Николай Аблесимов Грандмастер

Жизнь в современном селе – плюс или минус?

Вспомним крылатое: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…» (И.З. Суриков). Это век XIX. А XXI век? Повальное бегство в города!

Kosorukov Dmitry, Shutterstock.com

Забыли, что… Эпидемии, вплоть до пандемий, распространяются в местах большого скопления людей. А это, в первую очередь, город. Общественный транспорт, рынки-магазины, концерты, поликлиники и т. д., и т. п. В деревне человек живет достаточно изолированно, поэтому риск заболевания во время эпидемий минимален. Плюс.

На селе ты сам себе хозяин. Мусор убираешь сам, вплоть до окурка, отопление регулируешь сам — до градуса, нет гастарбайтеров и ЖКХ. Жаловаться не на кого — только на себя. Дома здесь не разваливаются по непонятным причинам, сосульки никого не убивают, поскольку сам строишь, сам следишь за этим делом. Плюс.

Жилплощадь строишь, какую хочешь. За гараж не платишь. У меня участок 1500 кв. метров — все время что-то подстраиваю, не испрашивая ни у кого разрешения. Плюс.

Подсобное хозяйство — с замечательными овощами и яблоками, хотя у нас и широта Магадана. Можешь разводить и нечто не очень обременительное: коз, кроликов, кур. Плюс. Но последнее привязывает к участку — нельзя выехать надолго. Минус.

Свежий воздух, чистая вода. Этих составляющих нашей жизни в городе просто нет. Плюс.

Разумная нагрузка в течение 2−3 часов, опять же — на свежем воздухе (колка дров зимой, приусадебные работы и мелкий ремонт летом, походы по грибы), при моем диабете II типа — лекарство. Глюкоза горит со страшной скоростью, и уровень сахара в крови приходит в норму без всяких таблеток. Гиподинамия исключается. Плюс.

Дары природы: грибы, ягоды, лечебные травки, рыбка и даже кабанчик с лосем для любителей. Плюс.

Интернет, мобилы и телевизор обеспечивают активную связь с миром. И на эту связь есть время. Плюс.

Машина-хозяйка обеспечивает подвоз необходимого из райцентра и крупных городов, медпомощь в крайности, а пробок нет. Плюс.

Стоимость услуг, включая интернет, телефон и электричество, в деревне в 2−4 раза меньше. Прикинем реальность. У меня в Зарубино (Новгородская обл.) за месяц стоимость всех коммунальных услуг составляет 2500 руб., включая цену дров. Аналогичная по площади 3-комнатная квартира в Хабаровске, где я раньше жил — 10000 руб. Моя пенсия в 9800 руб. в городе полностью бы уходила на оплату всех этих прелестей цивилизации. На еду пришлось бы собирать бутылки, как в студенческой молодости. Плюс.

Дети ограничены от влияния нарко-, пиво-, драконаправленной толпы городских дворов. Плюс.

Возможности профессионального роста, конечно, ограничены для певцов, музыкантов, ученых. Но литераторам, художникам, мастерам народного промысла, просто энергичным людям — раздолье. Минус-плюс.

Общение с себе подобными ограничено, но и время на полуобязательные тусовки не тратится. Минус-плюс.

Проблемы с работой в современном селе. Минус. Хотя думающий мужик, малопьющий, с руками и ногами всегда найдет чем заняться. Плюс.

Конечно, нет ничего идеального в мире, и это нормально. Каждый сам выбирает себе образ жизни, но выбор на селе более разнообразен.

Закончу А. С. Пушкиным — куда уж авторитетнее!

«Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет.
Порядочный человек по необходимости проходит через переднюю
и редко заглядывает в девичью, а сидит у себя в своем кабинете».

Обновлено 21.01.2013
Статья размещена на сайте 17.01.2013

Комментарии (84):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В статье, на мой взгляд, изображена какая-то неральная картинка, прямо-таки рай на земле да и только.
    О жизни в сельской местности знаю не понаслышке, об этом буквально вчера дописала статью (на примере своего родного поселка, где кстати до сих пор проблемы с Интернетом))) Можете тоже зайти на мою страницу, если любопытно, конечно, посмотреть мою "картинку"

    Оценка статьи: 3

  • Город поменял функцию защиты (городище, ограда) на функцию ограничения свободы личности. Поскольку в городе народу на порядки больше чем в деревне, социум начинает превалировать над личностью. Последний пример – закон об ограничении мест курения. В деревне кури, где хочешь!

  • Центральный парк Манхэттена - квинтэссенция идиотизма города.

  • Для людей с доходами на пенсии деревня отличный вариант. Я считаю, что свекрови со свекром с их непреодолимой тягой к сельской жизни уже давно пора в деревню. Какой смысл палить газ и мотаться 3-4 раза в неделю за 50 км от Ростова, если они уже на пенсии и вполне могли бы там жить.

  • "Дети ограничены от влияния нарко-, пиво-, драконаправленной толпы городских дворов".

    Смотря в какой деревне. В той, что мне знакома - часть детей начинает пить водку с 5 - 7 класса, а к 9-му пьёт большинство. Ночных клубов нет, зато есть сельские дискотеки, и пересказывать, что на них творится - цензура не пропустит. Многие девочки рожают в 13 - 16.

    Вы рисуете жизнь пейзанина в приятном коттеджном посёлке. А деревня в глубинке изобилует, увы, массой неупомянутых вами минусов - проблемами со школой, асоциальными соседями, отсутствием лечебных учреждений и даже аптек, разбитыми дорогами, по которым не каждая легковушка проедет...

    А в коттеджном посёлки жить хорошо, да.

  • Комментарий скрыт
    • Маша Шевкун, про детей - уже как-то писал, что курить начал с 6 лет, причем не только "Шахтерские", а пробовали разное сено. Знали бы что-то про наркотики - точно - покурили бы, тем более рядом были колхозные маковые поля. Как Маша сказала - действительно, на поле дети без присмотра целыми днями, а если учесть, что в колготне возраст от детского сада до 10-го класса да еще часто старшие пацаны - из интернатов, то все очевидно. Но не пили - просто неоткуда было брать.
      А академики живут в коттеджных поселках, возможно, на месте вымерших деревень и считают, что живут в деревне, перенеся, по сути, городской уклад жизни .

    • Маша Шевкун, насчет детей Вы в корне не правы. Рядом живет семья врача с пятью детьми (выжить смогла только в деревне в 90-е годы). Трое уже поступили в московские вузы.
      Странное впечатление, что в деревне много пьют. Алкаши здесь, в отличие от города, не выживают.

      • Комментарий скрыт
        • Андрей Иванов, это не где лучше - это вынужденная мера. Куда старикам с насиженного места - в город без жилья/прописки?? Вот и выживают. Как Вы написали - и ни какое это не село в его настоящем смысле, иначе я сейчас в таком "селе" живу . Ведь осталась инфраструктура рабочего поселка - предприятия делали дороги (точнее - не сами делали, а помогали поссовету финансово), ФАП, какой-то сервис (парикмахерская, баня), те же ОРСы. Встречал такой поселок вокруг спиртового завода (сейчас переориентировали на выпуск каких-то витаминов и еще чего-то).

          • Юрий Лях, вообще то я писал о селе вообще. Что касается конкретного Зарубино, то здесь действительно поддерживается инфраструктура оставшаяся после закрытия шахты. Но это же -плюс! Есть дороги с твердым покрытием, водопровод, электричество, районная больница, средняя школа, недавно провели газ, прямой автобус до Петербурга и Новгорода. Вложения в инфраструктуру это 50 % от стоимости строения. Единственный минус - рядом нет водоема. Но Мста - в 12 км в райцентре Любытино и озера в 40 км. В Любытино есть музыкальная и художественная школы.
            Приезжайте, покупайте заброшенные, но вполне приличные дома и живите.

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Емма Вайтер, "я все свое детство провела на селе, и очень этим довольна." - конечно, каждое утро в 6-30 доили корову, в 7 выгоняли пастить, в свободное время - попкой вверх на прополке огорода (полив/опрыскивание..)? Еще успевали сварить казан для поросяты, накормить остальную живность, приготовить на семью, что-то зашить, сгонять на велике в сельпо за 5км, и т.д. и т.п.??? И хорошо, что нет колхозов, правда, не понял, где/как зарабатывали денежку. Мне в детстве тоже нравилось - целый день в полях пасешь ту самую корову/череду, ну и сезонная посадка-уборка . Нет, сейчас почему-то не хочется. Ну, может, на недельку по хорошей погоде, типа - кратковременный дауншифтинг...

  • Полностью согласен с автором - жизнь в современной деревне намного лучше городской. Но при условии, что есть работа, приносящая ощутимый доход. Мне пока такая жизнь не по средствам, но как скоплю нужную сумму - сразу в деревню на ПМЖ.

    • Разум Искусственный, "но как скоплю нужную сумму - сразу в деревню на ПМЖ" - так понял - конечно же в немецкую/испанскую/американскую деревню??? Иначе получится нелогично - полно вымирающих деревень в 50-70км от больших городов/мегаполисов, а вы про какие-то деньги...

