Игорь Ткачев Грандмастер

Как мы выбрасываем деньги на ветер?

Самое большое оскорбление для глупца — сомнение в его уме и правильности решений. Такой человек просто уверен, что знает, как надо жить, а как нет (причем всем, а не только ему), где право, а где лево. Что контролирует он, а не его. Сократовское «Я знаю, что ничего не знаю» — не про них.

Ян ван Хемессен, «Извлечение камней глупости», 1545—1550 гг. Фото: ru.wikipedia.org

Так же как и не про них эффект Даннинга-Крюгера. Про них — уверенность и убежденность. А между тем многие даже не подозревают, что являются жертвами потребительского, финансового, гражданско-патриотического и т. п. манипулирования со стороны государства, своих работодателей, производителей многочисленных потребительских благ. Жертвами манипуляций.

Одна из капиталистических манипуляций нашего времени заключается в том, что человек должен потреблять все больше, и так же растет использование ресурсов природы для производства. Продуктов питания, одежды, услуг… В то время как человеку нужно гораздо, значительно гораздо меньше. Сегодня, согласно статистике, на душу населения мы потребляем больше, чем когда-либо за все время существования хомо сапиенс. А т.н. развитые страны Запада, вроде США с их всего 325 миллионами граждан, потребляют одну треть всей в мире электроэнергии и энергоносителей.

Мы, в свою очередь, считаем себя относительно отсталыми в смысле потребления, если сравнивать со странами развитого Запада. Но даже мы часто просто не подозреваем, что живем «на широкую» ногу, расточительно и не думая об экономии ресурсов.

В чем выражаются наши некоторые эксцессы потребительства, понимание которых могло бы помочь лучше сбалансировать наши нужды и потребности, сэкономить деньги на что-то действительно нужное и важное?

1. Автомобиль

Сегодня все хотят иметь собственное авто (впрочем, и вчера тоже хотели). Нас так ловко убедили в том, что «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения», словно всем ампутировали ноги и отменили общественный транспорт одновременно.

Действительно ли вам нужен свой автомобиль?
Действительно ли вам нужен свой автомобиль?
Фото: Depositphotos

Ясное дело, собственное авто — это не только и столько средство передвижения, сколько еще и показатель статуса, успешности. И мы повелись. Вернее, повелись те, кто не знаком с эффектом Даннинга-Крюгера и имеет латентный комплекс неполноценности. То есть примерно 90% населения.

А между тем 90% ездит, в среднем, в предназначенных для четырех пассажиров и одного водителя автомобилях в одиночку или в лучшем случае вдвоем. Как говорил один мой знакомый, «таскать каждый день полторы-две тонны железа на заднице — что может быть глупее?»

Теперь посчитайте, какой перерасход горючего, масла, запасных частей идет на один такой автомобиль, предназначенный на четырех пассажиров, на внедорожник на шестерых, на котором вы ездите по городу, и сколько можно сэкономить, если оптимизировать свое средство передвижения.

2. Жилье

Наш человек давно хочет иметь свое собственное жилье. Не жить, как живет большинство в тех же Европе и Америке (на которые, когда нам выгодно, мы равняемся всем умом и телом), на съемном и муниципальном жилье, а именно иметь свою крепость — собственную квартиру или дом. И на то есть целый ряд объективных причин.

«Машина — на имя жены, дача — на мое имя... У тебя ничего нет! Ты — голодранец!»
«Машина — на имя жены, дача — на мое имя… У тебя ничего нет! Ты — голодранец!»
Фото: Кадр из к/ф «Берегись автомобиля»

Но дело в том, что одна комната на десять квадратных метров нас не устроит. Нам подавай две-три комнаты на нос, а еще лучше — собственный дом со вторым этажом. Или квартиру в центре и дачу. Причем второе и вовсе вызывает недоумение: для чего нужно еще одно жилье, в которое ты будешь приезжать только три месяца в году, да и то, чтобы там проводить большую часть времени в саду и огороде, а в остальное время будешь беспокоиться о том, не поел ли стены грибок и не залезли ли воры?

Продайте разваливающуюся дачу, разменяйте трехкомнатную квартиру, в которой пустует место, оптимизируйте метры, воду, газ и отопление, сдайте, наконец, свою квартиру — это будет экономия денег, времени и сил.

3. Еда и одежда

Согласно статистике Росстата, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, средний россиянин выбрасывает 20−25% купленных продуктов. В среднем, это 5−6 тыс. российских рублей на ветер ежемесячно. Которые можно сэкономить.

Далее: многие покупают не нужное и полезное, а вкусное и модное. Суши, пиццу, гамбургеры. Цена которых включает в себя рекламу, маркетинг и доставку и завышена в разы. В среднем, за одну пиццу с доставкой по цене 10 долл. можно купить два пакета действительно полезной еды: крупы, кусок курятины, сезонные овощи и фрукты на несколько раз без переплат.

Чахохбили — курица, тушеная с помидорами - вкуснейшее блюдо, гораздо дешевле готовой пиццы
Чахохбили — курица, тушеная с помидорами — вкуснейшее блюдо, гораздо дешевле готовой пиццы
Фото: Depositphotos

Что касается одежды, то сегодня вещи покупаются на один сезон и, в среднем, среднестатистический гражданин покупает за год 3−4 пары обуви, 2−3 пары джинсов или брюк, 5−6 рубашек и теннисок. Не считая платьев, юбок и разных аксессуаров. Которые обычно выбрасывает или складывает в чулан в среднем уже через 1−3 месяца. Потому что поменялась мода, вещи по причине низкого качества потеряли свой вид и форму и т. п.

А сколько старых, но еще годных к носке вещей пылятся в нашем гардеробе, на антресолях, но с которыми мы не готовы расстаться?

Купите 1−2 качественные вещи вместо вороха новомодного тряпья. Носите их не «по моде», но «по потребности и удовольствию». Выносите и выкиньте через год или два. Не поддавайтесь «модной» промывке мозгов!

Вот три простых примера, которые свидетельствуют о том, что мы живем далеко не скромно, и даже не бедно, как считают некоторые, и не думаем об экономии.

Что еще почитать по теме?

Сколько денег нужно для счастья и нужно ли вообще?
Куда катится мир? Картинки общества потребления
Что человеку нужно для счастья?

Обновлено 21.09.2017
Статья размещена на сайте 17.09.2017

Комментарии (36):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 22 сентября 2017 в 14:45 отредактирован 22 сентября 2017 в 14:47

    Мальчики!
    Вы оба великолепны!
    И автор опуса и Майк!!
    Продолжайте пикироваться, пожалуйста!

    Да, еще - нельзя ли проехаться еще не много по теме потреблятельства?
    Это, например, когда "это" покупают потому что "это" есть у других

    Оценка статьи: 5

  • Интересно получилось.
    Вначале автор называет глупцами тех, кто "уверен, что знает, как надо жить, а как нет (причем всем, а не только ему)". А следом начинает давать наставления: продайте дачу — зачем она вам, разменяйте квартиру — хватит вам и одной комнаты, одежды должно быть мало, на моду не смотрите, машина это лишнее, а вместо пиццы покупайте курицу.

    • Наталья Осокина, -)
      Во-1-х, автор не категоричен и не настаивает. Без импреативов, со ссылкой на обстоятельства.
      Во-2-х, автор тоже плывет на этом корабле дураков и подвержен тем же слабостям и заблуждениям.
      И автор, в отличие от некоторых, понимает свое несовершенство, что глупцом может быть, и делает шаг в сторону разума.

  • Перечитал форум и статью.
    Мне показалось, или тлетворная роль ресторанов и прочего общепита не разоблачена?
    А ведь за те деньги, которые они берут за тарелку супа и тарелку пюре с куском мяса/рыбы/двумя ежиками, можно купить овощей+фруктов+мяса - на десяток порций!
    Так что законен вопрос - только ли фастфуд плох, или столь же неэкономны и рестораны+кафе+столовые?

    Оценка статьи: 5

  • Cтатья созвучна и моим мЮслям на эту тему. Недавно мне попалась пространная и более воинственная статья о необходимости вхождения в экоцивилизацию. Там даже предлагалось упразднить автогонки, как напрасные траты топлива, обуздать производство вооружений и пр.
    Я не раз выступал о недозагрузе личных авто. Статистика неумолимо показывает, что средняя заполненность авто составляет 1,2 - 1,4 пЭрсоны. Чисто визуальные наблюдения это подтверждают.
    Автомобиль на 5-6 чел. необходим в кои-то веки и его можно взять в прокат, а повседневно обходиться родстером( любимым тандемом) или даже "капсулой" на одного водителя.
    ...А шмуток и обуви в избытке и не редкость. Обесценились ш/ручки до предела. Я проверяю иногда найденную ш/ручку на исправность. Найденные в самых сложных условиях все исправно пишут.
    = Редкая ш/ручка исписыватся до половины стержня = А ведь это паста, материалы, шедевр технологии - сам шарик - всё это идёт в отвал. Меня по-крестьянски заедают вороха рекламных,глянцевых рекламных журналов, А это супер-бумага, краски, печать тоже тратятся с мини-эффектом по сравнению с тратами. Кто б обосновал такие траты?
    Оценка статьи:5

  • Как говорил один мой знакомый, «таскать каждый день полторы-две тонны железа на заднице — что может быть глупее?»
    Что может быть глупее, задаваться таким вопросом. Даже лошадь весит до тонны. А картонных повозок пока не придумали...

    Теперь посчитайте, какой перерасход горючего, масла, запасных частей идет на один такой автомобиль, предназначенный на четырех пассажиров
    Все перечисленное весьма косвенно связано с количеством мест. А если мне через десять одиночных поездок нужно 4 человек везти, то для непоместившихся брать такси или отправлять на трамвае? Бессмыслица... Оптимизируют обычно не количество мест, это количество сложилось исторически, оптимум почти на все случаи жизни. По мне, так и пара машин в семье удобно.
    А общественный транспорт временами вообще ад.

    Не жить, как живет большинство в тех же Европе и Америке
    Ошибочка вышла, в Америке примерно 2/3 живет в своем жилье, на круг в Европе меньше, но все равно больше половины. Хотя и есть специфические страны по этому параметру.
    На аренду квартиры уходят в никуда немалые суммы. И проблема, обычно, не в лишних метрах в трешке, а битком набитые 3 поколениями квартиры.

    Вот насчет еды и одежды можно согласиться.

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 22 сентября 2017 в 12:13 отредактирован 22 сентября 2017 в 12:19

      Mike Mike,

      1) лошадь под тонну - это свой вес, который "не жмет" и "руки не тянет". Автомобиль, который мы таскаем на заднице, выбрасывая в небо гарь (здесь нашему человеку вообще фиолетово-), а также свои деньги - все же большая глупость, о которой мало, кто задумывается вообще.

      У меня есть несколько наглядных примеров, когда у знакомых 2 авто. Одно - внедорожник, на котором а) хозяин ездит по городу (примерно 5-8 автобусных остановок) б) на рыбалку и охоту 1 раз в полгода/год.
      Машина дорогая, рассчитана на 6-х. Но она просто не для города. А скорее а) потому что можно было позволить (были деньги) б) для статуса.
      Вопрос: какой у машины потенциал и на сколько ее водитель его использует?

      А другой пример, маленького авто на двоих, которое у нас на районе мне видится более разумным. + велосипеды в Европах.

      2) "Если надо через 10 поездок 4-х подвезти" - вот и прикиньте, сколько вы потратили напрасно за предыдущие 9 поездок.
      Вот я иногда хожу в лес. И мне весьма пригодятся резиновые сапоги. Но я их не покупаю, потому что а) хожу туда 1 раз в полгода б) когда хожу, там обычно сухо и редко мокро в) купив сапоги, они бы полгода валялись без дела в чулане.

      3) 2/3 в США имеют свое жилье? Ну, не знаю... по статистике их от 40 до 60%. https://amarok-man.livejournal.com/282922.html Плюс, "свое жилье в США" - это как раз на 2/3 в ипотеку и т.п. Люди живут в "свое жилье", а потом из-за просрочек платежей по кредиту или банкротству лишаются его.
      В Западной Европе гораздо больше - знаю почти наверняка-)

      Ясное дело, что свое жилье - важно и нужно. Здесь Вы правы. И многие его не имеют (сам был такой 12 лет). И Вы правы, что и деньги на оплату съемного жилья тоже вылетают в трубу (по моим подсчетам, я так выкинул где-то 18 тыс.).
      Но, в съенмном жилье есть и плюсы (я это тоже начал понимать, пожив к-т время).
      И перед глазами несколько примеров, когда 2 живут в 5-комнатном доме. Другие на семью из 3-х делают пристройку, хотя места более чем достаточно.

