Сергей Курий Грандмастер

Как «поражение» обернулось победой? Ко дню рождения Бенни Андерссона

Стоит сразу признаться, что к творчеству группы ABBA я испытывал в юности стойкую неприязнь. Для меня они были ярким олицетворением эстрадной слащавости и приглаженности — одним словом, попсовости. Я называл их песни «диско для девочек» и цинично шутил: «Какая баба не любит АББУ?»

Ёран Брур Бенни Андерссон родился 16 декабря 1946 года в Стокгольме sv.wikipedia.org

Нельзя сказать, что с годами моя неприязнь к ABBA сменилась любовью. Скорее, моё новое отношение к группе можно назвать уважением и осознанием того, что своё место на пьедестале поп-музыки этот шведский коллектив занимает более чем заслужено. Вне зависимости от вкусов, я всегда ценил ярких мелодистов, а в этом отношении ABBA были явно на высоте. Их мелодии отличались разнообразием, изысканностью и цепко въедались в память на всю жизнь. Кроме того, и песни, и имидж ABBA навсегда останутся для меня своеобразным ностальгическим эталоном эпохи 1970-х.

Показательно, что многие рок-музыканты — от Джона Леннона до Боно из U2 — относились к творчеству группы более чем благосклонно. А однажды в аэропорту к вокалисткам группы — Агнете и Фриде — подкатил в зюзю пьяный панк из SEX PISTOLS по имени Сид Вишес, чтобы уважительно «поручкаться» со шведскими барышнями, чем тех несказанно удивил (и, наверное, испугал).

Даже ветер времени не смог выветрить популярность этой группы. Напротив. Спустя 10 лет после её распада сборник «ABBA Gold» (1992) разошёлся тиражом 20 млн. экземпляров — ни один предыдущий диск группы не продавался так хорошо. А в преддверии Миллениума подмостки театров потряс основанный на песнях ABBA мюзикл «Мама мия!», триумфальное шествие которого по миру достигло пика в 2008 году, когда на экраны вышел одноименный фильм с Мерил Стрип и Амандой Сэйфрид.

Выбрать из творчества ABBA хиты, о которых стоит рассказать — задача непростая. Хитов этих масса, поэтому не судите строго, если что-то я обойду стороной.

«Waterloo» (1974)

Впрочем, с первым хитом долго думать не приходится. Это, конечно, песня «Waterloo». Может, она и не лучшая в творчестве АББЫ, но уж точно самая судьбоносная.

В начале 1970-х шведская поп-музыка считалась глубоко провинциальной. Попытки шведских исполнителей выйти на мировой музыкальный рынок (даже с англоязычными песнями) были сравнимы с подвигами Геракла. Единственной «открытой» площадкой для рекламы своего творчества в те времена был конкурс «Евровидение».

В 1972 году будущие «гераклы» шведской поп-музыки уже были укомплектованы в великолепную четвёрку. Надо сказать, что комплектация вышла более чем удачной, ведь группу объединяли не только творческие, но и личные отношения. Главными композиторами были мужчины — Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус, а голосами и «лицом» стали их «половинки» — Анни-Фрид (Фрида) Лингстад и Агнета Фельтског. Не стоит забывать и о продюсере коллектива — Стиге Андерссоне, который не только продюсировал, но ещё и непосредственно участвовал в создании песен.

Наша четвёрка стремилась попасть на «Евровидение» не первый раз, но всё никак не могли пройти отборочный тур. Перед конкурсом 1974 года они попробовали ещё раз. Чтобы как-то выделиться из потока однообразных респектабельных баллад, группа решила написать ритмичную радостную песню. Музыкой занимались Бьорн и Бенни, а создание текста взял на себя продюсер.

По мнению Стига, ключевое слово песни должно было идеально ложиться на мелодию, содержать три слога и быть интернационально понятным. Первое, что пришло в голову, звучало как «Honey Pie» (Медовый пирог), и продюсер долго копался в кулинарных книгах жены, пытаясь выяснить, что же это такое.

Однако вскоре он нашёл более подходящее и известное слово — «Waterloo». Именно в битве под этим бельгийским городом войска Наполеона Бонапарта были разбиты окончательно, и с тех пор слово «Ватерлоо» стало синонимом «поражения». Это переносное значение и было использовано в тексте песни, где речь шла от лица девушки, которая «капитулирует» перед любовью парня.

Правда, нашёлся шведский репортёр-недоумок, который не удосужился вслушаться в текст и заявил, что «вы записали песню о том, как, говоря цинично, погибло 40 тысяч людей».

«Waterloo» была записана в декабре 1973 года и победила на предварительном отборе в Швеции.

Ещё в процессе подготовки к конкурсу группу посещали сомнения — не слишком ли «роковую» песню они выбрали для «Евровидения»? Они даже хотели заменить её более традиционной балладой «Hasta Manana», но к счастью, одумались.

