Константин Кучер Грандмастер

Благодаря каким архитектурным памятникам Шопрон считается самым средневековым городом Венгрии? Ратушная площадь

О-о-о-о… Да таких памятников — вагон просто! И немаленькая тележка к нему. Шопрон — единственный венгерский город, который практически полностью сохранил своё средневековое архитектурное наследие. Как и благодаря чему всё сложилось именно таким счастливым образом, я уже рассказывал. А вот конкретно по памятникам пройтись — предлагаю сегодня. Как, есть немного времени? Ну, тогда — в путь. По Шопрону.

Символ города, построенная между 1290—1340 годами и принявшая свой современный облик после пожара 1676 года, — Пожарная башня. Вот с неё и начнём. Не только потому, что мимо этой 61-метровой архитектурной доминанты мимо никак не пройти. С её обзорной площадки открывается такая живописная панорама города и его окрестностей, что быть в Шопроне и не подняться на башню… Да это всё равно, что заплатить таксисту, после чего пойти пешком!

Быть в Шопроне и не подняться на башню?! Так что никакие отговорки не принимаются. Поднимаемся на башню, смотрим и впитываем эту красоту. Впитываем основательно и надолго. По возможности — навсегда. А как убедились, что всё, не выветрится — спускаемся, транзитом через небольшой исторический музей, что в подвальчике башни, и — выходим на центральную, Ратушную площадь.

Вышли? «Направо-налево» пока не надо. Смотрим — прямо. Прямо посредине площади — колонна Святой Троицы. Или, как её ещё называют, — Чумной столб. Своё второе имя колонна получила в связи с тем, что по одному из преданий её в 1680-х годах установил Янош Якоб Левенбург в память о своей покойной супруге — Еве, скончавшейся в 1679 году во время эпидемии чумы.

Чумной столб Но это одна из версий. Поскольку у колонны два имени, то есть ещё и второй вариант объяснения её названия. Как злословят местные протестанты, оригинальный по своему барочному стилю столб со скульптурной группой на постаменте у его основания установили по приказу кардинала Коллонича, поклявшегося сделать венгров сначала нищими, потом рабами, а по окончательному итогу — католиками.

И если с первыми двумя намерениями у злобствующего кардинала вышла промашечка, то католиками венгров он точно сделал: 54,5% всех жителей страны, а по переписи 2001 года это ни много, ни мало — 5 558 901 человек, относят себя именно к этому религиозному направлению. В самом Шопроне удельный вес католиков даже выше, чем в целом по Венгрии. Здесь их почти 80 процентов.

Потому, наверное, не удивительно, что в городе так много католических храмов. И чтобы в этом убедиться, не надо далеко ходить. Вот, прямо за Чумным столбом, на противоположной от Пожарной башни южной стороне площади — Козья церковь, сохранившая, несмотря на многочисленные реконструкции и неоднократные переделки, свои готические черты, особенно заметные в высокой, стройной «свечке» колокольни.

Козья церковь. Перед ней, частично закрытый крышей, - Чумной столб. Вообще-то изначально, по завершению строительства, длившегося 20 лет, с 1280 по 1300 год, она была францисканской. Но после того как в 1787 году орден распустили, церковь перешла в доминиканское лоно. Может именно из-за вот этих «поскакушек» она и получила в народе своё нынешнее, козье имя?..

Но знаменит храм не этими переходами из ордена в орден, а тем, что в нём трижды (!) короновались венгерские государи. И не только венгерские! Дело в том, что Фердинанд III Габсбург (1608−1657), прошедший процесс коронации в Козьей церкви в 1625 году, через 12 лет после этого стал императором Священной Римской империи.

Конечно, Козья церковь — не единственный католический храм Шопрона, но для того, чтобы добраться до остальных, надо выбраться с Ратушной площади. А это делать — ещё рано. Только-только подошло время, чтобы посмотреть «направо-налево».

Дом Шторно Сначала — направо. Вот оно, построенное в 1417 году и, как считают местные жители, самое красивое и известное здание Шопрона. Дом Шторно с оригинальным угловым балкончиком, сохранивший в своём названии память о владевшей им семье выходцев из Италии, глава которой — Ференц Шторно — приобрёл строение в 1875 году.

