Константин Кучер Грандмастер

Кто убивал евреев? О книге Руты Ванагайте «Mūsiškiai» («Наши»)

В январе этого года в Литве прошла презентация книги Руты Ванагайте «Mūsiškiai» («Наши»). Она состоялась в Вильнюсе, в доме № 37 по улице Вильняус. И адрес этот был выбран не случайно. Здесь, в этом доме, в период немецкой оккупации располагались штаб, оружейная комната, жилые помещения, склады и гараж «Особого отряда».

За три с половиной года через него прошло около 500 литовцев. 40−50 из них осенью 1941-го практически ежедневно добровольно отправлялись на операции в Панеряй, Вильнюсский округ и Восточную Литву. Операции эти были непростые. В их ходе литовцы расстреливали евреев. Только за три неполных осенних месяца (с 01.09 по 25.11.1941 г.) в Панеряй было убито 18 898 человек, в Вильнюсском округе — ещё 13 501.

Да, эта книга о Холокосте. О том, что в Литве он был проведён руками литовцев. Предками тех, кто живёт рядом с автором и в чьих жилах течёт та же самая кровь, что и в её жилах. Тех, кого она по полному праву считает «нашими».

Нельзя сказать, что это — прямое и непосредственное участие литовцев в Холокосте — является откровением для страны и нации. Нет. Ещё в 1995 г. тогдашний Президент Литвы Альгирдас Бразаускас принёс извинения еврейскому народу за всё, содеянное литовцами в период немецкой оккупации. Но это был исключительно политический шаг. Способ помириться с Израилем, чтобы он не поднимал эту больную, кровоточащую тему. А взамен — в ООН Литва встанет на сторону Израиля по всем важным и актуальным для него вопросам. Общество же не поддержало своего Президента.

В 2012 г., во исполнение обещания Бразаускаса выявить и поимённо назвать всех убийц, Литовским центром исследования геноцида и сопротивления был составлен список из 2055 фамилий людей, которые, по мнению составителей этого документа, могли участвовать в массовых расстрелах еврейского населения на территории страны. Этот список был направлен в правительство, где благополучно, без какого движения, лежит до сих пор. На вопрос, который при личной встрече Рута Ванагайте задала вице-канцлеру — «Сколько, мол, можно? Не будет же этот список лежать вечно?» — тот только развёл руками: «Что бы мы ни делали, евреям всё мало!»

А ведь людям, которые были живыми свидетелями того, что происходило в Литве в 1941−45 гг. сегодня уже по 85−90 лет. Так сколько же ещё можно ждать? Ванагайте и решила, что ждать больше нельзя.

Три недели она ездила по всей Литве с израильским историком, руководителем иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя — Эфраимом Зурофф, известным далеко за пределами своей страны как активными поисками бывших нацистских преступников, так и регулярной критикой стран Балтии за их пропаганду равнозначности нацистских и коммунистических преступлений. Ездили, встречались с людьми, которые помнили. Большинство из них рассказывали о том, что видели и знали. Но просили не называть их имён. И не разрешали фотографировать.

Но часть — откровенно боялась. Боялась, что придут и убьют. Ведь когда-то конвоировали, охраняли или убивали отцы и деды их соседей. Вообще, за всё время работы над книгой тех, кто не боялся, как говорит Рута, можно пересчитать по пальцам. Даже с известными литовскими историками, в той или иной мере сведущими по этой теме, иногда приходилось встречаться в парке, на лавочке. И они просили не называть их имён. Запрещали цитировать…

По всей Литве 227 мест, в которых совершались массовые убийства евреев. Во время своих поездок Ванагайте и Зурофф видели указатели к некоторым из них. Сворачивали и потом долго блуждали по лесам, не находя ничего. В своё и обще-литовское оправдание Рута как-то попробовала пояснить Эфраиму, что они не настолько богаты, чтобы присматривать за всеми этими местами, на что он резонно возразил: мол, смотреть надо было не сейчас, а тогда… Когда расстреливали. В каждом из этих мест они останавливались. Зурофф плакал и читал заупокойную молитву.

А потом Рута полгода работала в спецархивах. Читала протоколы, исповеди палачей. Настоящих палачей, убийц, а не следователей НКВД, которых принято считать палачами нынче. Нет, оказывается, они не были таковыми. Литовцев не били и не пытали. Все разговоры о том, что расстреливавшие евреев оговаривали себя под пытками, по мнению Ванагайте, самые настоящие глупости. Более того, ей встречались документы, которые говорили о прямо противоположном. Например, один из убийц жаловался на боли в плече — видимо, много стрелял в своё время. Ему сделали рентген, чтобы выяснить — в чём их причина, после чего прописали массаж и парафиновые ванночки.

Нет, убийцы сознавались не под пытками. Под тяжестью неоспоримых фактов и свидетельских показаний, в т. ч. и подельников. Жертв и очевидцев ведь, как правило, не оставляли в живых. И таких свидетельских показаний по каждому из эпизодов было не менее 15. Все они совпадали в деталях до мелочей. Поэтому изначально мало кто помнил, что участвовал в расстрелах. Потом вспоминал один-два эпизода. А под конец следствия оказывалось, что массовых расстрелов было не два. И даже не три. От 20 до 50.

Бывало и так, что изначально осуждали за конвоирование. А лет через 20 выяснялось, что только конвоированием дело не ограничивалось. Этих людей снова арестовывали. И судили уже как убийц.

По результатам встреч со свидетелями тех давних событий и архивных исследований и появилась книга Руты Ванагайте «Mūsiškiai» («Наши»). Главный её вывод: всё, что тогда делали литовцы, они делали добровольно. Никакого принуждения со стороны немцев не было. Ляонас Стонкус, например, рассказал, что если офицеры (свои, литовские офицеры) видели, что у кого-то сдают нервы, то отбирали оружие. Боялись, что начнут стрелять по своим.

Или другой пример. В том же самом Особом отряде служили ученики ремесленного училища. Пацаны, по сути. 16−17 лет. Лето, каникулы. Делать нечего. А тут — можно пострелять, плюс им обещали вещи убитых ими евреев. Они и постреляли. В живых, безоружных людей. А лето закончилось, начались занятия, они ушли из отряда. Какое тут принуждение?

Говорят, что за отказ участвовать в массовых убийствах полагался расстрел. Так вот, в архивах нашлось одно-единственное подтверждение этого. В Каунасе расстреляли солдата, отказавшегося убивать безоружных людей. Одного-единственного. За всё время.

Опять же, говорят, что расстрельную команду перед массовыми убийствами поили. Нет, объясняет в книге Рута, не так. Наоборот, опасаясь, что пьяные могут перестрелять своих командиров, водку давали уже после, вечером, чтобы можно было снять стресс. А если непосредственно перед расстрелом, то так, совсем немного. Для «храбрости».

Римантас Зягряцкас как-то составил социальный портрет убийцы евреев. Оказалось, что половина из тех, кто убивал — молодые деревенские парни. Безграмотные или окончившие до двух классов. К таким же выводам приходит и Ванагайте. Евреев убивали молодые, малограмотные и трезвые литовцы. Поэтому Рута считает: если бы Церковь не стояла в стороне, а громко сказала бы, что заповеди Божьи надо исполнять, всё могло бы быть по-другому. Но она равнодушно наблюдала за Холокостом. Более того, убийцам даже отпускали грехи…

И случилось то, что случилось. «Ради чистоты расы и еврейских золотых зубов в Литве уничтожили двести тысяч евреев».

О книге Руты Ванагайте можно ещё долго. И, наверное, надо бы. Но мне хотелось бы немного о другом. Сейчас Руте очень тяжело. Даже многие из её родных считают, что она — предательница. Этакий литовский аналог Павлика Морозова. От неё отвернулись некоторые из друзей, посчитав, что Рута предала Родину. И за это ей заплатили евреи. Это — родные и друзья. Что тогда говорить обо всей остальной Литве?!

Литовские журналисты как-то попросили Ванагайте показать свидетельство о её рождении. Не еврейка ли, мол, она. Нет. Не еврейка. С российскими журналистами, опасаясь, что её интервью может быть использовано в пропагандистских целях, Рута не общается.

Надеюсь, никто не заподозрит во мне «агента Кремля», которым, как марионеткой, двигает «рука Москвы»? Кому я, махровый провинциал, нужен в той Москве? Я сел за этот материал и написал его для того, чтобы выразить свое интернациональное уважение автору «Наших». И сказать искреннее «спасибо» за её мужество и честность. За то, что она не в угоду политике, а от своей чистой души сказала «простите» за всю Литву. Даже если та и не просила её об этом.

Сейчас не просила. Но кто знает, может, лет через 10−20 и она, уже официально, скажет своё «спасибо». А пока вот такое. Неофициальное. Лично от меня.

Обновлено 20.03.2016
Статья размещена на сайте 25.02.2016

Комментарии (33):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Уважаемая г-жа Дюжинская!
    Высылаю Вам линк со статьей о Трумэне. http://www.chayka.org/
    Если хотите, почитайте. Всех благ

  • Г-жа Дюжинская! Вы процитировали не меня, но г-на Радченко. Надо быть внимательней. Теперь насчет истории создания современного Израиля. Вы действительно ее знаете? Я задаю этот вопрос, потому что начал писать цикл статей для журнала chayka.org под названием "Американские президенты и Израиль" Эта тема на вписывается в формат уважаемой мною ШЖ, потому я ее не предлагаю. У меня и так слишком много статей только в личной библиотеке. Не хочу больше. Так вот могу сказать почти наверняка, что историю создания Израиля Вы не очень хорошо знаете. Вы даже не представляете, через что прошел Трумэн, признавая Израиль. Но это тема отдельного разговора. Статья должна выйти на этой или следующей неделе. Если хотите, извещу. Узнаете много интересного. А начет некорректности отождествления народов и религии могу сказать, что евреев так и определяют - по их религии. Во вском случае, евреи сами так себя определяют. Нацисты еще определяли их по крови. Да и другие народы тоже их так определяют. Особенность их религии именно в том, что они действительно свою религию никому не навязывают. В отличие от христиан в прошлом, весьма недалеком и мусульман в настоящем. Вот хотят они чтобы весь мир, и так далее... Это я знают точно. У меня зять - отродоксально верующий еврей, рабай... Он это может подтвердить, что евреи не агитируют за свою религию и насильно в нее не обращают. Такие штучки, как коллективное крещение славян в водах Днепра у них не проходят. А пока поверьте мне на слово.

    • Наталья Дюжинская Наталья Дюжинская Читатель 31 марта 2016 в 16:21 отредактирован 31 марта 2016 в 16:22

      Роман Солодов, да,это были слова не из вашего комментария. Минус в карму Радченко, а вам приношу извинения. Про муки Трумэна я читала, но знать точно не могу,как и досконально знать историю создания Израиля ( впрочем как и вы) - вы в этом правы.
      На слово поверить не могу, но статью вашу прочитаю.

      Оценка статьи: 5

  • Г-н Григорьев! Я Вам не учитель истории. Подумайте сами.

  • Г-н Кучер! Дело не в том, кто является автором этой замаечательной статьи. Но в том, что г-н Драйшпиц является антисемитом судя по его "наивному" вопросу о народе, которого не "любят во всем мире и во все времена".
    Да, нацисты (немцы) убивали "представителей" других народов тоже. Но они не оправляли их в газовые камеры просто за то, что они русские или чеченцы(????), как отправляли евреев. Если они и убивали "представителей" других народов, то делали это в нарушение всех норм разного рода конвенций. Например, убивали их за участие в подпольном или партизанском движениях, в виде заложников или карая население за действия партизан. За примерами далеко ходить не надо - Беларусь пострадала так, как ни одна нация в СССР. За это они были признаны преступниками на Нюрнбергском процессе и ряде других. Но евреи - это особая статья. А антисемиты типа Драйшпица всегда лицемерно задают те самые вопросы, на которые уже давно дала ответ история. Им легче притворяться незнайками, нежели признаться в своем антисемитизме.

    • Роман Солодов, "т. к. евреи по крайней мере не лезут к ним со своей религией, пытаясь переманить в свою веру. "
      Не все евреи -иудеи так же как не все русские -христиане а все арабы -мусульмане. Вы забыли про атеистов. Кроме того,некорректно отождествлять народы и религии.Еще- религия- Ислам,люди,исповедующие Ислам -мусульмане.
      Минус вам в карму за невежество и ложную информацию. или это невинное заблуждение?

      Оценка статьи: 5

      • Наталья Дюжинская, я хочу понять Вашу мысль. Вы считаете, что евреев правильно убивали за то, что они евреи, потому что они сами виноваты, что родились евреями?
        Религия все-таки имеет значение даже для так называемых атеистов, поскольку ментальность сохраняется. Хотя, правду сказать, в досоветской России были субботники, или "жидовствующие" (кстати, они преследовались властями). Часть из них, этнически русские, перебрались в Палестину, когда еще Израиля не существовало, и их потомки приняли участие в его создании, воевали, среди них были выдающиеся деятели, генералы. (Это уже по поводу Вашего ответа на комментарий Владимира Радченко).

        • Галина Вильвовская, "Вы считаете, что евреев правильно убивали за то, что они евреи, потому что они сами виноваты, что родились евреями?"
          У вас больное воображение? Или это вброс ни о чем?
          Постарайтесь еще раз и по буквам прочитать мой комментарий.
          Там нет даже намека на антисемитизм. Историю создания государства Израиль я знаю.

          Оценка статьи: 5

          • Наталья Дюжинская, Я рада, что Вы отрицаете свою причастность к антисемитам, только форма Вашего протеста несколько агрессивная, прошу прощения.
            С воображением и умением читать у меня все в порядке, если это Вас беспокоит. Просто Ваш комментарий вызвал у меня сомнения, Вы эти сомнения разрешили, к моему удовольствию. Всех благ!

            • Галина Вильвовская, ваши сомнения меня не беспокоят, но мне не нравится, когда люди придумывают, додумывают, приписывают мне то,что я не писала.
              Надеюсь вы поняли....
              Я не делю людей по национальному и религиозному признаку.Я против войн, убийства людей и животных.
              и вам всех благ

              Оценка статьи: 5

              • Наталья Дюжинская, ну что Вы, я нисколько не рассчитывала, на Ваше беспокойство и вообще интерес к моей персоне. Я все поняла, уверяю Вас. Вы - очень мирный человек, это абсолютно вытекает из Вашего текста и беспримерной вежливости и уважения к собеседнику. Удачи!

    • Роман Солодов: "А антисемиты типа Драйшпица всегда лицемерно задают те самые вопросы, на которые уже давно дала ответ история.", а какой именно дала ответ история?

  • Что это за народ, который не любят во всём мире и во все времена?
    А в Великую Отечественную не убивали украинцев, русских, белоруссов, казахов, грузин, абхазцев, чеченцев, татар и др.?! Почему о зверствах нацистов против этих народов не пишут мужественные женщины?

    • Михаил Драйшпиц, ** Что это за народ, который не любят во всём мире и во все времена?**
      Это неправда. Антисемитизм распространен только в мусульманском и христианском мире. Христианство и мусульманство «выросли» из иудаизма. Христианство начиналось как маленькая секта внутри иудаизма, а основатель мусульманства Мухамед «слегка потусовал колоду, передернув карты» и объявил, что Авраам приносил в жертву не Исаака, а его степ-брата Измаила, которого и благословил Авраам, а не Исаака, а себя Мухамед провозглосил новым пророком.
      И первые христиане, и первые мусульмане были уверены, что евреи пойдут за ними – верили-то в одного и того же бога, признавали, кажется, всех еврейских святых. Когда же большинство евреев отказались следовать за новыми «пророками», то и христиане и мусульмане восприняли это как вызов, как отрицание их веры, а евреев как нежелательных свидетелей. Так, например, христианство, придя к власти, заставило евреев, оказавшихся на христианских землях, вымарать из еврейских книг (в первую очередь из Талмуда) все упоминания о Ешуа, которого «Новый Израиль» , как называли себя христиане на греческий манер, стали звать Исусом.
      У нехристианских и немусульманских народов (только в Китае и Индии их 2 миллиарда) никаких проблем с евреями не было и нет. Они подчас даже лучше относятся к евреям, чем к мусульманам и христианам, т. к. евреи по крайней мере не лезут к ним со своей религией, пытаясь переманить в свою веру.

  • Вдогонку. Статью помещаю на мой Фейсбук с указанием автора и журнала, естественно. Надеюсь, возражений не последует. Обожду пару часов и, если не никто не будет против, размещу.

  • Браво, автор! Браво, редакция! Честно признаюсь, не ожидал. Не ожидал появления такого материала в журнале. Спасибо.
    Нет особых слов, чтобы высказать свое восхищение статьей. Впервые, наверное, я читал статью в этом журнале, не оставившую меня равнодушным. Горло перехватывает.
    Очень хочется, чтобы количество ее прочитавших превысило количество прочитавших мою статью о гениальном еврее,("Бог держал над ним руки") в несколько раз. Пусть эту статью прочитает вся аудитория этого журнала, а она не маленькая.
    И последнее: прочитал комментарии. Согласен практически со всеми написавшими. Кроме некоего Петрова. - не понял, что сказать он хотел. Да Бог бы с ним. Если ему надо объяснить, почему в народах живет антисемитизм, то такому "читателю" уже ничего не поможет.