  • Комментарий скрыт
    • Лена Белка, вот-вот. Бегать то по миру мы завсегда - нет бы у себя потрудиться. А Британская деревня когда-то была хуже нашей - вспомните "огораживание", Диккенса. Но потрудились и ничего - жить можно.
      Английская пословица: прежде чем критиковать соседа - покрась свой забор.
      Я крашу регулярно.

      • Комментарий скрыт
        • Комментарий скрыт
          • Vladimir Radchenko, про лентяйство - возможно, это еще один миф, как и повальное пьянство. Как-то еще при Союзе отдыхали семейством дикарями в Аше и рядом стояло две машины семей с прибалтами. Как-то вечером с ними разговорились и их главный тезис был - "мы в Прибалтике хорошо живем, потому что много работаем, а вы - лентяи". Помню, мне стало немного обидно - моя мама тогда работала на оборонку по 10 часов ежедневно с 1-2 рабочими субботами в месяц (думаю, тут есть, кто помнит режим работы ИТР на оборонных заводах), у отца было немного попроще, но каждые выходные - к черту на кулички - в село к бабушке с ее необъятным огородом и живностью. Плюс - обработать свою дачу - все бегом, чтоб успеть на автобус. Думаю, тем прибалтам такой режим работы и не снился.

          • Комментарий скрыт
            • Комментарий скрыт
        • Лена Белка, Делается скважина и подключается насос - проблема с водопроводом и стиральной (и посудомоечной) - решен. Водонагреватель и у вас ГВС. Кто строит коттеджи, тех энергосбыт обязывает трансформаторы покупать, что бы самим на это не тратиться, так что с электричеством порядок. У кого руки правильно растут - таких в деревне еще достаточно, а вот с отбитыми руками , такие на готовое в заграницы подались. Нет так страшен ВТО, как его малюют.

          • Александр Петров, для этого нужен муж -либо с деньгами, либо с руками. Не будет же женщина бегать зимой и насосы погружные подключать? А также пилить дрова бензопилой и тащить их на горбу. Конечно, при желании мы все можем - в войну и не то было. Но на фига такое счастье?
            Например, я живу в частном доме в пригороде и то у нас вечно какие-то приключения. Например, прошлой зимой какой-то кретин не закрыл на зиму люк и тупо заморозил всю воду. Наша улица сидела около 1,5 месяца вообще без какой-либо воды. Благо мой муж купил огромный какой-то пластиковый резервуар, возил его на газели, наполнял и насосом закачивал в бочку на верху. Поэтому я не ощущала неудобств -вода была в кране. А остальные соседи бедные возили воду баклашками!

        • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 22 января 2013 в 21:40 отредактирован 22 января 2013 в 21:40

          Лена Белка, "Мне не нравится жить в нашей деревне и нашей стране тоже". Это Ваше право.
          Мне руки не отбили - я 30 лет поднимал Дальний Восток России - сейчас занимаюсь конкретной деревней в нечерноземной зоне.
          И народу вокруг только прибавляется - из Петербурга.
          Привет Америке - у меня там много коллег и друзей.

          • Комментарий скрыт
  • Замечательная статья! Очень согласуется с моими настроениями на нынешнем жизненном этапе.
    От себя добавлю ещё маленько плюсиков: никто не бегает над головой, не курит этажом ниже на балконе, не врубает телек за стенкой. Нет стоянки машин под твоими окнами.

    Оценка статьи: 5

  • Статья чудесная, но и только... Абсолютно прав Андрей - там здорово, именно, доживать.
    Про театры - не согласен - раньше с женой все время посещали театры - есть круг людей, которые обязательно посетят приехавших на гастроли - будь то органист в органный зал или японочка (не помню имя) со скрипкой Страдивари.
    А здесь восторгающиеся пусть прикинут - что там с медициной, школами, работой, дорогами в распутье, чем на досуге заняться. Хоть и досуг не всегда есть - то снег разгрести, то с животиной, то, как автор заметил, крышу_перекрыть/дрова_наколоть/что-то подчинить/пьяному_соседу_морду_набить. Думаю, если автор уедет на пару неделек - тот же самый сосед ночью его спутниковую антенну и "пристроит".
    Вспомним Лауру Ли - я ее, прикованной к участку, не представляю, а дом, особенно зимой, не оставишь.
    Особенно мне понравилась площадь участка автора - у нас, по-моему, более 20 соток - считается участок для фермерства и - вполне конкретный налог на землю.
    Короче - молодым в город, а старикам - в деревню.

  • Комментарий скрыт
    • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 22 января 2013 в 13:04 отредактирован 4 февраля 2013 в 00:59

      Андрей Иванов, я ждал этого возражения.
      Смею Вас уверить, что жители мегаполисов в "театров, музеев, кинозалов, библиотек" не ходят.
      Только что услышал в "Познере" данные московской мерии: 60% москвичей не ходят в музей и 40% - в театры. Пересчитайте на миллионы. Получится в среднем 5 млн. жителей - простые обыватели: дом, работа - выпас, хлев: ничем от животных не отличаются.
      Это удел командировочных и туристов. Горожане вымотанные и выжатые мегаполисом еле доползают до диванов и кухонь в спальных районах. Так было и 50 лет назад (моя тетя - москвичка), так и сейчас (знакомая - бизнес-вумен - москвичка).
      Кроме того, на ночные клубы денег нужно не меньше, чем на "дом, машину, инструмент".

      • Комментарий скрыт
        • Андрей Иванов, Когда трудишься в своем огороде в свое удовольствие,никогда не будешь вымотанным.Между прочим,мало только собрать урожай,надо его и перерабатывать.Например из ягод и фруктов делать компоты и варенье,а помидоры и огурцы солить,мариновать.А это намного сложнее,чем сбор.После дневных трудов мы обязательно в огороде принимаем душ или моемся в бане и никакой усталости.Жаль,у нас нет возможности жить в деревне, компенсируем это работой в своем огороде.

          • Комментарий скрыт
            • Андрей Иванов, водопровод есть. Топить печь зимой удовольствие, так как особенно делать нечего. Повторюсь - колка дров - лекарство от диабета II рода.

              • Комментарий скрыт
                • Андрей Иванов, колодцы с насосами или скважины в деревне никто не отменял. Вложение средств - дело индивидуальное.

                  Оценка статьи: 5

                  • Комментарий скрыт
                    • Андрей Иванов, я живу не в деревне, просто в загородном доме со всеми удобствами. Американский пригород. Отлично тут детей маленьких растить или для себя пожить, душой отдохнуть, если обстоятельства позволяют.
                      Молодёжь тут учится в прекрасных университетах и... уезжает. В Нью-Йорк и другие крупные города. Нет тут работы (есть, конечно, но очень мало), кроме как в сфере обслуживания. Очень мало возможностей.
                      Пожилые живут, пока силы есть, чуть сдали - перебираются в многоквартирные дома для пожилых senior houses (не путать с домами престарелых!).

                      • Комментарий скрыт
                        • Комментарий скрыт
                          • Лена Белка, в Новгородской области скворечники на улице никогда не оборудовали - все в сенях с вентиляцией выгребной ямы и изоляцией от жилых помещений. Зимой, кстати, никаких запахов - замерзает. В обычных квартирах - нужна мощная принудительная вентиляция чтобы избавится от запаха (особенно при пьющих членах семьи) - жил знаю.

  • Комментарий скрыт
    • Мария Цмех, фрилансерам в деревне можно спокойно зарабатывать.

      • Николай Аблесимов, "фрилансерам в деревне можно спокойно зарабатывать" ну, сколько можно сказки рассказывать?! Такое впечатление, что подавляющее большинство сельсктих жителей зарабатывает именно так!

        В село надо ехать тем, кто твёрдо решил заняться фермерством, имеет для этого необходимые знания, физические силы и огромный энтузиазм.
        Можно пожить в селе и, отойдя от дел, пока здоровье не прихватит.
        В остальных случаях нечего там делать на селе! Скучно и работы нет.
        Лучше всего жить в пригороде большого города

        • Алина Еремеева, значит я сказочный персонаж.

          • Николай Аблесимов, Вы переносите свой специфический опыт на всех, а это, мягко говоря, неправильно.
            Вам, не сочтите за переход на личности, годочков-то сколько? И каким именно фрилансом Вы там себе зарабатываете? И кто вас сженой будет обслуживать, когда Вам станет тяжело дровишки колоть и со свеми этими снегоуборочными и прочими агрегатами управляться? Ну, и так далее.

