Этим вопросом я озадачился после того, как обнаружил в Интернете обилие статей с пугающими названиями вроде «Анализ русской сказки „Курочка ряба“ в теории объектных отношений», или «„Колобок“. Буквальная, архетипическая, натуральная, ритуальная и этимологическая интерпретации». И ладно бы это были шуточные или художественные интерпретации, так нет — пишут типа научно, на полном серьезе да еще зачастую на 50−100 тыс. знаков. Обилие сего заумного бреда заставляет задуматься над тем, как же странно устроены мозги отдельных представителей интеллигенции.
Ну что же, давайте посмотрим — какие загадки (настоящие и мнимые) скрывают эти три популярные сказки.
«Курочка Ряба, где твоя баба?» (П. Мамонов)
Каждый, кто всерьез заинтересуется нашими народными сказками, никогда не пройдет мимо академического издания … Александра Николаевича Афанасьева — русского последователя братьев Гримм. Именно он впервые собрал, систематезировал и опубликовал собрание нашего сказочного наследия. Первые сборники выходили еще в 1860-х годах, а полное собрание было напечатано в 1873-м.
Надо сразу отметить, что народное творчество в отличие от авторского не склонно иметь один вариант одной и той же истории. Обычно вариантов много, и они порой сильно отличаются от того, который позже признают каноническим и печатают в популярных изданиях. То же и с «Курочкой-Рябой».
У Афанасьева сказка называется просто «Курочка» и звучит совсем по-другому. Во-первых, ни о каком золотом яйце речи в ней нет. Курочка сносит простое яичко, которое тут же разбивает мышка. После чего начинается настоящий конец света. Дед и баба, как и положено, рыдают, а вот их внучка с горя… вешается. После чего весть о разбитом яйце по цепочке разносится по селу, просвирня ломает и бросает просвиры, дьячок «побежал на колокольню и перебил все колокола», а поп рвет книги.
Понятно, что здесь сказка повествует о глупых людях, которые из-за пустяка впадают в панику — такой народный «черный юмор».
Однако Афанасьевскими вариантами сказка не исчерпывалась, и в итоге классическим стал пересказ известного педагога К. Ушинского, напечатанный в его хрестоматии «Родное слово». Здесь уже наличествуют все составляющие — и золотое яйцо, которое не поддается деду с бабой, но разбивается мышкой, и обещание Курочки-Рябы снести простое яйцо взамен золотого.
Именно на этом варианте и обтачивают зубы современные «исследователи». Таинственность сказки они усматривают в якобы абсурдных действиях, и задаются следующими вопросами:
1) Зачем дед с бабой бьют золотое яйцо?
2) Почему разбить яйцо удается мышке?
3) Почему, когда мышка, по сути, исполняет их желание — они не радуются, а плачут?
4) Зачем Курочка обещает им снести простое яйцо, а не золотое взамен разбитого?
После чего начинаются рассуждения о космогонических мифах, где мир рождается из Мирового яйца, о мыши, которая является «духом предков» и волшебной помощницей. Пишут и покруче.
И. Флерова «Славянские корни русского духа»:
«…Оно упало не из-за мышкиного хвостика, а от пренебрежения к сокровищу. Потеряли благоговение, оно и разбилось. Не так ли и в нашей жизни? Все разрушается при небрежении: любовь, здоровье, знания, Родина, язык, воздух, реки, растения, животные. Все гибнет».
М. Черненко «„Курочка Ряба“ и „Репка“»:
«Мышка — это не просто аллегория в виде животного. Это символ мысли, той божественной мысли, которая приходит внезапно, придаёт толчок в застоявшихся делах, вдохновляет на подвиги. Это провидческий или божественный импульс, который Всевышний посылает нашим людям в трудную минуту».
М. Вигдорчик «Анализ русской сказки „Курочка ряба“ в теории объектных отношений»:
«Золотое яйцо, снесенное курицей — это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. …дед и баба бьют яйцо. Бьют — воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая „мышка“ достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них „Курочке Рябе“ и ее детородной функции».
Психолог Е. Веременко:
«Если именно „Курочка Ряба“ запала в душу, во взрослой жизни у человека могут появиться такие черты как жадность, накопительство, склочность, он может противиться определенным нормам и правилам. Или наоборот, становится педантом, стремится выстраивать жизнь по придуманным самим собою нормам и правилам».
Думаю, достаточно. После прочтения подобных опусов я подумал, что, либо у авторов не все дома, либо они живут по принципу — «Не хочу, чтоб было просто, а хочу, чтоб было сложно». Я провел свой небольшой опрос среди самых обычных знакомых, не отягощенных столь глубокой «эрудицией». И почти все они прекрасно понимали, в чем суть сказки о золотом яичке. Ясно же, что дед и баба хотели кушать и о ценности золота не подозревали. Разбить золотую скорлупку нелегко. Мышка — это конечно же сказочное забавное допущение — эвон какая маленькая и слабая, а яичко разбила (кстати, мышь в сказках часто решает проблемы). Понятно, что мышь разбила яичко совсем не так, как было надо — с пола содержимое яйца никто есть не будет. И понятно, что видя, что дед и баба ничего в золоте не смыслят, Курочка обещает больше не экспериментировать и снести полноценную калорийную пищу.
Объясните, что тут сложного? Нет тут никакого «экзистенциального абсурда», а есть шуточный рассказ о разном восприятии разных ценностей. Помните, как Робинзон, найдя сундук с золотом, горестно восклицал: «И зачем ты мне на необитаемом острове?».
Конечно, напиши народ сказку, как это в ироничной форме предложил сделать Е. Клюев, никаких бы вопросов не возникло.
