Галя Константинова Грандмастер

Музыка Средневековья: какой она была? Трубадуры и любовь

Могу ль в глазах ее упасть?
Лжецов презреньем окружу:
Господь, будь на расправу скор
И выстави их на позор,
Поскольку та, кому служу,
Считает, будто я держу
Другую Даму про запас…

(Фолькет Марсельский)

В XI веке в Западной Европе зародилось новое явление — бродячие музыканты. На севере Франции заявили о себе труверы, в Провансе — трубадуры. Пели они на разных наречиях, но общего было больше. Так появлялось светское искусство, связанное одновременно с замковой, дворянской культурой и с народной: городской и, возможно, деревенской.

Сохранилось не так мало песен трубадуров и труверов. Об их личностях известно меньше. И трудно сказать, что там от легенд.

В первую очередь необходимо назвать Гильома IX, графа Пуатье (1071- 1126 годы) — хронологически первого из известных трубадуров. Между прочим, он был прадедом Ричарда Львиное Сердце.

Здесь тот редкий случай, когда биография трубадура достаточно хорошо известна. Жизнь его была бурной. Например, он два раза был отлучен от церкви. Первый раз — из-за проблем с налогами. Второй — из-за похищения дамы.

Гильом, герцог Аквитании и трубадур (Национальная библиотека Франции) Я хочу вам, стражи, дать совет простой
(И словам моим не внемлет лишь глухой):
Не старайтесь понапрасну, не поможет вам разбой.
Я не видел в мире дамы молодой,
Что могли б сдержать засовы со скобой.
Если путь прямой заказан, путь найдет она кривой
.

(Гильом IX)

Правда, похищение виконтессы Данжероссы де Л’Иль-Бушар было совершено при полном согласии последней. Это последнее отречение помог снять троюродный брат Гильома — папа Римский Каликста II.

Не знаю, под какой звездой
Рожден: ни добрый я, ни злой,
Ни всех любимец, ни изгой,
Но все в зачатке;
Я феей одарен ночной
В глухом распадке
.

(Гильом IX)

Гильома IX часто называют Франсуа Вийоном XI века.

Также один из самых первых трубадуров — Маркабрюн. О нем известно, что был он найденышем, которого воспитал некий богатый человек. Его песни характеризуются некоторым социальным подтекстом и отнюдь не «куртуазным» языком. Видимо, не чурался он в своих песнях и хлестких выражений.

Другой трубадур — Жофре Рюдель — был графом, платонически влюбился в восточную принцессу из Триполи — графиню Годьерну Триполитанскую, отправился в крестовый поход, заболел по дороге и умер на руках любимой, которая тут же постриглась в монастырь.

Жофре Рюдель умирает на руках Годьерны Триполитанской (Итальянская миниатюра, 13 век) Следующий трубадур — Ригаут де Барбезьеу — влюбился в дочь предыдущего трубадура, воспевал ее в стихах, а после ее смерти уехал в Испанию (возможно, окончил свои дни в монастыре).

Судьба трубадура Гильома де Кабестань была трагична. Он влюбился в жену графа, при дворе которого жил — Раймунду (дается и другое имя, но все равно — жена графа). Граф убил трубадура и накормил неверную жену его сердцем. Раймунда от горя выбросилась с балкона замка. Между прочим, трубадур был настолько популярен, что соседи графа попрекали его этим убийством.

Трубадур Монах Монтаудонский не зря носил это имя. Он был изначально бенедиктинским монахом, но уж больно любил сочинять песни. Монастырь отпустил монаха и разрешил ему заниматься мирским делом с условием, что он будет весь доход от песен отдавать родной обители. Вряд ли это можно считать такой уж трагической судьбой.

Фолькет Марсельский, напротив, после того, как провел молодость как трубадур, посвятил себя церкви — и даже стал епископом. Примкнул к крестовым походам, участвовал в делах инквизиции. А также основал Тулузский университет. В «Божественной комедии» Данте Алигьери он находится в «разделе» «Рай».