            • Алина Еремеева, а какой опыт я могу еще переносить кроме личного?
              Консультирую бизнесменов на предмет сырья для производства базальтового волокна.
              Помогаю в разведке месторождения коренной платины на Дальнем Востоке.
              Пишу книжки.
              "кто вас сженой будет обслуживать, когда Вам станет тяжело дровишки колоть и со свеми этими снегоуборочными и прочими агрегатами управляться" - в городе проблемы с этим еще хуже - попробуйте без лифта спуститься с пятого этажа, если у Вас проблемы с ногами. А здесь на первом этаже я и на боку выкачусь, чтобы на солнышке погреться. Во сколько Вам сиделка в городе обойдется? В деревне дешевле.

              • Алина Еремеева Алина Еремеева Профессионал 22 января 2013 в 17:01 отредактирован 22 января 2013 в 17:06

                Николай Аблесимов, "консультирую бизнесменов на предмет сырья для производства базальтового волокна.
                Помогаю в разведке месторождения коренной платины на Дальнем Востоке.Пишу книжки"
                Правильно! Я и говорю, что опыт Ваш специфический. Это всё равно, что я бы, наработав себе клиентуру и занимаясь письменными переводами, посоветовала бы всем закончившим инъяз срочно поселиться в домике в деревне и работать "удалённым переводчиком"! Сказки, однозначно, сказочки
                И, кстати, "выкатиться на боку" недостаточно, надо ещё и снежок почистить, и за продуктами докатиться, и до врача, и... В городе быт органиовать намного проще, не стоит спорить с очевидным.

                • Алина Еремеева, с переводами есть положительный опыт. Б. Пастернак. "В 1936 году поселяется на даче в Переделкино, где с перерывами проживёт до конца жизни". В это время переводил Шекспира и писал роман "Доктор Живаго". Больше переводчиков в деревне - глядишь и Нобелевских лауреатов по литературе в России было бы больше.

                  • Николай Аблесимов, ага, все на "дачи в Переделкино" ! Сплошная демагогия А коровку доить и хлебушек растить для фрилансеров кто будет ?!

                    • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 22 января 2013 в 20:21 отредактирован 22 января 2013 в 20:22

                      Алина Еремеева, Вам что азы политэкономии рассказать? Разделение труда давно придумано.

                      • Николай Аблесимов, вернёмся к статье, так оно вернее!
                        Вы пишете о плюсках и минусах лично для Вас, неплохо пишете. Единственный недостаток - обобщаете свой опыт на других, о чём я высказалась выше (на селе место сельским труженикам или "свободным художникам" - любителям сельской пасторали, которые могут себе это позволить и т.д., не хочу повторяться). Озаглавили бы статью по другому или как-то обозначили это в самом тексте, и не было бы претензий. А так - сны Веры Палны.

                        • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 22 января 2013 в 20:50 отредактирован 22 января 2013 в 20:51

                          Алина Еремеева, в комментариях - не претензии, а свой взгляд на проблему: земли много, а порядка нет. Так кто его наводить будет? Вот вам и национальная идея - как в Израиле. Приехали в пустыню и за 50 лет тяжелого труда сделали рай.
                          Иначе дождемся - оттяпают у нас полРоссии сопредельники и правильно сделают, бо ведем себя как собака на сене. Об этом я писал в своей первой статье на данном сайте.
                          А то что лично для меня - правильно.
                          Надо делать лично для себя, а не для дяди - тогда все будет хорошо и в деревне, и в городе и в стране.
                          С комсомольским приветом.

                          • Николай Аблесимов, вот не зря я с детства недолюбливала комсомольцев, врут много ! (Не обижайтесь, я не зло, в шутку!) А если серьёзно, то да, согласна, для себя каждый должен сделать свой выбор и у Вас он далеко не худший, выбор, достойный уважения. Только не надо тумана напускать, завлекая "спасением России", лучше честно сказать - приезжайте, ребята, тут пахать надо, одни не справимся !

  • Комментарий скрыт
  • Еще упустил состояние дорог после снегопада. Основные трассы чистят регулярно, а подъезды к дому часто - проблема.
    Мой знакомый под Петербургом однажды вынужден был 1,5 км!!! дороги чистить лопатой. Это тяжело. Но и это решаемо - есть снегоуборочные индивидуальные мотоблоки.

  • Комментарий скрыт
  • Статья у вас очень душевная получилась. Замечательно, что вы решили переехать в деревню на свежий воздух, поближе к природе.

  • Комментарий скрыт
  • Комментарий скрыт
    • Фрол Фролкин, в моем случае Вы правы. Я коренной горожанин. Родился и вырос в Воронеже, учился в Ленинграде, работал в Хабаровске. Но, путешествуя по стране пешком, автостопом, на своей машине; работая в геологических экспедициях и старательской артели, ощутил неодолимую тягу к сельской жизни.

  • Комментарий скрыт