• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Гусев Грандмастер

Феодализм: доросли мы до него?

Порой приходится слышать, что российское общество до чего там ещё не доросло: до демократии, до выборов губернаторов, до суда присяжных, да даже до допущения 0,3 промилле алкоголя в крови у водителей авто (подобная норма существует в большинстве стран Европы). А вот, скажем, феодализм. Доросли мы до него или нет?

Лично я не рискую возразить Иосифу Виссарионовичу, убеждавшему советских людей в том, что классовая борьба нарастает по мере построения социалистического общества; я почти согласен с Леонидом Ильичом, утверждавшим, что развитой социализм достигнут (по крайней мере, для членов ЦК КПСС он был завоёван); ещё я наблюдал, как Михаил Сергеевич пытался придать социализму человеческое лицо, для чего начал социализм ускорять и перестраивать — почему-то не удалось; с коммунизмом тоже не сложилось — не построили его к 1980 году, как должны были по подсчётам товарища Хрущёва. Но это ладно, хуже другое: совершенно непонятно, какой «изм» на дворе нынче.

Помнится, историчка в средней школе рассказывала, что феодализм наступил после рабовладельческого строя. Ясное дело, она сама этого не наблюдала, но своим школьным учителям я верю. Ещё в школе учили, что рабовладения в России не было. Методом исключения (если отбросить все не получившиеся в отечестве формации) находим два оставшихся общественных строя: вот и гадай теперь, какой из них нынче.

В некоторых СМИ утверждают, что в России взят курс на построение госкапитализма. Подозреваю, что это газетная утка. Не бывает госкапитализма с тотальной воровской экономикой, которая наблюдается в современном российском государстве.

Российские банки не могут кредитовать промышленное производство под нормальный процент. Вызвано это рисками невозврата. В государстве непосильные налоги; предприятия не в состоянии платить их в полном объёме, и значит, высока вероятность закрытия предприятия за неуплату налогов, а тогда неминуем невозврат кредита. Под нормальный процент банки кредитуют лишь афилированные с ними структуры. В таких условиях развитие экономики невозможно, а идея модернизации превращается в фикцию.

Ещё наличествует несменяемость элит, что характерно, скорее, для рабовладения или сословного средневекового общества. Стабильность, понимаешь… Народ устал от перемен.

Что же касается ресурсов, приватизированных в 90-е годы, то наши элиты никогда не истратят их на модернизацию державы. Они полагают, что владеют собственностью по праву, и готовы тратить доходы только на себя. В то же время инфраструктура страны дряхлеет и рушится, поскольку основные фонды изношены на 70−90%. Здесь становится опасно жить. В сегодняшней России риск гибели от цивилизации (есть такое понятие) оказывается запредельным. Взрывы на приватизированных шахтах, пожары в частных клубах, плюс обваливающиеся крыши на крытых рынках, в аквапарках…

А ещё происходят необъяснимые крушения самолётов частных авиакомпаний, приватизированные корабли тонут от шторма на реке (чтобы корабль утонул на реке, пусть и на широкой Волге, это надо сильно постараться). Список случившихся за последние годы трагедий легко продолжить. Однако элитные люди не согласны что-либо менять в государственном устройстве. Они украли Россию у наших отцов, они не отдадут её нашим детям.

Новая полиция, как и старая милиция, не может (не хочет?) справиться с преступностью. Что ж, с бандитами разберутся простые люди; тут сомнений нет, и Сагра это показала. Вопрос в другом: усидит ли при этом нынешняя власть?

Не будем забывать и про такие мелочи, как право внеочередного проезда. Что-то подобное было весьма актуально на узких улочках средневековых европейских городов, где вооружённый рыцарь не мог разъехаться с телегой торговца, и последний должен был уступать дорогу. Средние века давно минули, дороги стали широченными, но кто сказал, что феодалы могут обретаться лишь в средние века?

Один популярный отечественный интернет-портал провёл опрос на тему «Вы согласны, что Россия до настоящего феодализма ещё не доросла?»

69,7% проголосовавших с этим не согласились. По их мнению, всё-таки доросла. Значит, вперёд к победе феодализма! Правда, до конца не ясно: кто будет царём — бывший гарант конституции или нынешний.

Впрочем, есть альтернативный вариант: возвращение «красного» проекта. Левой идеей вряд ли привлечёшь нынешних сорокалетних — они жили в СССР и всё видели. Однако марксизм становится популярным в молодёжной среде. Марксизм с человеческим лицом вполне вероятен в России 21-го века. Достаточно цене на нефть упасть ниже 40 долларов за баррель, и либеральная экономическая идея будет похоронена. Номенклатура снова «перекрасится», перепрыгнет феодально-капиталистическую формацию и в очередной раз поведёт Россию в недосягаемое, как мираж, светлое будущее.

