Елена Гвозденко Мастер

Родители - учителя: война, которая не кончается?

О состоянии и качестве образования сейчас не пишет только ленивый. Учителя, родители, преподаватели высших учебных заведений все чаще говорят о том, что изменилась главная задача школы. Теперь это не обучение и развитие, а заполнение бесконечных формуляров, справок, исполнение всевозможных инструкций.

Фото: Depositphotos

Тема эта уже порядком набила оскомину, и я бы не стала вносить свою лепту, если бы не два характерных отзыва на статью о поведении родителей — о родительском терроризме.

«Я больше 25 лет работаю в школе, и только в период „оптимизации“ образования появилась эта тенденция, когда главное требование администрации к учителям, касающееся общения с родителями, полностью соответствует фразе из „Грозы“ Островского: „Милые, не рассердИте, голубчики, не рассердИте!“ Появилось особое родительское развлечение — угроза написать в департамент, в прокуратуру, мэру (нужное подчеркнуть). Есть и еще одно веяние времени — родительские чаты, где в словах никто не стесняется», — просто учительский вопль отчаяния.

Все так. Родители атакуют прокуратуру, департаменты, по их жалобам учителя подвергаются бесконечным проверкам. Собрали представители родительского комитета средства на печатную тетрадь (все чеки, отчеты в наличии) — разбирательство прокуратуры по жалобе одной из мамаш. Устроили дети драку на перемене, один другому поставил синяк — часовые объяснительные.

Почитайте родительские форумы, вот уж место, где становится по-настоящему страшно. Полуграмотные родители в какой-то безумной экзальтации устраивают бесконечные «разборки». Для большинства основной мотив — вовсе не забота о ребенке, а возможность выплеснуть свою энергию, это чувство превосходства над учителем, самоутверждение, чувство власти. Это торжество Шариковых над униженными Преображенскими.

«Мой опыт показывает, что нет этого диалога. Задаешь вопрос — в ответ тишина… Что ж удивляться, что кто-то начинает истерить, писать и т. п… Школа глубоко больна, в этом причина многого. Да, учитель на переднем плане, и ему достается. Но ведь и он зачастую отыгрывается на учениках или просто действует по схеме: „презентация-тест-2“. И уставший родитель в ночи пытается что-то растолковать своему чаду, пользуясь невообразимо отвратительным учебником… Это не так? Я пишу только то, с чем сталкивалась сама и вижу в своем окружении… Результат такого образования: тотальное незнание ничего, бесконечное репетиторство и ненависть к школе… А что еще может быть при таком подходе? Даже страшнее — опустошенность, ощущение безнадежности у подростков (у вас же на сайте об этом!). А дальше — топор? Суицид?»

И это тоже правда! Правда жизни неравнодушных родителей. Засилье директив, постоянный учительский страх, ориентация не на дело, а на видимость — разве можно было ожидать другие результаты? Я не говорю сейчас о тех педагогах, которые еще не забыли свое призвание. Это герои, настоящие тихие герои. Но разве можно от всех требовать героизма?

«…Врагу не пожелаешь учиться в наших школах. Это не учеба, а бесконечная каторга! При этом после современной школы, „дающей навыки“, выходит тотально неграмотная и незнающая молодежь. (Работаю среди молодых, вижу. Элементарно числительные не умеют писать, проценты не знают… Все хорошисты-отличники, студенты и молодые специалисты.) После „советской зубрежки“ ситуация была как-то лучше… И учителей я своих помню и благодарна им… Так за что любить современную школу? Закончить и забыть как непрерывный кошмар».

Я привела эти цитаты с двух разных фронтов не случайно. Это крики неравнодушных, какая-то предельная точка отчаяния людей, оказавшихся по разные стороны баррикад. Но цели этих людей одинаковы! Почему оглохли, почему перестали слышать друг друга?

Мне кажется, что назрела серьезная необходимость в создании каких-то алгоритмов взаимодействия. Школе надо предпринять максимум усилий для открытых диалогов. Надо уже принять, что-то, что происходит — уже война, а жертвами в ней становятся дети.

Родители - учителя: война, которая не кончается?
Фото: Depositphotos

Родители, пишущие на форумах оскорбительные вещи, разносящие свои жалобы по различным структурам, хоть на минуту задумайтесь! Минута эйфории пройдет, а ваш ребенок останется с униженным, слабым, боящимся учителем. Как вы думаете, какие ценности он привьет ребенку?

Будьте честными с собой, вспомните, наконец, о чувстве стыда. Как можно упрекать людей с высшим образованием в каких-то надуманных грехах, если сами даже не обременены грамотностью? Агрессивная среда тотального невежества, хамства и страха должна смениться атмосферой взаимопонимания.

Что еще почитать по теме?

Вперёд в Хогвардс? Два слова о новой инициативе Министерства образования
Инклюзивность или эксклюзивность — что нужно системе образования?

Каково истинное лицо нашей системы образования?

Обновлено 5.03.2018
Статья размещена на сайте 16.02.2018

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: