А ведь головной убор — всегда был исключительно важен. Дело даже не в здоровье, хотя в холодном климате недолго непокрытым побегаешь. Дело еще и в статусе. У мужчин и социальное положение проявлялось («не по Сеньке шапка»), а у женщин — еще и семейное.
«Не рада баба повою, рада б покою»
В деревнях до замужества девицы заплетали волосы в одну косу (это относилось к центральным районам России, украинские девушки могли заплетать и две косы). Как в песне: «Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двухполтинная». После венца — чаще всего уже в обязательном порядке требовались две косы и головной убор. Простоволосой ходить было просто недопустимо. А распущенные волосы и вовсе могли себе позволить только русалки да ведьмы…
Кика, кичка, кокошник, сорока, чепчик, волосник, убрус, ширинка — как разобраться в головных уборах замужних женщин?
Древнейший славянский женский головной убор — намётки, или намитки. Распространен был повсеместно до западных границ. Способы повязки этого платка, правда, были везде разные. Но часто — и не только у восточнославянских народов встречается «рогатость». Многие исследователи относят эту манеру к древнейшим оберегам или считают символом плодородия. Так что двурогие и однорогие головные уборы (а то и «о пяти рогах») — самые обычные на протяжении веков.
А цыганочка-то пляшет,
В барабанчики-то бьет,
Голубой ширинкой машет,
Заливается-поет.
(А. Пушкин)
Ширинка (полотенце, или намётка) носилась, в основном, в центре и на западе России. По названию «полотенце» понятно, что это полотнище с затканными концами. Ширинка — это полоса холста (отрезанная по ширине — отсюда название), маленький платок, часто вышитый.
И скажи: «Ведь для поимки
надо, царь, мне две ширинки,
шитый золотом шатёр,
да обеденный прибор«…
(П. П. Ершов).
Ширинки были неотъемлемой частью женского гардероба: «На новоселье и на поминки у наших девок пестры ширинки» (Н. Клюев). В дальнейшем слово «ширинка», как мы знаем, перешло в словарь мужского гардероба.
Еще один древнейший вид убора — обруч. Обруч (кибалка, рожки) — из древесной коры (орех, дуб) в виде круга, обшитый сверху тканью и украшенный бисером. Обруч родился из перевязи. Перевязка (повязка, лента, почелок, золотнуха, налобень, венок) — из полоски ткани, парчи, позумента с завязками на концах, делалась с целью «не засветить волосы».
В дальнейшем женский головной убор усложнялся. Повойник, повой — он же шлык, чепчик, волосник, очипок — это только основание головных уборов замужних женщин. Небольшая простеганная шапочка, на которую повивают платок (полотенце, повязка, фата, плат, ширинка). «Грех покрыт (платком, кикой, повоем)» — есть поговорка у Даля.
Кика (или кичка) — будничный, но нарядный высокий головной убор, состоял из тульи в виде обруча, кверху расширялся. Спереди к кикам привешивались поднизи — жемчуг, бисер, бахрома. Близ ушей — рясы или рясны: длинные нити жемчуга с золотыми фигурками. Сзади мог быть бархат или мех. Сверху кики находилась сорока — чехол из расшитой ткани, с драгоценными камнями или жемчугом. Вдовы носили белые сороки. Считается, что сорока была предшественницей кокошника. Кстати, и в том, и в другом слове — образы птиц. И в мотивах вышивки также часто встречаются изображения птиц. Сороку на кичке носили только в центральных и южных районах Российской империи. О кичке (и шушуне) весьма образно выразился А. Пушкин:
В почтенной кичке, в шушуне,
Москва премилая старушка.
Разнообразной и живой
Она пленяет пестротой.
(А. Пушкин. «Всеволожскому)
Кички были разные по форме: рогатые (особенно в период «раннего замужества»), копытообразные, котелкообразные, лопатообразные (после рождения детей). Особое распространение получили в южных областях России. «Чело кичное» впервые упоминается в документах XIV века, но вот цитирую из Википедии очень неожиданное:
«В Воронежской области кичка сохранялась как свадебный наряд до 1950-х годов».
Еще один интересный факт. Многие помнят старинное выражение, доставшееся нам от волжских разбойников — «Сарынь на кичку!». Здесь сарынь — толпа, а кичка — возвышенная часть на носу корабля (то есть расступись и сдавайся!). Возможно, это неслучайно — ведь имеется в виду возвышение. Интересно, что и слово «кокошник» есть и в словарях архитектурных терминов — это древний декоративный элемент в венчающих частях зданий (в том числе — церквей).
Кокошник стал символом русского национального головного убора. Невероятной сложности изготовления щит-гребень-опахало вокруг головы. Вот кокошник носили и девицы, и замужние.
Мнение это иногда оспаривается, в качестве аргумента приводятся девичьи заговоры о замужестве:
«Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!»
Не нужно думать, что девушки мечтали о подзатыльниках от будущего мужа, пусть даже о «золотых». Подзатыльник (позатылень) — особое украшение к кокошнику или к сороке.
Скорее всего, в разных областях правила ношения кокошников были разные. Так или иначе, кокошник оставался традиционным головным женским убором, который носили в большинстве районах, в деревне и городе, и даже при дворе. При Петре Первом он был, правда, запрещен, но в дальнейшем вернулся и как головной убор знати — так отдавали дань традиции.
Кокошник был дорогим удовольствием. Сверху его украшали (позументом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями) и вышивали золотыми нитями.
