, впечатляешься и образом Иванушки.
Сказки вообще - зло, как нам тут недавно объяснили очень сурово.
0 Ответить