Статья опубликована в выпуске 16.07.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (48):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Отличная статья! Правильная!

  • Андрей Гусев,

    • Проблемы в РФ:
    - У нас три проблемы...
    - Дураки, дороги и те, кто эти дороги указывает?
    - Нет! Плохая транспортная ситуация и слабый менеджмент.

    • Наш ответ Чемберлену или об отечественном оптимизме:
    Человек попадает под трамвай и ему отрезает голову. Она откатывается на обочину, видит, что туловище носится по дороге туда-сюда, пытается нащупать голову и не понимает, что делать.
    Голова начинает орать:
    - Я здесь! Я здесь!
    Потом смолкает и грустно так:
    - А чё я ору - уши-то на мне...

    Оценка статьи: 5

  • Вспомнила "Зияющие высоты" Зиновьева, в частности фразу "Из обломков сарая дворца не построишь". Его описание социальной структуры СССР, где Брежнев царь, его дочь-царевна, которой все достается лишь по праву рождения, члены Политбюро - князья с пожизненно закрепленными благами для них и их семей, народ -быдло и прописка держит его в уделах, оброк в виде обязательных с/х работ и т.д. и т.п. Согласна с Зиновьевым, что просвещенный феодолизм был в ХХ веке, а развалив его вообще ничего не построили за прошедшие 20 лет. А уж что можно построить из обломков того сарая.... Мда, надо крепко думать.

    • Андрей Гусев Андрей Гусев Грандмастер 16 июля 2011 в 16:25 отредактирован 16 июля 2011 в 16:26 Сообщить модератору

      alfia lambert!
      В хорошем хозяйстве даже разломанный сарай может сгодиться. Я, например, на даче из досок от сарая пчелиные ульи соорудил. Была одна большая ненужная конструкция, стало несколько маленьких, но полезных.

      • alfia lambert Читатель 16 июля 2011 в 16:43 отредактирован 16 июля 2011 в 16:44 Сообщить модератору

        Андрей Гусев, Это говорит о том, что если бы постсоветские руководители России заботились в первую очередь об экономике, а не политике (взять того же Ельцина, когда обломки сарая еще не совсем прогнили), то сейчас Россия развивалась бы благодаря нескольким крепким региональным экономическим центрам (дальневосточному, сибирскому, южному и центральному).

        • alfia lambert, вы правильно пишете, экономически задействованы были не только республики,но и регионы и рабочие получали хоть и мало но жить можно было. А что сейчас всё разрушили распродали по остаточной стоимости и разворовали,а деньги увезли за границу.

      • Андрей, СССР называли империей зла. После развала СССР появились мини-империи, а зла не стало меньше, наоборот, оно даже увечилось. Так что не всегда из одной большой конструкции можно сделать несколько маленьких, но полезных.

        • Валерий Хачатуров, ностальгия по прошлому усиливается с каждым днём и читая комментарии всё больше вижу людей вспоминающих прошлую жизнь. У нас произошло по сценарию Ливии - повстанцы- долой правительство и Россия пошла на дно как "Булгария".

          • Нина Белых, печальный опыт России убедительно доказывает, что когда объявляют войну дворцам, то в первую очередь горят крестьянские избы…
            … Приехали как-то к Ленину ходоки.
            - Владимир Ильич, - пожаловались они вождю мирового пролетариата, - как быть? Белые приходят - грабят, красные приходят - грабят...
            - Белые ггабят - это нехорошо! - возмутился Ленин. - Немедленно погучу Феликсу Эдмундовичу послать к вам готу кгасноагмейцев и толкового комиссага!
            - Но, Владимир Ильич, красные тоже грабят!
            - Кгасные, батенька, не ггабят! - Ленин важно помахал пальцем перед крестьянскими носами. - Кгасные экспгопгиигуют!

            • Валерий Хачатуров, русский народ грабят во все века и мы молчим, до тех пор пока гром не грянет или русскому мужику в морду не дадут. Пример - Сагра и то, Зауралье а не европейская часть. Наши сами соорганизуются когда приспичит и не дай Бог это произойдёт.

              • Нина Белых! Отвечая на подобный вопрос историк Петр Мультатули, прадед которого повар Иван Харитонов был расстрелян вместе с семьей Николая Второго, сказал следующее:
                «Прежде всего, причину надо искать в нас самих. Господь сказал Своим ученикам: «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленую? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её во не попрание людям». (Мф.:13-16). Вот и мы, к сожалению, утратили свою силу. Ведь до 1917 г. невозможно было себе представить, чтобы в глубине России, тем более в Москве и Петербурге, представители кавказских или азиатских народов, издевались над русскими обычаями, угрожали бы русским, вели бы себя непристойно. И причиной этого был в первую очередь не страх наказания, а глубокое уважение к народу Белого Царя и к его Вере. Что видел таджик, туркмен, чеченец или аварец, приезжая в Москву? Сорок сороков церквей, благочестивый народ, верующий в Бога, благопристойность во нравах и одеждах, великую культуру. Кроме того, любой иноверец видел со стороны русского народа уважение и к его, иноверца, вере. Понятие Белого Царя (Ак-Падишаха, воплощения Белой Тары) было близко мусульманину и буддисту. Поэтому кроме священного трепета и уважения, эти подданные русского Царя к России ничего не испытывали. Поэтому они и тянулись к России. Они видели, что русские строили на Кавказе, Дальнем Востоке и в Средней Азии, города, больницы, школы, храмы, мечети, обучали грамоте, а некоторым народам создавали письменность и т.д. Поэтому никто не стеснялся называть себя «русским татарином», «русским поляком», «русским бурятом», «русским евреем». Русский народ был носителем сакральной наднациональной идеи, которая была созвучна многим другим народам нашей страны иной веры.

                Когда же произошла революция, и мы утратили свою сакральную наднациональную идею, то оказались наравне со всеми остальными народами. И им стало совершенно непонятно, почему они должны жить вместе с нами. Более того, русских стали считать виновниками всех несчастий («оккупантами»).

                Что сегодня видит приезжающий в Москву или в иной русский город дагестанец или чеченец? Видит ли он православных? Практически, нет. Видит ли он целомудрие в девушках и мужественность в мужчинах? Нет. Видит ли он готовность защищать свой дом и свою веру? Нет. Он видит, что народ спивается и бездельничает. А значит, он ощущает себя завоевателем этой земли. Отсюда и соответствующее его поведение. Мы перестали быть государствообразующим народом, и пока вновь мы им не станем, ничего в национальных отношениях не изменится. Но при этом мы должны помнить, что мы имперский народ, и что мы несем перед Богом ответственность за те народы, которые жили и живут вместе с нами.

                Кроме того, Кавказ обильно орошен кровью наших предков, защищавших там интересы нашей Родины. Поэтому призывы к отделению Кавказа, образованию т.н. «Русской республики» есть лозунги врагов России, ловко подбрасываемые нашему сознанию сегодня. Великую идею русской многонациональной державности, в центре которой находится русский народ, который в свою очередь имеет своей основой служение Воле Божьей – сегодня пытаются подменить раздуванием вражды и ненависти к другим народам России. Используя действительные современные проблемы и беды русского народа, пытаются объяснить ему, что в этих бедах виноваты кавказцы или мигранты. Попутно этими же силами ведётся кампания по дискредитации Русской Православной Церкви и её священнослужителей. Зачастую это происходит это под личиной «защиты» чистоты Православия. На самом деле политика таких ревнителей толкает Россию к братоубийственному противостоянию и церковному расколу.

                • Валерий Хачатуров, Я полностю с вами согласна, за последние 20 лет что оставалось хорошего у нас и то уничтожили и говорят - это демокраия. Это не демократия- это анархия махровая в самом расцвете сил. сколько себя помню не было вражды меж национальностями.

                  • Нина Белых, Вы ошибаетесь, считая, что проблемы начались 20 лет назад. Мины национализма были заложены еще Лениным, до того как он пришел к власти.
                    Как не странно, но армянин Шаумян упрекал великоросса Ленина в том, что тот преувеличивает опасность великорусского шовинизма, за что Ленин обозвал его Пуришкевичем. Свой вклад в борьбу с великорусским национализмом внес и тов. Сталин – первые двадцать лет сов. власти были уничтожением всего того, что несло русское имя.
                    Это только накануне войны Сталин понял, что одного ленинского учения мало, частично реабилитировал русское имя, а после войны, счел нужным выразить благодарность русскому народу. Диктатор благодарил русский народ и в тоже время боялся его. Восхваление русского народа сочеталось травлей Анны Ахматовой и Михаила Зощенко.

                    • Валерий Хачатуров, я вас понимаю,но не понимаю, то что всё началось 100 лет назад и люди это ворошат без конца и начала. Время идёт и люди меняются и взгляды тоже. Не нужно ворошить то что было, чем больше мы это делаем тем глубже вязнем во всей этой грязи. Старое нужно выкинуть и забыть, а строить новое так чтобы всем было хорошо, а не так как сейчас каждый тянет одеяло на себя. Правительство нужно такое чтобы сохранить Россию и её народ, многонациональный и разноязычный. Каждый народ в праве сохранить свои обычаи и язык и никто не заставлял насильно изучать народности России русскому языку,а забывать свой. Хоть вы и пеняете на то время, а люди учили язык для общения,а не для того чтобы забыть свои обычаи и обрусеть.