Зато трубадура Бертрана де Борна Данте поместил в восьмой круг ада. Связано это было с тем, что Бертран де Борн был довольно воинственным человеком. Много внимания в своих песнях-стихах уделял вопросам воинской доблести. Он воевал против Ричарда Львиное Сердце, а потом — за Ричарда Львиное Сердце.

Бертран де Борн (миниатюра, Национальная библиотека Франции) Повсюду мир — а все ж со мною
Еще немножечко войны.
Тот да ослепнет, чьей виною
Мы будем с ней разлучены!
Их мир — не для меня,
С войной в союзе я…

(Бертран де Борн)

Но трубадур не может без песен о Даме. Многие песни Бертрана сохранились.

Но наши донны юность потеряли,
Коль рыцаря у них уж больше нет,
Иль сразу двух они себе стяжали.
Иль любят тех, кого любить не след,
И честью замка мало дорожат…

(Бертран де Борн)

Последние годы жизни трубадур провел в монастыре. Бертран де Борн является одним из самых знаменитых трубадуров. Ему посвятили свои стихотворения Гейне и Эзра Паунд, перевод одной из его песен вставлен в поэму «Роза и Крест» Александра Блока. Бертран является одним из персонажей романа Лиона Фейхтвангера «Испанская баллада». А также главным героем российской писательницы Елены Хаецкой «Бертран из Лангедока». О Бертране слагают песни, в том числе, здесь и сейчас.

Все трубадуры пели о любви к Прекрасной Даме. Изредка касались и социальных вопросов. Но основное — любовь. Платоническая, но кто знает?

А что же сами дамы? Неужели они ограничивались замечательной ролью воспетых? Нет, были и трубадурки. И они воспевали мужчин — своих любимых.

Азалаис де Поркайрагуэс — женщина-трубадур. Годы ее жизни неизвестны. Известно лишь то, что ее песни были посвящены ее возлюбленному. Одна ее песня-плач написана на смерть другого трубадура — Раймбаута Оранского.

Беатриса де Диа (Национальная библиотека Франции. XIII в.) Еще одна трубадурка — графиня Беатриса де Диа. Она была замужем, но влюблена в другого трубадура. Его она и воспевала:

Я выбрала одного достойного и благородного,
Через которого улучшается и облагораживается честь,
Щедрого, ловкого и проницательного,
В котором есть остроумие и мудрость.
Я молю его, чтобы он мне верил,
И пусть никто не заставит его поверить,
Что я изменю ему —
Если только он не изменит мне…

Идеальная влюбленная — покинутая, но продолжающая любить. Хочу напомнить, что «куртуазность» — это не разврат, это просто особое отношение к жизни, в некотором роде она даже являлась тогда воспитанием чувств.

А кто скажет любимому плохое о любви,
пусть он не верит тому,
а только тому, что я скажу.
Ведь часто поднимает прутья человек,
Которыми он сам бит
.

(Беатриса де Диа)

Трубадуры были абсолютно «медийными фигурами», как это сейчас называется. Они путешествовали по всей Европе и не только, от замка к замку разносили новости, облекая их в песенную (от этого — еще более запоминающуюся) форму.

Адам де ля Аль (средневековая миниатюра) Все творчество трубадуров рассмотреть в рамках одной статьи невозможно. Их песни сыграли огромную роль в развитии общей музыкальной культуры европейского Средневековья. В заключение хотелось бы упомянуть о труверах — хотя бы только на одном примере.

Адам де ла Аль, или Арасский горбун (1240- 1287, горбуном не был — прозвище перешло по наследству) — французский поэт-композитор, трувер. Известен тем, что отказался от принятия сана и тем, что написал 36 одноголосных песен (именно шансон). А еще его перу принадлежит, по общему мнению, первая светская музыкальная пьеса европейского театра.

«Игра о Робене и Марион» — милая музыкальная пьеса с незатейливым сюжетом. Пастушка Марион любит простолюдина Робена. Но все время появляется некий рыцарь, просит Марион стать его подругой, наконец, насильно увозит ее. Бедняжка горько и долго плачет. Ее невинные слезы растрогали рыцаря настолько, что он отпускает ее домой. Все на радостях поют и пляшут.

Этот сюжет восходит к средневековой французской песне, которая называлась пастурель. В ней всегда была девушка и рыцарь, который почему-то всегда ее встречал, куда бы ни поехал («Однажды ехал я верхом…»). Адам де ла Аль немного переработал сюжет и написал музыку.

О том, как развивалась музыка в дальнейшем, можно будет прочитать в следующий раз. А послушать песни трубадуров и песни о трубадурах можно в комментариях.

Обновлено 1.09.2015
Статья размещена на сайте 20.08.2011

Комментарии (52):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Галя, и я, похоже, от жизни отстала. Гусляры-то, оказывается, очень даже присутствуют. И совсем не хуже отдельных "лангедокских труверов" (с)

    Оценка статьи: 5

    • Mаша, вот я и хочу посмотреть, как они присутствуют. Интересно же.

      Вот насчет "очень даже" - то "реконструкция" - это еще не "живая жизнь". Ну да ладно. Было б кому петь. А что петь - найдут.

      • Галя, да вот хотелось бы услышать какой-нибудь псалом ранний, ну, например, "Волною морскою". А то в литературе то и дело встречаем - и у Лескова, и у Мельникова-Печерского, а услышать как-то не получается.

        Оценка статьи: 5

        • Mаша, псалмы - это не тот случай, когда я сразу же могу ответить "Щас спою" (с). Я поищу. Самой интересно стало - знаю или нет.

          • Галя, как же так, неужели сегодня без псалма?

            Оценка статьи: 5

            • Тема не та, Маша.

              Вот Стивен Фрай, о котором шла речь в самом начале, вообще пишет, что на протяжении всего того времени музыка и церковь - это было одно и то же. Цитаты не помню, но близко к тексту. Это не так, конечно. Но точно так же, как изобразительное искусство было напрямую связано с религией, то и музыка, естественно, тоже. А что, можно слушать Страти по Матфею и не понимать, о чем речь? Этого даже советсткая пропаганда сделать не могла. И обучающиеся дети в самую злую эпоху знали о существовании четырех евангелий, например. Это никак нельзя было "вычистить", при всем желании.

              • Галя, увы, можно было. И вычищалось подчистую, выскабливалось, как старые палимпсесты. Я почему про "Волною морскою" упомянула - ну не было в лесковские времена человека, не знавшего, ЧТО это такое. Кто помнит это спустя сто с небольшим лет? Разрыв традиции - страшная вещь. В Лангедоке этого не случилось, первоисточники доступны, традиция не прервалась. Католичество, что уж тут... Хранитель и собиратель.

                Оценка статьи: 5

                • Mаша, да я о том же. О разрыве традиции, да еще и не одной. Сначала разорвали с "дореволюционным", пытались как-то и чем-то пробел восполнить (не получилось). Потом - наоборот. В результате вообще все оказалось плохо. И как должен жить человек, если вообще "все предки жили неправильно"?

                  А католичество потому и сила, что там понимают элементарные вещи. Потому их и миллиард. И это - реальный миллиард.

                • Mаша Романофф, я вот бегом кинулась поискать "Волною морскою" - вроде как доступно. Ставлю только скан поиска - может, видео Галя, послушав, сама найдет лучший вариант для блога.

  • Галя, спасибо. Я тут тоже несколько лет назад. поездив по Провансу, очень прониклась "деятельностью трубадуров и труверов". А в Тулузе - особенно. Там упоминания о турнире трубадуров на каждом шагу - и до сих пор "трубадурствуют". И стилизации очень хорошие делают. Представила на минуточку конкурсы былинных сказителей в России - с гуслями и прочим. Вряд ли это у нас возможно сейчас - а Прованс вон проводит каждый год - и настолько интересно.

    Оценка статьи: 5

    • Mаша, спасибо. Молодцы там, в Провансе. А у нас печально - какие там гусляры, какой там Садко - совсем недавних песен не помнят. Не поют. В Центральной России - точно (юг, Север, Сибирь, может, по-другому). Не поют. Вообще-то это не очень хорошо.

      • Недавние песни помнят, это вы зря. Еще как помнят. ТОлько пользы от
        этой попсы - ???
        А старые песни поют реконструкторы. Тот же "Сирин", "Ключ разумения". На гуслях играют - те ж самые реконструкторы. Как и на реконструкциях древних европейск. инструментах.

          • Люба, под "недавними" я имела в виду - 19-начало 20-ого века.

            А что про"белые розы" могут строчку спеть - оно, конечно. И пользы, увы, здесь нет, это точно.

            Реконструкторы - это хорошо. Но живая традиция тоже должна быть. Я ее не наблюдаю. Может, кто-нибудь поделится своим, кто наблюдает. А так - пару строчек из военных, пару "революционных", и сплошь "белые розы" - вот и вся традиция. ))) Ну и еще Черного ворона - если мужчины среднего возраста и по поводу.

            читать дальше →

            • Галя Константинова, и слава богу, что не поют. Те песни были рождены своей реальностью, нынешние - нынешней.
              Эти песни (привязанные ко временам, к эпохам) - не петь, а слушать надо. Вы ж не беретесь петь частушки в быту? Аккурат середины 19 века создание. Послушать - да, проникнуться, постичь очарование эпохи)))

              • Люба Мельник, не вполне соглашусь. Книги Достоевского тоже - тз другой реальности. Что же - их не читать?

                Вопрос этот сложный. И, кроме частушек, была масса народных песен.

                • И вообще странно. Значит, все народы поют свои песни и танцуют свои танцы. Почему же здесь "не надо"?

                  • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 1 сентября 2011 в 23:07 отредактирован 2 сентября 2011 в 11:24

                    Галя, про отважных женщин - а кто должен петь и танцевать - какой-то другой народ?
                    Если вы не хотите и большинство не хочет - это от запретов, разве? У меня знакомые поют романсы. Чем это хуже фламенко? Его, кстати, большинство-то и не поёт, и не танцует. Смотрят и слушают с удовольствием. Конкурсы, кстати, финансируются. Конечно, и за счёт частных фондов, но это не - съехались-попели.
                    А вот в Каталонии сардану танцуют по утрам в воскресенье в парках.
                    Интересно! Но что мы знаем о борьбе каталонского народа за самостийность? Просто смотрим, умиляемся))))
                    И хорошо, что мы не японцы и не испанцы, там с некоторыми проявлениями традиционности иногда борются.

                    Оценка статьи: 5

                    • Таня,

                      Конечно, не от запретов. Просто разрушается естественная среда, в которой существовало и развивалось народное искусство – а именно, деревня. Конечно, можно не сожалеть (смерть – штука тоже естественная). Но надо помнить, что дерево без корней засыхает. Это вопрос времени. Империи приходят и уходят, люди остаются. Империи Тан нет, а китайцы (ханьцы) существуют, потому что сохранилась культурная преемственность. Цепочка разрывается – и все.


                      Хорошо, что мы не японцы и не испанцы. А кто мы? И много ли о себе помним-знаем?

                      • Галя, да ну... не всё так печально. Мадридцы не сильно отличаются от москвичей, не переставая ощущать себя испанцами, хотя цыганских кровей может не быть, в связи с чем фламенко только смотрят, а уж корриду вообще половина бы запретила. Им, вполне возможно, кажется, что уж мы-то с балалайкой - единое целое))), даже в московской квартире.
                        А в Валенсии - такой же вот "постмодернизм" с исполнением песен на старинном наречии, даже не на современном валенсиано, а такие - кельтские песнопения. Музыкальный коллектив, однако. Как у нас - городские жители. Деревенским особо некогда.
                        Конечно, очень красивы религиозные шествия. Но как бы мы среагировали на объявление крестного хода в каком-то городе - "туристически привлекательным мероприятием национального уровня"? Причём, многие праздники в Испании довольно новые традиции.
                        читать дальше →

                        Оценка статьи: 5

                        • Таня, ну я же не утрирую. ))

                          Можно прожить без традиций. Но нельзя - вне культурного пространства. Тут нужно понимать: если ты живешь не в своем культурном пространстве - тогда ты живешь в чужом. Это если серьезно.читать дальше →



                          А так - да бога ради. Можно без традиций. Но основное напряжение в мире возникает именно вокруг совместимости тех или иных традиций и образа жизни (как проблема хиджаба во Франции).