«А вот представим себе:
„Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко — яичко не простое, а золотое. Обрадовался дед. Обрадовалась баба. Взяли они яичко и понесли на рынок. И там за это золотое яичко продали им десять тысяч простых. Сто яичек они съели, а остальные протухли“.
…Чудная сказка! Я дарю ее моему знакомому: пусть рассказывает своим внукам и правнукам про оборотистых деда и бабу».
Кстати, в 1920-е годы, когда вокруг жанра сказки еще шел спор — вреден он советскому ребенку или полезен — на почве «Курочки-Рябы» даже сцепились две организации — Деткомиссия при ГУСе и Комиссия при Главсоцвосе. Первая была против включения сказки в круг детского чтения — мол, ребенку надо давать правильные представления о мире. Вторая резонно отвечала: «Сказка „Курочка Ряба“ помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».
Как оказалось, объяснять смысл простейших сказок надо не только детям…
Трактовка образа мышки как не всегда желанной и любимой снохи позабавила, оригинально ничего не могу сказать))) А в голову ну никогда бы не пришло)))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей, с Новым годом! Очень рад, что вы нас так радуете действительно замечательными, глубокими статьями. Братья Грим, конечно, готичны, и я только благодаря вам узнал, что Курочка - из той же серии.
P.S.: Если не секрет, какие сказки вы рассказываете своим детям? Сколько их у вас?
0 Ответить
А про Курочку Рябу не хочется размышлять даже во взрослом возрасте-сплошная доброта и всепрщение.Очень хочется принимать все на веру(правда в силу возраста уже не получается).
0 Ответить
Сергей Курий, меня тоже все время напрягало на уроках литературы: "Что имел в виду автор?". Да ничего не имел, половина графоманила, половина деньгу зашибала.
0 Ответить
Олег Антонов,
Совсем какой-то у Вас грустный взгляд на культуру.
0 Ответить
Статья понравилась.
Подобная заумь "философов" сродни популярным ныне толкованиям "Фаллических кошачьих хвостов" на детских рисунках. Привет дедушке Фрейду!
1 Ответить
Елена Максимовская,
Мало кого я так не люблю, как психоаналитиков и дешевых постмодернистов.
0 Ответить
Сергей Курий, не понимаю зачем вообще искать тайный смысл сказок. Сказки обычно читали бабушки на ночь своим внукам, что бы те скорее засыпали. И "курочка-ряба" и "репка" в детстве воспринимались лично мной нак монотонное повествование какого -то события, а смысл воспринимался поскольку-постольку, потому что цели эти сказки достигали, а детишки спокойно засыпали.
0 Ответить
Василиса гребенькова, а Вы такую фамилию Пропп слышали? Очень интересное и толковое у него исследование получилось, когда он расклассифицировал сюжеты волшебных сказок и задумался над их происхождением.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Марк Блау,зашла и просмотрела, но ничего не поняла. Растолкуйте пожалуйста вкратце вывод, сделанный В.Проппом, для тех читателей кто тоже ничего не понял
0 Ответить
не понимаю зачем вообще искать тайный смысл сказок
А зачем люди вообще ищут смысл? Да я его в этих статьях и не искал, он давно найден и содержится на поверхности этих сказок.
цели эти сказки достигали, а детишки спокойно засыпали
Кстати, забыл написать, что действительно все три сказки знают наизусть, благодаря их поэтической складности. Ну а дети - они по-разному воспринимают. Совсем маленькие - да, как какое-то журчащее действо. Но ведь бывает, что и задумываются над ними. Кто это впервые пытается сделать в уже взрослом состоянии - те и производят на свет, приведенные в статье, опусы.
0 Ответить
Помнится, когда впервые мне "Русалочку" прочитали -- рыдала жутко над концовкой. Моя малая тоже первые несколько раз оплакивала Русалочку, когда познакомилась со сказкой... Ох уж эти сказочники!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно, а в других странах есть сказка про Рябу (и Репку), или это именно русская сказка, без аналогов?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий,
Если Украину и Белоруссию считать другими странами, то да, есть. А если про дальнее Зарубежье, то аналогов Рябы и Репки не встречал. Вот про Колобка похожее есть - тот же самый Пряничный Человечек.
0 Ответить
Неплохо написано, позабавило ))
За это и не люблю гуманитариев, столько пафоса и пустого трёпа. Синдром поиска глубинного смысла в терминальной стадии
0 Ответить
Тимур Шакиров,
Спасибо!
Конечно, определять смысл для себя того или иного явления никому не запрещено. Только не надо выдавать это за научно-исследовательскую работу и открытие тайн бытия.
0 Ответить
До седых волос дожил, а не знал, что есть идиоты, не представляющие, что такое золото. Уж дед с бабкой должны были знать, чай не дети. Потому смысла в сказке не видел и сегодняшние объяснения меня не убедили. А насчет комментариев всяких исследователей - могу сказать только, что петриками российская земля всегда была полна.
0 Ответить
Элементарно, Ватсон.
Например, если дед и бабка люди бедные. А золото во все времена было дорогим. Может, они его за всю жизнь в глаза не видели. А кушать хочется.
0 Ответить
не знал, что есть идиоты, не представляющие, что такое золото. Уж дед с бабкой должны были знать, чай не дети.
Да что ж это такое! Это же сказ-ка. Колобок тоже ожить не мог по законам диалектического материализма. А дед с бабкой хотели яичницу забабахать или еще чего - потому и били.
Кстати, снеси Курочка яйцо Фаберже - дед с бабой точно бы не поняли и начали бы им стукаться на Пасху.
0 Ответить
ПРИЛОЖЕНИЕ: Анекдоты про курочку-рябу:
читать дальше →
0 Ответить