Борис Рохленко Грандмастер

Печальные картины Джеймса Тиссо. Почему он их рисовал?

У французского художника Джеймса Тиссо (1836−1902) есть несколько полотен, которые можно назвать траурными: на них очень подробно показаны платья, которые в 1860—1880-х годах носили по случаю ухода из жизни близких людей.

Джеймс Тиссо, Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст, 1874, 106х152 см, Компьенский дворец, Компьен, Франция Фото: commons.wikimedia.org

В 1869 году Тиссо выставил в Салоне в Париже картину «Вдова».

Молодая красивая женщина расположилась со своим семейством в парке. На заднем плане — несколько кипарисов, рядом на пьедестале — статуя какого-то древнего героя. Возможно, это ее усадьба: чайный столик, стулья, этажерка. Рядом с ней — девочка и старушка.

Джеймс Тиссо, Вдова, 1869, 68х49 см, частная коллекция
Джеймс Тиссо, Вдова, 1869, 68х49 см, частная коллекция
Источник

На женщинах — траурные одежды. У молодой — длинное черное платье с квадратным вырезом и без рукавов, блузка из прозрачного черного шелка, оборки на плечах, на воротнике и на запястьях. На руках — нечто вроде перчаток без пальцев (похожее на митенки). Из-под подола видна белая, окаймленная кружевами юбка, черные шелковые чулки, черные туфли с квадратными носами и высоким каблуком, украшенные черным бантом.

Джеймс Тиссо, Вдова, фрагмент "Туфли"
Джеймс Тиссо, Вдова, фрагмент "Туфли"

Юбка с высокой талией и длинным шлейфом опоясана широким поясом. Ее рыжеватые волосы заплетены в косички и уложены в корону.

Джеймс Тиссо, Вдова, фрагмент "Платье и шитье"
Джеймс Тиссо, Вдова, фрагмент "Платье и шитье"

Она шьет. Ее лицо говорит о том, что ее мысли далеки от шитья. Мало того, видны ее лодыжки (это было для викторианских мужчин сильнейшим раздражителем). Похоже, что траур скоро закончится (может быть, через месяц-другой). Старушка, которая сидит рядом с ней, тоже носит траур, на ней черная шляпка.

Джеймс Тиссо, Вдова, фрагмент "Девочка"

Для девочки эти строгости в одежде уже в прошлом. И у нее мечтательное выражение. Скорее всего, она тоже в ожидании конца траура, когда можно будет пойти куда-нибудь развлечься: в цирк, в зоопарк, покататься на лодке. А может быть, пойти в гости к хорошим знакомым, у которых есть дети — ее друзья и подружки.

Надо полагать, что в некоторой части мысли мамы и дочки совпадают. А для старушки — утрата невосполнима, она будет преследовать ее еще очень долго, может быть, до конца жизни. Видимо, траур по ее сыну.

В 1874 году Джеймс Тиссо пишет картину «Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст».

Императрица изображена в траурной одежде — это был первый год ее траура по мужу, Наполеону III, умершему в 1873 году.

Джеймс Тиссо, Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст, фрагмент "Траурное одеяние императрицы"

Платье на императрице несколько проще, чем на картине 1869 года. Этому может быть две причины (как минимум): изменилась мода или у высочайшей особы не было достаточно денег на шикарное платье. Может быть, для императрицы внешний вид не был важен.

1879 год, из-под кисти художника появляется картина «Сирота».

Джеймс Тиссо, Сирота, 1879, 215х109 см, частная коллекция
Джеймс Тиссо, Сирота, 1879, 215х109 см, частная коллекция
Фото: thehammocknovel.wordpress.com

В этой картине тот же мотив, что и в картине «Вдова» — траур по мужу и отцу. И черная одежда. Здесь она поскромнее: черная высокая шляпка, приталенное платье с волнистой атласной вставкой. Вероятно, и здесь траур подходит к концу: на лифе приколота хризантема.

Джеймс Тиссо, Сирота, фрагмент

Возвращение к трауру. Что заставляло художника вновь и вновь писать погруженных в печаль? Может быть, он стремился передать чувства людей, потерявших своих близких? Может, он пытался довести до совершенства изображение «черного на черном» (черный шифон и черные кружева)? Может быть, все может быть…

P. S. Траурные одежды были частью обычаев, они были как бы данью уважения к покойным. Длительность ношения траурных одеяний была тоже мерой почитания умершего: королева Великобритании Виктория после смерти ее супруга принца Альберта носила траур 40 лет (до самой своей смерти в 1901 году).

Пять дочерей королевы Виктории в трауре по принцу Альберту. Март 1862 года. Фото.
Пять дочерей королевы Виктории в трауре по принцу Альберту. Март 1862 года. Фото.
Источник

Естественно, траурные одежды надо было заказывать, естественно, что были мастерские и мастера по пошиву траурных платьев и костюмов, естественно, что были какие-то принятые в этих случаях нормы. Само собой разумеется, что с течением времени эти нормы (или мода, как удобнее) менялись. И несомненно, что траурная одежда могла стоить и дорого, и подешевле.

Реклама викторианской траурной одежды
Реклама викторианской траурной одежды
Источник

Такую рекламу можно было увидеть в тогдашних газетах.

Объявление гласило: «Траурные одеяния для семьи. Опытные портной и модельер фирмы Джей готовы приехать к вам, где бы вы ни жили в Англии, совершенно бесплатно. Они привезут с собой платья и модели одежды, образцы материалов ценой от одного пенса и выше, по тем же ценам, как если бы вы их покупали на Риджент-стрит. Цены приемлемые для домашних траурных одеяний, очень выгодные для больших и маленьких семей».

Мода на траурные одежды сошла на нет в 20-х годах ХХ века.


Что еще почитать по теме?

Сколько красавиц может поместиться на одной картине?
Питер де Хох «Приятная компания». Зачем на картине нищий?
Чем отличаются картины Василия Сурикова? «Боярыня Морозова»

Обновлено 14.02.2017
Статья размещена на сайте 6.02.2017

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Иногда встречаются утверждения о том, что черный цвет как символ траура возник в Европе в средние века.

    Я нашел вот такое упоминание о траурных одеждах в сочинении арабского философа Ибн Хазма (одиннадцатый век нашей эры).


    Ибн Хазм, Ожерелье голубки

    Глава о тех, кто колюбил какое-нибудь качество и не любит после того других, с ним не сходных

    И дальше всех созданий Аллаха стоит от всякой мудрости тот, кто предпочитает тело цвета угля и черное.
    Такой цвет приписывают обитателям геенны, и такова одежда плачущего, лишившегося родных, что надел одежды печали.

    Одиннадцатый век н.э.

    Москва, Издательстов восточной литературы, перевод с арабского М.А.Салье, стр. 49

    Адрес страницы в сети: https://www.litmir.me/br/?b=251687&p=10