Кокошники тоже были нескольких видов и форм: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный. А поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус. Его закалывали под подбородком или свободно отпускали на плечи.
Платки в дальнейшем полностью вытесняют прочие женские головные уборы. Различались платки холщовые и из ситца. И повязывали везде по-разному: и на макушку, и сзади, и спереди, под подбородком. Появились и шали. Платки и ныне в чести, правда, сегодняшние модницы проявляют больший интерес к шейным платкам.
В городах женщины могли носить и шапки в холодное время года. По свидетельству известного путешественника Олеария:
«На головах (у богатых женщин) широкие и просторные шапки из золотой парчи, атласа, дамаста, с золотыми тесьмами, иногда да шитые золотом и жемчугом и опушенные бобровым мехом… У взрослых девиц на головах большие лисьи шапки» (Адам Олеарий. «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию»).
Фасоны этих шапок были разные в различных областях.
Платки и шапки — это то, что сохранилось в нашем гардеробе из прошлого на сегодняшний день. Можно сказать, что женские головные уборы изменились. А вот в отношении мужских головных уборов так категорично сказать нельзя…
У Нестерова девушка не в кокошнике! Это девичий головной убор, бытовавший на Русском Севере - ПЕРЕВЯЗКА! В блоге у KYKLODEL большой материал собран на эту тему!
0 Ответить
АННА КРАЕВСКАЯ, не нужно кричать прописными буквами и восклицательными знаками.
Во-первых, картина Нестерова имеет такое название. Во-вторых, картины подобраны тенденциозно (непонятно иногда, чем коруны отличаются от перевязок). В-третьих, головные уборы на них часто стилизованы, девичьи надеты на женщин и т.п. В-четвертых, иногда перевязку от кокошника можно отличить, только если они одного времени, в принципе у них много общего в конструкции. Вот эту картину Сурикова "Девушка" Куклодел отнесла к цилиндрическим кокошникам, а что на самом деле надето на девушке? Кокошник, потому что в 1906 году перевязки уже не носили. Как не носили их и в 1885 году, но М. Нестеров мог изобразить на своей жене в роли девушки любой архаичный убор.
0 Ответить
Марианна Власова, обратила внимание выделением лишь по той причине, что перевязка отнесена к кокошнику. Скорее всего, просто неудачно подобрана иллюстрация.
А перевязки носили и 1885 году, и в 1906. Достаточно лишь открыть книгу Л.Кислухи "Костюм русского севера из собрания Архангельского музея". Там документально засвидетельствовано на фотографиях ношение перевязки.
А художник волен давать любое название своему призведению. Но если уж Вы взялись освящать сей вопрос, будьте компетентны.
0 Ответить
"Освящать" не беремся, иллюстрацию заменили.
0 Ответить
А еще у А.Г. Венецианова много женщин в головных уборах. Ну, например (только лишь пример - много ведь в самом деле):
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, у Венецианова много.
0 Ответить
Воспоминания из детства: тверская бабушка, когда я выскакивала на улицу, вслед всегда кричала: "Валя-Валя, шалинку-то повяжи, куда ж простоволосая понеслась"!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Меня тоже все время ругали. До сих пор ругают.
Вт нашла у Клюева со словом "кика", точнее, с образом:
Водянице стожарную кику:
Самоцвет, зарянец, камень-зель.
Стародавнему верен навыку,
Прихожу на поречную мель.
Кличу девушку с русой косою,
С зыбким голосом, с вишеньем щек,
Ивы шепчут: "Сегодня с красою
Поменялся кольцом солнопёк,
Подарил ее зарною кикой,
Заголубил в речном терему..."
С рощи тянет смолой, земляникой,
Даль и воды в лазурном дыму.
А еще спросить хотела. Сейчас найду картину.
0 Ответить
Вот Рябушкин. Семья купца.
Все-таки у этих рогатых кичек должны быть очень древние корни:
0 Ответить
Типа "сарынь на кичку"?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не знаю уже. Смотря когда ушкуйники впервые появились.
0 Ответить
Считается, что в XIV веке. Новгородский приглашенный из Литвы князь Патрикей, поговаривали, очень в этом деле постарался.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ага, посмотрела.
Получается, что головные кички - старше. (сужу по фтографиям из музейных фондов).
0 Ответить
Раньше-раньше, из древнеславянских времен. Кика - лебединый наряд, укрывающий женские волосы - атрибут колдовской силы (кое-где на Севере после венчания женам обривали голову) и обеспечивающий "лебединую верность".
Кстати, у этрусков и римлян кикн - человек-лебедь. Так звали, в частности, одного из героев Троянской войны. Он был убит Ахиллесом, кажется, и умерев, обратился лебедем.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Про то, что на Севере обривали голову - точно, где-то читала. Кстати, африканские масаи всех свих женщин обривают, а сами лохматые ходят (вспомнилось).
Ну более-менее тогда понятно. Кое-что с кичками встало на свои места.
0 Ответить
А была еще такая загадка про кичку с парчевыми украшениями: у молоденькой молодки под хвостом светло"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот в этой теме я до загадок не добралась. Для меня кичка - и так загадка.
0 Ответить
А еще у Пушкина в "Сказке о рыбаке и рыбке" о преобразившейся старухе: "Парчовая на маковке кичка".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Забыла.
Заинтриговали меня кички. ..
0 Ответить