                      • Нина Белых, Русские философы Иван Ильин и Георгий Федотов придерживались различных взглядов. Но в одном они сходились. И тот и другой предсказывал крах коммунистической системы, Только вот, и тот и другой легких путей выхода из коммунистического тупика не видел. Из болота можно выйти только по болоту…

                        Предлагаю прочитать небольшую статью Георгия Федотова «Перед памятником Ленину»

                        «А в России - разве наше поколение не расплачивается сейчас за грехи древней Москвы? Разве деспотизм преемников Калиты, уничтоживший и самоуправление уделов, и вольных городов, подавивший независимость боярства и Церкви - не привел к склерозу социального тела Империи, к бессилию средних классов и к "черносотенному" стилю народной "большевистской" революции?
                        Исторические тяжбы долго тянутся и оканчиваются лишь со смертью народов. Никогда, никогда не изгладятся из жизни России злодеяния пятнадцати лет победоносной революции, как не изгладятся из нее и преступления царей. Отдаленные наши потомки будут расплачиваться за злое похмелье этих лет»

                        • Валерий Хачатуров, ну так чтобы не рассчитываться за грехи предков, нужно ставить свечи за их упокой и просить что бы их сущьности не бродили среди нас и не разрушали хорошее что есть в нашей жизни. Забыть прошлое и строить новое и полезное для людей не ссылаясь на ошибки прошлых лет. Нет смысла толочь воду в ступе, она протухнет,а отпустить на волю пусть течёт и очищается от прошлого и ненужного. Тогда может что то придёт в голову новое и полезное для людей.

                          • Нина Белых, Моисей выводил евреев из рабства 40 лет, около ста лет потребовалось французам преодолеть последствия своей революции, около ста лет потребовалось американцам преодолеть последствия гражданской войны, около 40 лет потребовалось Испании преодолеть последствия своей гражданской войны.
                            Так что 20 лет российской истории - в историческом плане это небольшой срок. Если принять цифру 40, то в 30--х годах можно надеяться на лучшее.

                            • Валерий Хачатуров, ну дай то Бог чтобы за 10-ок лет изменилось к лучшему,но пока деньги уходят в никуда, и народ живёт в проголодь. Не поверите, у нас в соседях живёт семья и оставшиеся кусочки я отдавала их собачке, как я думала, оказалось что они это ели сами. Для меня это шок, как бы неважно мы жили,но есть кусочки для собаки отданные, это просто ни в какие рамки не лезет. Вот как ещё живут люди.

  • Андрей Гусев, Вы хотите очередную революцию? И стать её вождём?

    • Сергей Юнусов, Ариф Юнусов случайно Вам не родственник?
      Он тоже любитель неуклюжих шуток..

      • Г-н Хачатуров, ну от чего ж...неуклюжих.И с орфографией, и со стилистикой Усё в полном порядЕ. А если Вам не нравится моё предложение, так оно простите адресовано не Вам (защитник вы наш). Огорчу Вас (?) или обрадую (?), но однофамилец не мой родственник. С флотским приветом. П.С. можете поздравить меня с наступающим праздником (ВМФ, если что)

        • Флотскому Юнусову, думается, грех забывать о том, что в октябре 1917 Ленину оказали существенную помощи ни пчеловоды, а моряки Балтики и вспомнить о том, как отблагодарил Ленин моряков Балтики в марте 1921 г.
          Что касается орфографии, то к ней как раз у меня претензий нет. Претензии к вопросам, которые явно выходят за рамки темы. Когда человек задает вопросы, то ему не мешает хотя бы чуть-чуть подумать.
          P.S. А «г-н Хачатуров», между прочим, в прошлом старший матрос авиации Черноморского флота…..