      • Игорь Ткачев,
        лошадь под тонну - это свой вес, который "не жмет" и "руки не тянет".
        Свой вес - это вес самого человека) Лошадь так же не вечная, имеет собственно стоимость и стоимость содержания - место, корм, уход, лечение и т.д. Никакой разницы с другими средствами передвижения в этом ракурсе
        Насчет "гари" - очень туманная зависимость от кол-ва мест. Старые Жигули гадят больше, чем современный минивэн. А дизель - гораздо больше бензинового собрата. Еще объем двигателя влияет на выбросы.
        Внедорожник (скорее, кроссовер) в Москве и Подмосковье очень даже нужен и удобен, особенно зимой.

        "Если надо через 10 поездок 4-х подвезти" - вот и прикиньте, сколько вы потратили напрасно за предыдущие 9 поездок.
        Это бессмысленно считать, так как с одной стороны нет реальной альтернативы 5-местной машине, а с другой стороны полная оптимизация всего и вся нереальна. Грузовики тоже не всегда полностью загруженные ездят. Даже лифты! Возят по-одному, а могли бы? Собрать 3-4 человека и только тогда в путь

        по статистике их от 40 до 60%. https://amarok-man.livejournal.com/282922.html
        По вашей же ссылке там 64% собственников на круг. Сколько из них ипотечников, лень искать цифры. Но если уже 80% людей в возрасте имеют собственное жилье, то вряд ли оно ипотечное.

        И Вы правы, что и деньги на оплату съемного жилья тоже вылетают в трубу (по моим подсчетам, я так выкинул где-то 18 тыс.).
        18 тыс. - это максимум месяц съема в Москве Тысяч 300 за год реально выкинуть. Хотя плюсы, конечно, есть - свобода перемещения, можно четко подобрать жилье под свои хотелки.

        несколько примеров, когда 2 живут в 5-комнатном доме. Другие на семью из 3-х делают пристройку, хотя места более чем достаточно.

        Нуу, это скользкая тема) К кому-то часто родственники-друзья приезжают, кто-то хочет поставить теннис-бильярд-тренаж.зал и т.д.

        • Mike Mike, лошадь - это одна лошадиная сила. Вот и разъежайте "по Москве по всей" от силы на тройке лошадей. КАроче, все заелись (зажрались) автомобилями, что стало ни проехать, ни продохнуть. Убладание всяческими удобствами с непотребными наворотами и опциями вошло в режим разноса.

          • Сергей Дмитриев, лошадь - это лошадь. Еще велики и мотоциклы есть, дальше что?

            • Mike Mike, "лошадь" или десяток в мотоцикле - это вЖе не тонна и габариты не те. Что дальше? Только "капсулы" на одного и пока нелетающие. Реальные Експерты прочат ужОс от переизбытка крупных ТС на одну пЭрсону.
              "Дальше" - только рассредоточение таких монстров, как Москва, и недопущение таких гипербольших муравейников в будущем. УчитесЯ у муравьёв, которые держатся китайскому правилу "сколько вверх, столько и вниз". Посмотрите,(если не видели) муравьиную кучу в разрезе.(где-то были "кратерные" м/кучи с центральным входом на белом песке, но не нашёл)

              • Сергей Дмитриев, смешно говорить о крупности легковушек при наличии огромного кол-ва грузовиков и автобусов. Но даже их не делают с шагом в 5 чел. или в 1 тонну
                Гипермуравейники тоже по каким-то причинам появились, а не просто так.

                • Mike Mike, нИчИво не смИшно.Легковушек половодье-цунами,а "огромное количество" автобусов и грузовиков всё-таки поменьше. Но по общему литражу они м/б и сопоставимы.
                  "С шагом" делают Газели и им подобные минивены.Небо коптят все, кому не лень, вкл. многоэтажные (палубные)круизные лайнерА.

                • Mike Mike, у Вас одна логическая ошибка в Ваших рассуждениях: Вы оправдываете меньшее зло наличием зол больших, других, так сказать. По образцу: легковые автомобили и коптят меньше и в них всего пустует четыре места, в то время, как есть тяжеловозы, у которых и выхлоп хуже, и которые порожняком часто ходят, и поэтому первые вовсе не плохи.
                  Но ведь наличие второго не отменяет первое.

                  Нам действительно в городах нужно по 1 автомобилю на каждых 2-х жителей или мы можем как в Голландиях ездить на великах?

                  Вопрос о разумной мере и действительной необходимости. Без выброса денег в окно авто.

                  • Игорь Ткачев,
                    Многие американцы тоже обеспокоены загрязнением окружающей среды, вызывающем глобальное потепление (хотя лето кончилось и до весны надо говорить об изменении климата) и бессмысленном расходе энергии и соответственно выбрасывании денег на ветер. Зачем гонять четырехместную машину, когда есть велосипед? В России это, кажется, называется «пердячим паром», или это только, когда пешком?

                  • Игорь Ткачев, отвечал-то я Сергею Дмитриеву про размеры и массу. И еще раз повторюсь, количество мест - это вообще ни о чем. Что касается великов, то нет у нас нормальной инфраструктуры, да и климат не тот. Не говоря уж о том, что на велике много не увезешь. А общ.транспорт оставляет желать...

                    • Mike Mike, Дело, кон-но, не напрямую в кол-ве мест. "Кол-во место" - это грубо расход топлива, масла и износ машины, рассчитанной не на 1-го (редкий водитель у себя в легковушке ежедневно транспортирует какие грузы). Кол-во лошадиных сил и объем двигателя.
                      Какой у вас будет расход всех этих характеристик, если вы поедете один или с семьей из пяти человек?
                      И, скажите, нам действительно, на одного человека, нужны 140 "лошадок", чтобы ездить по какому Урюпинску? Или это еще нужно и производителям и тем, кто нас убеждает покупать эти автомобили?

                      А в айфоне Вам нужны 30-50 приложений и игрушек, за которые вы платите, покупая айфон?
                      А в стиралке все 20 функций используются или 2-3-4?
                      А в гардеробе у Вас все вещи, выслужившие свой срок и износившиеся, или 20-50 предметов "морально устаревших" - уже не в моде, одетых пару раз или ношенных 1 сезон.
                      Какую вещь не возьми, какой девайс, везде вы обнаружите массу причиндалов, за которые мы переплачиваем, но почему-то с упорством, достойным Сизифа, настаиваем на том, что все оптимально и рационально-)

                      Сейчас странно уже отрицать, что перерасход всего на свете, сверхпотребление давно идет полным ходом.

                      • Mike Mike Читатель 23 сентября 2017 в 13:04 отредактирован 23 сентября 2017 в 13:05

                        Игорь Ткачев,

                        "Кол-во место" - это грубо расход топлива, масла и износ машины
                        Могу только повторить, ПУСТЫЕ доп.места в этих расходах - ни о чем.

                        Кол-во лошадиных сил и объем двигателя.
                        Вот это действительно влияет и вне всякой привязки в кол-ву мест. Впрочем, чем больше мощность, тем меньше влияние даже заполненных мест.

                        Какой у вас будет расход всех этих характеристик, если вы поедете один или с семьей из пяти человек?

                        Конечно, с семьей больше, аксиома. Но для семьи места хотя бы должны быть

                        И, скажите, нам действительно, на одного человека, нужны 140 "лошадок", чтобы ездить по какому Урюпинску?

                        Увы, не был в Урюпинске, но мне тут вполне комфортно с 220 лошадями. И человеки ни при чем, машина их уже мало замечает Ездил со 140 - дело вкуса, но меня не очень вдохновило.
                        И никто никого не убеждает, линейка двигателей обычно весьма широка, выбирай любой.

                        А в айфоне Вам нужны 30-50 приложений и игрушек, за которые вы платите, покупая айфон?

                        Игрушек я там не заметил. Откуда вам известно ценообразование аппарата? Цена создания пары десятков приложений, разделенных на кол-во аппаратов - мизер. Остальное покупайте или скачивайте бесплатно.