Но прославился дом задолго до этого. Ещё в 1482—1483 годах в нём останавливался приезжавший в то время в Шопрон и руководивший отсюда боевыми действиями против Австрии король Матьяш Корвин. Хотя и Ференц Шторно добавил славы этому зданию, собрав огромную коллекцию витражей, мебели, средневековых культовых предметов, ставших основой экспозиции музея, что сегодня размещён в помещениях дома его имени.

Ну, а теперь — посмотрели налево, где сразу же друг за другом «Дом генерала» и дом «Гамбринус».

Первый принадлежал… Нет-нет, совсем не генералу! Доктору К. Лацкнеру. А вот уже он в 1681 году подарил дом настоящему генералу. С той самой поры здание, в котором сейчас Музей современной скульптуры, и получило своё нынешнее имя.

Дом «Гамбринус» Дом «Гамбринус» построен в 1422 году по приказу короля Жигмонта (Сигизмунда), и изначально в этом готическом здании размещалась городская ратуша. Оттого, естественно, и площадь — Ратушная.

Сейчас городской муниципалитет — в следующем здании, левее дома «Гамбринуса». И хотя оно построено значительно позднее, в 1896 году, деревянные резные двери 1497 года перешли к нему по наследству от прежнего органа городского управления.

Если по Ратушной площади, то, наверное, и всё. Чтобы увидеть иные шопронские достопримечательности, надо бы — дальше. Туда, где за Козьей церковью начинается Новая улица. Но… Не знаю, кто и как, а я бы — совсем не против чуточку дух перевести.

Сейчас. Самую малость отдышусь, и пойдём по узким улочкам Старого города к не менее Старой синагоге, к церкви Святого Георгия, дому Эггенберга…

А у кого ещё есть какой запас энергии и остались силы, так пока я тут восстанавливаю дыхание и чуть смачиваю пересохшее горло, тот может заскочить в пристроившийся неподалёку от Козьей церкви Фармацевтический музей посмотреть, как и чем изготовляли лекарства в средневековом Шопроне.

Обновлено 23.05.2018
Статья размещена на сайте 13.01.2010

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Барельеф

    Барельеф на фасаде Козьей церкви. Имени самой церкви.
    Может, это чей-то герб?

    Оценка статьи: 5

  • Константин Кучер, u menja bula ta ze istorija, ja plakala po-nocham i dumala, shto ja nikogda v zizni ne smogu skazaty ni slova. A v proshlom godu postupila v torgovuju shkolu na vechernee otdelenie i uchusy, kstati, na 5-ki. Hotja eto trebuet kuchu vremeni i sil. No vse ze, che greha taity, esche esty takie temu dlja kotoruh mne ne hvataet slovarnogo zapasa, naprimer politika ili nauka, nu i, estestvenno, hudozestvennaja literatura. Eti vershinu esche vperedi, vek zivi - vek uchisy !
    Kstati, menja davno ( s momenta nachala izuchenija jazuka ) muchaet odin vopros, buli li sredi nashih razvedchikov rabotajuschih v Vengrii ne vengru po nacionalynosti ? U Vas net, sluchajno, takoj informacii ? Po-moemu etot jazuk v sovershenstve mozno vpitaty tolyko s molokom materi.

    Оценка статьи: 5

    • Нет, Светлана, про наших разведчиков в Венгрии у меня вообще информации - НОЛЬ! Кстати, ещё одна, может быть вполне интересная, тема для Школы!!