                          Человек может принадлежать сразу к нескольким традициям. Но вообще без них - могут быть проблемы.

                  • Галя Константинова, читать - да. Как и слушать. И смотреть. И переживать, сопереживать, чувствовать. Но зачем на себя натягивать сарафан и голосить на непонятном языке? ))
                    Трубадуры - отнюдь не массовое занятие. Как и скоморошество. Исполнители всегда исполняли, зрители - смотрели и слушали.
                    Вот тут у меня альбом про одну даму - абсолютно включенную в процесс слушанья: она себя не контролирует, она - танцует. Окружающие - вполне пристойно стоят себе, слушают, улыбаются, а эта - сотанцует. Но она ж соответственно настроенная, расслабимшись. Здесь выкладывать не буду, это в целом смотрится )))

  • Спасибо! Очень интересная статья, прекрасные музыкальные комментарии!
    Моя дочка увлекается средневековыми ролевыми играми, и благодаря ей я познакомилась со средневековой музыкой и её современными интерпретациями. Мне очень нравится то, что делает группа "Blackmore's Night" - известный гитарист Риччи Блэкмор и его жена-певица. Вы знакомы с их композициями по мотивам средневековой музыки? Если нет, то - рекомендую!

    Оценка статьи: 5

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 1 сентября 2011 в 19:35 отредактирован 1 сентября 2011 в 20:40

      Евгения, познакомилась с Вашей подачи. Да, это стилизация - но скорее уже - музыки Возрождения. Там и инструменты, и костюмы - из раннего Ренессанса. Впрочем, одно из другого вытекает. И для меня это очень приятно. Вот нашла, ставлю:

  • Галя, очень интересно, и прочитать, и послушать. Про существование трубадурок не знала.

    Оценка статьи: 5

    • Таня, спасибо. Особенно за "послушать". Все ж столько времени трачу на эти ролики.
      Никак до Испании не добраться (в переносном смысле). Там тоже много чего было.

      По поводу трубадурок - читать дальше →

      • Татьяна Павликова Татьяна Павликова Мастер 1 сентября 2011 в 09:44 отредактирован 1 сентября 2011 в 09:44

        Галя, кстати - вот мелькнула мысль, когда читала: глубокое средневековье, умерщвление плоти, инквизиция. А вот, видно, наряду с "поясами верности", цепляемыми на чресла верных жён крестоносцев, были дамы, которые выбирали и сами и, бесстрашно об этом пели!...

        Оценка статьи: 5

        • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 1 сентября 2011 в 19:52 отредактирован 1 сентября 2011 в 20:33

          Таня, я думаю, что если бы все тысячелетнее Средневековье состояло из костров Инквизиции, то откуда бы появилось Возрождение? Цивилизация как-то внутри развивалась. Вообще-то Инквизиция была создана аж в 12-13 веке. А до этого - лет 800 прошло. ) К сожалению. не слишком разбираюсь, но столько умных голов занимаются медиевистикой - не случайно, наверное. Умберто Эко очень люблю.

          Вобще-то пояс верности в Средневековье википедия считает вымыслом.)))) Что-то там в Возрождении было, а так - непонятно. Не знаю, не специалист))))

          А дамы - они всегда были бесстрашными (в самом обычном смысле слова). И остаемся, не так ли?

  • Чисто по заголовку: ...дуры и ...дурки.
    Ведь имеем в виду "музыкальную" статью для, в целом, не очень музыкального сообщества.

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 22 августа 2011 в 04:28 отредактирован 22 августа 2011 в 05:28

      Однако, так тоже пишется. Хотя мне все равно - в плане заголовка.

      Не очень музыкальноге сообщество является также и не очень химическим, не очень медицинским, не очень психологическим, не очень политическим и так далее. Даже садоводами не все являются. На то оно и сообщество, что все разные.