                        А в стиралке все 20 функций используются или 2-3-4?
                        Опять же, откуда вы знаете цену этих функций? А одному пользователю из 20 может понадобится все, что угодно. Или не сразу.

                        ВСЕ оптимально и рационально у ЛЮДЕЙ никак быть не может, только у роботов, не обладающих эмоциями. Вопрос разумности платы за свои хотелки. Но человек слаб, им легко манипулировать С этим не поспоришь.

        • Mike Mike, 18 тыщ - я имел в виду долларов США.

          И таким макаром, мы всегда найдем оправдание и объяснение деньгам на ветер. Всегда есть нюансы, всегда есть "но" и своя правда.

          Я же просто понимаю, что каждой жопе просто хочется машину. Чтобы "как у людей". И потому что появились бабки на это дело.
          А завтра мы не сможем передвигаться без личных вертолетов.

          Ездить одному на внедорожнике, пользоваться айфоном на 20%, стиралкой, где 15 функций никогда не задействуются... и т.д. Это, кон-но, право потребителя. Но в Вашем лице, лице автолюбителя явно, я вижу нежелание увидеть недостатки. Это тоже Ваше право-)
          Однако есть дей-но насущная необходимость (например из-под Подмосковья добираться на работу в Москву и обратно), а есть просто здоровенный вэн, на которым ты "ездишь в булочную за хлебом". (У меня был такой начальник: сам был "с ноготок", а ездил на микроавтобусе и находит тому массу причин-).

          • Mike Mike Читатель 22 сентября 2017 в 15:04 отредактирован 22 сентября 2017 в 15:05

            Игорь Ткачев, ну ведь так и есть, вы ж это понимаете. То, что для одного оправдание и деньги на ветер, для другого - причина и деньги на дело, у каждого своя правда

            Я же просто понимаю, что каждой жопе просто хочется машину. Чтобы "как у людей". И потому что появились бабки на это дело.

            Мы же не будем обсуждать новую тему - наличие авто в принципе. Вроде про места и размеры речь была. Вот появятся беспилотные автомобили - будет супероптимизация

            я вижу нежелание увидеть недостатки.
            Да нет никаких недостатков, кроме стоимости. А есть процент запаса, который человек хочет, считает нужным оплачивать. Что в стиралке, что в айфоне, что в авто. Увы, эти предметы не делают полностью под индивидуальные пожелания человека в текущем месяце.
            Но. Я нисколько не отрицаю, что айфоны или автомобили примешивают еще к себе кучу эмоций, кто бы сомневался. Кому девок клеить, кому перед соседями или коллегами выпендриваться

  • Вы хочете песен их есть у меня...))) Могу пройтись по всем пунктам, конечно, в каждом есть и за и против и без понтов на моду или быть в теме или в бренде. Начнем с машины. Ох, я вам скажу, как бы мне она сейчас пригодилась, да неважно какая, старенькая, не модная, но четыре колеса, чтобы села и поехала, никого не просила, ни к кому не приспосабливалась, везде успевала и не надрывала пупок таща из магазина продукты. И здесь даже дело не в моде, у всех, мне на всех пофиг, что там есть и у кого и ни с кем соревноваться не хочу, а просто машина, это свобода, также как деньги в кармане, они есть и тебе хорошо, ты знаешь, что можешь, если захочешь, сделать, купить что тебе надо. А вот что надо, тут надо просто голову включать, чтобы не купить что не надо и рационально ее использовать. Ну, перейдем к машине, так вот она это вовсе не показатель крутости или богачества твоего, этим пожалуй сейчас никого и не удивишь, это друг и помощник, который помогает жить. А насчет напрасной траты денег, то на друзей денег жалеть нельзя. Вот! Продолжение следует...

  • Думаю, что статья вызовет горячие споры..Что касается меня лично, то тут форменная шизофрения - множество доводов за, и еще больше доводов против! Но вы, Игорь, действительно умеете находить топовые темы и что называется, "заводить" читательские массы!

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 22 сентября 2017 в 10:53 отредактирован 22 сентября 2017 в 10:54

      Александр Котов, вопрос в том, чтобы найти разумный баланс, не бросаясь в крайности.
      Хотя для кого и крайность будет лучшим выбором.

  • Спасибо автору! Подписываюсь на форум заранее!

    Оценка статьи: 5