Перейти к четвертой части статьи
Вслушайтесь в речь профессионального рассказчика. Голос во время чтения «играет свою мелодию», понижая и повышая тон, делая паузы разной длительности, выделяет главные слова. Логические и эмоциональные акценты улучшают восприятие. А есть еще такие инструменты, как темп, громкость, сила голоса.
Задача средств выразительности — передать заложенный автором смысл, чувства. Из школьного курса мы помним, что предложения (фразы, законченные мысли) бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные. Учим ребенка распознавать различные по окраске фразы и произносить правильно.
Игра «Задай вопрос». Стимулируйте ребенка на формулирование всевозможных вопросов.
- Миша ходит в детский сад?
- Лена занимается плаванием?
- Что растет на грядке?
- Земля — планета Солнечной системы?
Произносим с разной интонацией, отслеживая изменение смысла.
— Катя идет в школу.
Говорите ребенку, что это просто факт, сообщение о Кате, которая идет в школу.
— Катя идет в школу?
Следите за изменением интонации на вопросительную.
— Катя идет в школу!
В восклицании важно передать сильную эмоцию.
Каждый раз спрашиваете, кто и когда мог это произнести, зачем это сказано (сообщить, задать вопрос, передать радость, удивление).
— В ноябре выпал снег.
— В ноябре выпал снег?
— В ноябре выпал снег!
Важно знать:
- Слова в предложении пишутся раздельно, а произносятся слитно.
- Паузы на письме обозначают знаками препинания.
- Паузы различны по долготе. В конце фразы они длиннее, чем в середине предложения.
- Чем больше части связаны по смыслу, тем короче пауза между ними.
Поработать над ритмом текста можно с помощью игры в барабанщики. Отмечаем ударом паузы, рассказывая (слушая) текст. Два удара — долгая пауза, один — короткая.
Посадил дед репку.//
Выросла репка большая — пребольшая.//
Пошел дед дергать репку. //
Тянет — потянет, / вытянуть не может. //
Позвал дед бабку. //
Бабка за дедку, /, дедка за репку, / тянут — потянут, / вытянуть не могут. //
Главное слово. Главное по смыслу слово мы выделяем смысловым ударением. Для этого существуют определенные приемы: замедление темпа, повышение или понижение тона, иногда обособляем паузами.
Изменение логического ударения меняет смысл предложения:
- На поляне росла высокая СОСНА.
- На поляне росла высокая СОСНА?
- На поляне росла ВЫСОКАЯ сосна?
Наблюдайте с ребенком за изменением смысла и способом его передачи с помощью логического ударения.
Развитие речи и выразительность чтения всегда зависит от понимания текста. Перед декламацией обязательно убедитесь, что ребенку понятен как основной смысл, так и отдельные слова и словосочетания.
Помню, в первом классе никак не могла запомнить стихотворение Пушкина, заданное нам для заучивания.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Для городской девочки картина затопленного луга не знакома. Кроме того, я совершенно не понимала слова «вешние», «окрестные».
Для тестирования понимания составьте вопросы по тексту, попросите передать основной смысл как всего произведения, так и отдельных фрагментов.
Хорошая статья.
У меня на уроках дети, читая тексты на английском, то и дело норовят в конце повествовательного предложения увести интонацию вверх.
Зачем они это делают - не знаю. То ли в школе привыкли, то ли замечания им не делают...
Я первое время тоже не делала.
Потом, когда уже уши "резать"начало - стала поправлять.
В ответ услышала: "А какая разница?"
Почему-то детки решили, что если язык "чужой" - можно говорить всё, что захочешь. И интонацию менять по собственному усмотрению.
Не знаю, как там школьные учителя, а я сейчас за каждое предложение "сражаюсь". И за произношение, и за интонацию. Дело, конечно, идёт медленно. Но идёт!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена, посоветовала ваши статьи молодой маме, спасибо вам передаёт.
С теплом,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан-Черногор, рада, если будут полезны. Хорошо бы свои развивающие центры, я так цельно это вижу.
0 Ответить