    Оценка статьи: 5+

  • Когда то в щколе жизни была поднята тема: "Зачем ты пишешь, если тебе нечего сказать?" Тебе есть что сказать, но зачем. зачем эта статья? Что бы показать какие хорошие люди, даже сами себя в дерьме вымазать готовы, что бы показать как они за справедливость борются, или показать какие евреи плохие, их вон сколько людей ненавидит? Это уже разжигание национальной вражды пахнет.А это плохо

    • Когда-то в нашей стране знаковым был фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние". Сейчас другие времена, другие нравы и о том фильме стараются не вспоминать. Я тоже не вспоминаю. Но если уж зашла речь, то главная его мысль примерно такая - "Потомки до тех пор ответственны за преступления предков, пока не покаются. Только покаяние может внести очищение в их души".
      Рута не стремится "вымазать себя дерьмом". Она не хочет, чтобы её дети были ответственны за те преступления, что совершали их деды и прадеды. Тот, кто не извлекает уроков из прошлого, повторят те же самые ошибки в будущем.
      Я в этих мыслях не вижу никакой национальной вражды. Напротив, исключительно попытку к примирению.
      Пока под полом в комнате будет лежать дохлая кошка, в доме постоянно будет вонять. И если не делать попыток вскрыть пол (даже если это и очень затратно (например, с психологической точки зрения)) и вытащить оттуда труп кошки, то вонять будет постоянно. По-моему - это нормальное чувство, если человек хочет, чтобы у него в комнате пахло лесом, полем, морем, а не дохлой кошкой. Ненормально, когда наоборот.

      • За всю мою "латвийскую жизнь" как-то (один единственный раз за всё время) на праздновании латвийского национального праздника в одном из лесничеств Юрмальского леспромхоза под Тукумсом мне сказали: "Хороший ты парень, Костян. Хотя, и русский"... Об этом я рассказал в рассказе "Лиго. Как в Латвии отмечали этот праздник?" (выпуск 23.06.2015 г.).

  • Мужественная женщина,уважение....
    Я читала про массовое уничтожение еврейского населения в Литве и на Западной Украине, Львов.Особой жестокостью и алчностью отличались националисты.Кровь стынет в жилах от сотворенного и таких обыденных фраз: обещали одежду убитых,если на детских вещах будет кровь-ничего, я отстираю...Ужас!!!!!!!!!!!!!!!
    А то была и есть " цивилизованная Европа".
    А мы про какой то Даиш говорим....

    Оценка статьи: 5

    • Особой жестокостью ...отличались националисты

      Всё это вполне предсказуемо. Если мы стремимся построить национальное государство, то в нем должно быть как можно меньше людей иной национальности. И если вдруг таковые лица останутся на территории этого государства, то они должны знать своё место. Там, на коврике возле дверей.
      Это не только Литва, Польша. Можно вспомнить ту же Финляндию. Апрель 1918 г. Взявшие город войска белого шюцкора расстреливали всех, кто говорил по-русски. Неважно, что на человеке погоны офицера, что он зажиточный купец и к красным никто из них не имеет никакого отношения. Все они виноваты уже тем, что говорят по-русски.

      • Константин Кучер, вдогонку
        "Сотрудник латвийской полиции на своей странице в социальной сети опубликовал комментарий по поводу крушения Boeing в Ростове-на-Дону, заявив, что в катастрофе «нет ничего страшного, ведь там же в основном граждане России были». Позже, после того как пользователи обратили внимание на подобное недопустимое высказывание, полицейский заблокировал персональную страницу в Facebook и принёс извинения за свои слова, сообщает РИА Новости"
        Чувак после резонанса в сети пытался оправдаться, что это была "неуместная шутка".
        А я думаю, что
        идиотизм и фашнацизм у них на генном уровне.

        Оценка статьи: 5

        • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 20 марта 2016 в 19:12 отредактирован 20 марта 2016 в 19:16