      Оценка статьи: 5

  • Светлана Стасюк Читатель 12 мая 2010 в 15:51 отредактирован 12 мая 2010 в 15:52

    Константин Кучер, u menja esty odna zabavnaja (na moj vzgljad ) istorija po-povodu cerkvi. 4 goda nazad u menja v gostjah buli druzja iz Kaliningrada i tak sluchilosy, shto na glavnuju ploschady oni popali odni, bez menja t.e. bez perevodchika. Vozle Cerkvi "kozla", uslushav russkuju rech, k nim podoshla babushka i na nemeckom jazuke ( eto vtoroj jazuk , na kotorom vozmozno obschatca v gorode v ljubom zavedenii i magazine, ne znaja vengerskogo ), podnjav nad golovoj dva palyca-simvolicheskie rozki, staralasy shto-to rasskazaty. Moi znakomue ne znali nemeckogo ( bolyshoe upuschenie s ih storonu, t.k. govorja na 5 (angl.,franc.,ispan.,pol. i japon.) jazukah, oni dumali, shto etogo dostatochno dlja obschenija vo vsem mire ) i rascenili etu zestikuljaciju, kak ukor sebe, tipa - shto ze vu takie tupue, kak kozlu, ja tut nadruvajusy, a vu ni bum-bum... Bulo nad chem posmejatca vecherom, kogda ja im objasnila, shto ze na samom dele putalasy rasskazaty milaja babushka, im kozlam, hi-hi. A vedy, pri zelanii, etu situaciju mozno bulo bu predstavity, kak neuvazenie k russkim. No, slava Bogu, moi druzja ne politiki, a normalynue druzeljubnue ljudi. Nashe vosprijatie mira zavisit ot nashego nastroenija , a
    realynosty suschestvuet nezavisimo ot etogo, poetomu davajte smotrety na mir dobrumi glazami i s jumorom.

    Оценка статьи: 5

    • Действительно, забавная история. Кстати, я же венгерского не знаю. Поэтому немецкий в Шопроне, меня очень выручал. Со сверстниками можно было спокойно и на русском общаться. В то время русский был обязательным иностранным в венгерских школах. И знали его (ну, во всяком случае те, с кем приходилось общаться) - очень хорошо.
      Если не спасал русский, то при переходе на немецкий, большая часть проблем, как правило, снималась.
      А ещё благодаря немецкому можно было смотреть австрийское TV, которое в то время в Шопроне брал любой телевизор с КОМНАТНОЙ антенной. Даже в общежитии лесного колледжа, куда нас поселили.
      А про венгерский тоже можно долго рассказывать. Первые несколько дней разговорную венгерскую речь я воспринимал как сплошной поток букв. Какие фонетические паузы между словами?! Я между предложениями их не слышал!!

      Оценка статьи: 5

  • По поводу Козьей церкви

    Есть ещё одна версия происхождения названия бывшей францисканской церкви.
    Одно из местных преданий утверждает, что спонсировал строительство храма... пастух. Самый обычный пастух, чьи козы, мирно пощипывали травку и иную зелень по шопронским окрестностям. Пощипывали, пощипывали, а потом взяли, да и откопытили какой-то клад. Приличный такой по стоимости. Ну, а пастуху столько много, вроде как и ни к чему. Вот он и вложил часть найденых его козами денежек в церковное строительство. На безвозмездной основе. Под доходы будущих периодов. Мол, если и сделал в этой жизни он что не так, так отмолят потом францисканцы это "что"...

    Оценка статьи: 5

  • Костя, зачетная попытка. В каждом маленьком евопейском городке в центре естьсвои достопримечательности. Вот только не пойму, у кого-то кнопкана компьютере западает. 23 тысячи посещения на подобный матерал, запредел...

    Оценка статьи: 5

    • Да, Юра, я тоже обратил внимание на эту цифру и просемафорил наверх. А редакция, видишь, сразу установила, что это, благодарные за борщ по-белгородски, земляки подсуетились с якобы посещениями.

      Оценка статьи: 5

      • Константин, это просто цыганская свадьба собралась на борщ, со всеми таборами, что существуют в России, Валахии и Румынии. Вкусный, поди, борщ получился...

        Оценка статьи: 5

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 5 марта 2010 в 13:47

      Юрий Москаленко, это сбой, админ сообщает, что 25 января в г. Белгороде была попытка сохранить эту статью какой-то программой, которая заглючила и накрутила просмотры, обновляя страницу. Но поскольку отделить мух от котлет не представляется возможным, обнулять не стали.