В результате премьера «Waterloo» на «Евровидении», проходившем в британском городе Брайтон, произвела настоящий фурор. Посреди «медляков» и официозных вечерних платьев на сцене возникли жизнерадостные молодые люди в лучших традициях «глэм-рокового» стиля — яркие переливающиеся костюмы, клеша, туфли на высоченной платформе. Даже дирижёр струнной секции, и тот был наряжен в костюм Наполеона!

Имидж АББЫ был настолько непривычным, что охрана сцены однажды не поверила, что эти два разряженных «клоуна» — призёры приличного конкурса. «Куда вы прётесь, тупые шведы!» — рычали охранники. Прорвался лишь Бении, поэтому получать приз и повторно исполнить «Waterloo» группе пришлось без Бьорна.

ABBA всегда считали именно Британию, а не Америку «штаб-квартирой поп-музыки», поэтому безумно обрадовались, что их песня-победительница тут же возглавила британские чарты (в США она стала № 6).

А в 2005 году, когда «Евровидение» праздновало своё 50-летие, «Waterloo» была признана лучшей песней за всю свою историю. И немудрено — много ли вы можете вспомнить участников этого конкурса, чья слава не ограничилась одним хитом-призёром?

Тогда — в 1974 году — АББА тоже прекрасно понимала, что может остаться группой «одной песни». Прошло больше года, прежде чем удалось доказать, что это не так.

«SOS» (1975)

Следующей заметной песней группы стала «I Do, I Do, I Do, I Do, I Do» — слишком эстрадная, вальяжная, слащавая и поэтому мною страстно нелюбимая. В Британии она заняла лишь 38-е место, зато имела большой успех в других странах. Именно благодаря «I Do…» в Австралии началась настоящая «АББА-мания», ничуть не уступавшая по накалу «битломании».

Но эталонный стиль АББЫ выкристаллизовался в другой песне. Написана она была той же троицей — Бенни с Бьорном (композиторы) плюс Стиг — мастер придумывать для песен эффектные и интернациональные названия. Текст «SOS» особой глубиной не отличался, но зато мольбу влюблённой девушки о помощи Агнета передала очень трогательно и убедительно. В этой песне уже были все составляющие классического АББА-стиля — сложные аранжировки вместе с запоминающимися красивыми мелодиями, контрасты и перепады звучания, некая интеллигентность исполнения и слаженное хоровое пение.

Добиться последнего Агнете и Фриде с их сопрано и меццо-сопрано было, ох, как нелегко. Девушки вспоминали, как мужья довели их бесконечными дублями во время записи этой песни до настоящего изнеможения.

Несмотря на то что «SOS» был явным шедевром, музыканты повели себя осторожно и сначала поместили песню на вторую сторону сингла (на первой был трэк «So Long», более похожий по звучанию на «Waterloo»). Однако слушатели полюбили именно вторую сторону, и на очередном сингле песне отвели уже ведущую роль.

Теперь уже всем стало ясно, что группа из Швеции не однодневка и имеет большие перспективы в мировой поп-музыке. «SOS» стала вторым хитом АББЫ, вошедшим в Британский ТОП-10, став № 6.

Эту песню очень любил Джон Леннон (как тут не вспомнить и его хит с криком о помощи «Help»). Пит Таусенд из THE WHO вспоминал, как во время гастролей ехал в австралийском такси и услышал по радио «SOS», показавшейся ему тогда настоящим «бальзамом на душу». Ну, а главный композитор SEX PISTOLS Глен Мэтлок даже утверждал, что почерпнул из этой песни гитарный рифф для своей композиции «Pretty Vacant».

Но окончательно АББА «добьёт» слушателей в следующем 1976 году. Об этом — в следующий раз.

Статья размещена на сайте 13.12.2013

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Где-то читал, что в некоторые периоды АББА платила налогов в казну больше чем концерн ВОЛЬВО

    Оценка статьи: 5

  • Вспомните "комсомольский" подвал в 1982 году. Уже одно то, что не нравилось нашей идеологии, побуждало интерес ко всему.

  • Я из тех баб, которые любят АББА. До сих пор. Их популярность в СССР пришлась на мою школу. Ностальгия, конечно.

    В этой песне уже были все составляющие классического АББА-стиля – сложные аранжировки вместе с запоминающимися красивыми мелодиями, контрасты и перепады звучания, некая интеллигентность исполнения и слаженное хоровое пение.
    Думаю, это очень точное определение. И именно интеллигентность, да.
    Когда-то давно читала (еще не в Интернете), что их музыка вошла в перечень рекомендованных для исполнения в лечебных учреждениях. Вроде бы имеет благотворный эффект. Не знаю как на других, но на меня точно имеет. Чистые голоса, гармоничная (так говорят?) музыка - все, на мой взгляд, просто идеально и ласкает слух, некая музыкальная амброзия. Песенка про Новый год - одна из самых любимых. Немного грустно, но очень нежно, нежнее не бывает.
    Спасибо за статью.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Курий Сергей Курий Грандмастер 16 декабря 2013 в 16:40 отредактирован 16 декабря 2013 в 16:44

      Маргарита Ромашкина,

      Ну, АББА - образцовая поп-группа: радостная, приятная, комфортная, но при этом не примитивная. Для меня, правда, очень "сахарная".
      Спасибо за отзыв!

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 16 декабря 2013 в 09:51 отредактирован 16 декабря 2013 в 09:54

    Сергей, последние 2 недели, от нечего делать, шастаю по ютубам, в поиске музыки. Современные песенки надоели, стал слушать АББУ, которых никогда не слушал (они были несколько староваты для меня).

    Например, the day before you came и the winner takes it all, по сравнению с современной ля-ля-ля лабудой, глубокие, даже философские песни (только вчитайтесь в слова). И о любви... той еще, незамутненной современной корыстью и спешкой, любви...

    Кстати, мы любим ту или иную музыку, исполнителей, не столько потому, что они были великими и их творчество было настоящим. Мы себя любим в той музыке. Свою молодость и т.п.
    Есть вполне понятная психологическая привязка - ассоциирование с героями, тем временем и т.д. Они - "свои"-)

    • Игорь Ткачев,

      Согласен с Вами. Иногда даже из-за ностальгии начинаешь с симпатией относиться к тому, что в юности даже не любил.
      А о "The Winner takes it all" я обязательно напишу. Одна из лучших песен АББЫ.

  • Люблю ABBA... До сих пор люблю. Иногда слушаю избранное и вспоминаю очень свое.

    Прочел статью ценителя и знатока и поймал себя на мысли, что не хочу знать каких-то подробностей. Слушаю красивую музыку и этого достаточно. Не в укор автору, конечно. Хотя нелюбовь его к этим музыкантам не раз им была отмечена в тексте (совсем уж не нравится?), но сделано это корректно.

    Когда слушаешь хорошую (для себя) музыку, уносишься куда-то в небеса. Рисуешь свои образы и живешь в них. Не хочется другого.

    Ваши статьи, Сергей Курий, супер-пупер познавательные и интересные. Респект!.. Вот читаю их и мурашки по спине - какой труд. Охренеть! По-хорошему охренеть. Статьи добротные, полновесные, серьезные и умные. Полноценные, что ли.

    Оценка статьи: 5

    • Вячеслав Старостин,

      И ещё о личном. Во многих песнях АББЫ есть нравящиеся мне мелодические ходы, но потом они сбиваются на вот эту мажорную эстрадность (например, в "SOS" или "Take a Chance on Me"). Но песню ведь нельзя любить по частям.

      • Сергей Курий, ИМХО - можно!.. Если музыкант\певец взял не просто хорошо ноту, а как-то красиво-особенно-хорошо, то лично я могу несколько раз прослушивать именно это место. Под настроение могу и зааплодировать.

        Оценка статьи: 5

    • Сергей Курий Сергей Курий Грандмастер 16 декабря 2013 в 02:15 отредактирован 16 декабря 2013 в 02:20

      Спасибо, Вячеслав, за лестный отзыв!

      Отвечаю по пунктам.

      статью ценителя и знатока

      Здесь вы перехваливаете. Много нового об АББЕ я и сам узнал только во время подготовки к статье.

      Хотя нелюбовь его к этим музыкантам не раз им была отмечена в тексте, но сделано это корректно.

      Жаль не могу это постоянно писать, но меня интересует история музыки в общем. Почему то стало популярным, а то не стало... Как одно влияет на другое. То есть, я статьи про знаменитые песни стараюсь не строить по принципу вкусовщины, и нередко пишу о том, чего совсем не люблю, или равнодушен. Стараюсь делать это корректно. Не писать, например, что песня Криса де Бурга "Леди ин ред" - для меня просто тошнотворна. Нельзя ведь разбираться в палеонтологии, если увлекаться одними динозаврами, а к примеру про стегоцефалов ничего не знать.

      (совсем уж не нравится?)

      Ну, почему же... С детства (поэтому подсознательно) с большой симпатией отношусь к "Мани Мани"...
      А вот по-настоящему нравится, наверное, только "Lay all you love on me".
      Не фанатею, но считаю очень талантливыми песнями "The Winner takes it all", "Dancing Queen", "Gimme Gimme", "Head over Kills", "SOS". Можно добавить и ностальгические "Voulez-vous", "Fernando" и "Knowing Me, Knowing You". В общем вроде назвал всё по максимуму.
      А вот "I Do I Do", "Waterloo", "Thank You for the Music" и "Happy New Year" (она почему-то особенно вгоняет меня в тоску) откровенно не люблю. Не моё просто.

  • Для пытливых и любознательных:

    читать дальше →