          • Сергей Юнусов Сергей Юнусов Дебютант 16 июля 2011 в 18:17 отредактирован 16 июля 2011 в 18:24 Сообщить модератору
            НАСТОЯЩЕМУ ......АВИАЦИОННОМУ МАТРОСУ--ответ

            Подумал, и не чуть- чуть.И вопросов не задавал ( было предложение - не хотите ль стать вождём- если, что). Вы уважаемый стармос прочитали плохо или спутали с кем-то мой коммент. И матрос за матроса не в ответе ( это про Владимира Ильича).И тема эта с рамками безграничными.Хотя, конеШно ж у любого человека есть СВОИ границы. Ст.2й статьи с 8-ми летним стажем ВМФ и МРХ

            • / вопросов не задавал …./
              Ст.2й статьи с 8-ми летним стажем, думается, должен знать, что по правилам русского языка, вопросительные предложения оканчиваются знаком вопрос (?).
              Во фразе «Вы хотите очередную революцию? И стать её вождём?» ясно видны 2 (два !) вопросительных знака.
              Умейте отвечать за свои слова, г-н Юнусов, ст. 2й статьи с 8-ми летним стажем!

              • Сергей Юнусов Сергей Юнусов Дебютант 16 июля 2011 в 18:55 отредактирован 16 июля 2011 в 22:49 Сообщить модератору
                СТОЯТЬ СМИРНА-А!

                Т-щ авиационный стармос (командует)----- ст. 2й ст. Юнусов -- Два, нет -три наряда вне очереди! Кругом шагом А-арш! (Гордится собой -"... совсем плох тот стармос, не мечтающий стать ст 1 ст.) С наступающим праздником Вас, сухопутный Вы наш..

  • Валерий Хачатуров Мастер 16 июля 2011 в 12:57 отредактирован 16 июля 2011 в 13:03 Сообщить модератору

    "Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех", - написано в "Манифесте Коммунистической партии"…..
    Что касается свободного развития каждого, то большевики поступали с точностью наоборот. На большевистские грабли наступает и новая правящая элита, появившаяся на развалинах коммунистической системы.
    Что касается вопроса темы, то элементы феодализма были уже при социализме, когда колхозники не имели паспортов, а после развала колхозного строя перешли в новую фазу феодализма, когда появились феодалы, побогаче российских помещиков.

    • Валерий Хачатуров, вот вы написали в своём отзыве «...новая правящая элита, появившаяся на развалинах коммунистической системы». Никакая она не новая. Пришли люди из второго и третьего эшелона правящего класса. Третьи хуже первых; соответственно ЕР оказалась эрзац-копией КПСС.

      • / ЕР оказалась эрзац-копией КПСС. /
        Андрей, не обижайте КПСС. Какой секретарь обкома мог себе позволить собственность за бугром? У КПСС была хотя бы вера в марксизм-ленинизм, а с верой ЕР трудно разобраться: на словах верят в Бога, а дела творят, явно, безбожные.

        • вера была на словах

          Валерий Хачатуров, вера в коммунизм была той ширмой, за которой пряталась партийная номенклатура. читать дальше →

          Оценка статьи: 5

  • Андрей Гусев, и просвета не видно...

    Оценка статьи: 5

  • Доросли или нет? Нет не доросли, у нас ещё пока рабство 21 века.

  • Валерий Хачатуров Мастер 16 июля 2011 в 06:04 отредактирован 16 июля 2011 в 06:10 Сообщить модератору

    Андрей! Создатель объединенной Германии, канцлер Отто фон Бисмарк сказал в свое время замечательную фразу: «Если Вы хотите построить социализм, выберите страну, которую не жалко». Мы знаем, кем и какая именно страна была выбрана для этой цели в 1917 году. Большевистский переворот подрезал российский капитализм на самом взлете.
    Что могли построить большевики, будучи противниками капитализма? Только феодализм, приукрашенный социалистическими лозунгами. А после похабного социализма нас ждет только похабный капитализм.

    Большевики, как известно, начали строить свой социализм с разгона Учредительного собрания. На это событие Роза Люксембург откликнулась статьей «Диктатура и демократия». Эту статью Р.Л. написала, находясь в тюрьме, узнав о разгоне большевиками Учредительного собрания.
    «Большевики свернули с пути, штыками разогнав 9 января 1918 года Учредительное собрание».
    «Ленин и Троцкий до того возвещали: «Мы октябрьский переворот представляем спасением для Учредительного собрания, как и вообще спасением революции!»
    «И вот их первый шаг – разгон Учредительного собрания и заявление Троцкого, что революции вредно и гибельно любое народное представительство, основанное на всеобщих народных выборах».
    «Жизнь государства с ограниченной публичной свободой именно потому так скудна, так жалка, схематична и бесплодна, что исключением демократии народных масс закрываются жизненные источники духовного богатства и прогресса».

    Пройдут годы и с лозунгом Розы Люксембург: «Свобода — это, прежде всего, свобода инакомыслия» началась борьба против коммунистического режима в ГДР в 1988 году. Возникла парадоксальная ситуация: под лозунгом коммунистки Розы Люксембург началась борьба с коммунистическим режимом.