          я думаю, что идиотизм и фашнацизм у них на генном уровне

          Нет, Наталья, гарантирую Вам, что этого нет. На "Школе" есть несколько моих латвийских рассказов. Это память конца 80-х, когда я сначала проходил практику в паре леспромхозов Минлеспромхоза ЛатвССР, а потом какое-то время был связан с этой республикой и её лесной отраслью по работе.
          Когда первый раз ехал, все пугали меня "зелеными Янисами". Но никогда... Никогда мне не приходилось сталкиваться с какими-то национальными трудностями. А года четыре я с Латвией был связан очень тесно. За исключением Курземе, объездил её практически всю. Работать приходилось в глубинке. Не только в головных конторах леспромхозов по районным центрам, но и по лесничествам, лесопунктам. В местах, где народ по-русски иногда говорил не очень хорошо. Но никогда и никто не попрекал меня тем, что я русский. Нет у латышей этого. Тем более на генном уровне.
          Просто сейчас стоит задача построения национального государства. Естественно, на это нацелена вся государственная машина. В т. ч. и её идеологическая составляющая. А идеология - страшная сила. За несколько лет (а тем более, десятилетий!) человеку в голову можно вдолбить такие "истины", которые таковыми вообще-то не являются. Если, конечно, на них посмотреть нормальными, не затуманенными идеологической промывкой мозгами.
          Обратите внимание на профессию человека в Вашем примере. Он служит внутри системы. Естественно, на таких "винтиков", которые нужны ей для соответствующей обработки остального населения, система давит со значительно большей силой.

  • Анатолий Григорьев Анатолий Григорьев Профессионал 20 марта 2016 в 10:36 отредактирован 20 марта 2016 в 10:37

    И чо это на евреев все набросились? И немцы, и украинцы, и русские черносотенцы да белогвардейцы, и литовцы и ещё многие и многие нации.

    • Не только литовцы, Анатолий.
      Вся Польша нынче знает название деревеньки Едвабне (Ломжинский повят Подляского воеводства). В июле 1941 г., когда этот населенный пункт входил в состав Белостокской области Белорусской ССР, проживавшие в нем поляки почти полностью уничтожили своих соседей евреев. По версии независимых источников их было почти 1600 человек. Польские источники настаивают на меньшей цифре: 340-350 человек. Но не в цифрах дело. Уничтожение проводилось жестокими методами. Соседей забивали палками, камнями, мучили, отрубали головы, оскверняли трупы. 10 июля, около полутора тысяч оставшихся в живых были загнаны в овин и сожжены живьём.
      В 2001 году Президент Польши Александр Квасьневский официально принёс извинение еврейскому народу за это преступление. Но так же, как и в Литве, далеко не все поляки готовы присоединиться к извинениям своего Президента, несмотря на то, что погром в Едвабне - не единственный. Правительственная комиссия, расследовавшая события в Польше, относящиеся к началу Второй мировой войны, установила, что поляки совершили военные преступления против своих соседей-евреев как минимум в 24 районах страны. Причем погромы продолжались и после освобождения Польши. В Кракове, например, он датируется 11 августа 1945 года, в Кельце (Келецкое, после 1999 г. - Свентокшиского воеводство, 170 километрах к югу от Варшавы) - 4 июля 1946 года. В ходе последнего погрома были убиты от 40 до 47 евреев. При этом необходимо учитывать, что до войны в Кельцах проживало 20 000 евреев (треть всего населения), к моменту погрома - 200 (в большинстве своём — бывшие узники нацистских концлагерей).

      • Константин Кучер, это такая страшная информация, с которой тяжело смириться. Получается, что большая часть народа - преступники, и что теперь? Сосед, собственный дед, родственники, близкие или дальние? Об этом и думать нельзя. А убившие уцелевших узников фашистских лагерей? Это как в голове уложить, если в этой голове есть клетки с зачатками совести? Если таких клеток нет, то и наплевать, а если может заскрести, зацарапать, неприятные чувства вызвать, то лучше не знать, не произносить, затоптать в подсознание. Еще лучше все свалить на немцев, они все признали, каятся, детей воспитывают на документах и кинофильмах, чтобы не повторилось. Уже и не в жертвах дело, уже дело в народе, который несет в себе потаенную память о преступлениях, совершенных предками, память это подтачивает силы народа, утверждает его в достойности деяний прошлого. Книга Руты Ванагайте вызвана болью за свой народ, за свое прошлое и связанное с ним будущее. И это очень правильная вещь.

        • Книга Руты Ванагайте вызвана болью за свой народ, за свое прошлое и связанное с ним будущее.

          Очень верная мысль, согласен. Я думаю примерно так же. И именно об этом постарался написать в своём ответе на коммент Александра Петрова.

  • Прекрасная статья и прекрасном человеке. И да, это подвиг.

  • Марк Блау Марк Блау Грандмастер 20 марта 2016 в 04:00 отредактирован 20 марта 2016 в 04:04

    Подвиг честного человека. Нелегкий подвиг.
    Честь ей и хвала.

    Оценка статьи: 5