Лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник «Витражных дел мастер»), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала Вознесенского «самым великим поэтом современности».
Один из наиболее известных поэтов-шестидесятников, Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве.
Отец, Андрей Николаевич Вознесенский (1903 — 1974), участник строительства Братской и Ингурской гидроэлектростанций, инженер-гидротехник, доктор технических наук, профессор, директор Гидропроекта, Института водных проблем АН СССР. Мать — Антонина Сергеевна (1905—1983), была родом из Киржача Владимирской области.
Детство поэта прошло на родине матери в Киржаче. Во время войны Андрей вместе с матерью был эвакуирован в Курган. Вернувшись в Москву, учился в старейшей московской школе.
Стихи начал писать рано и в 14 лет отправил рукописи Борису Пастернаку. Известный поэт высоко оценил творчество юного дарования, они подружились. дальнейшем Пастернак оказал огромное влияние на поэзию Вознесенского.
Окончив школу, Андрей поступил в архитектурный институт, окончил его, но по специальности не работал.
Первый сборник Вознесенского «Мозаика» был издан во Владимире в 1960 году и навлёк на себя гнев властей. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы.
Второй сборник «Парабола» вышел в Москве.
Оба сборника сразу стали библиографической редкостью. Одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, было обвинено в формализме:
Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.
Я — Горе.
Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я — Голод.
Я — горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой…
Я — Гойя!
О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад —
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звезды —
Как гвозди.
Я — Гойя.
В то время устраивались многочисленные встречи с поэтами. Проходили ставшие известными вечера в Политехническом музее, где звучали строки Вознесенского.
В марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг поэта резкой критике. Под аплодисменты большей части зала он кричал:
«Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты, какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»
После этого вокруг поэта образовалась «полоса отчуждения». В 1964 году он пишет знаменитое «Тишины!»:
Тишины хочу, тишины…
Нервы, что ли, обожжены?
Тишины…
чтобы тень от сосны,
щекоча нас, перемещалась,
холодящая словно шалость,
вдоль спины, до мизинца ступни,
тишины…
Но вопреки контролю со стороны властей, Вознесенский часто выезжает из страны: Польша, США, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания, Австрия, Болгария, Мексика.
В 1962 году Вознесенский выпустил свой новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало очередную волну негодования представителей власти. Но народ любил поэта, стихи перепечатывались в самиздате, расходились по рукам.
Есть версия, что сборник «Треугольная груша» получил своё название именно из-за этого любовного треугольника: Андрея Вознесенского — Беллы Ахмадулиной — Евгения Евтушенко. Именно к Вознесенскому ушла Ахмадулина от Евтушенко.
Молодые поженились, но прожили недолго. Муза поэта, вторая жена — писательница, поэт, драматург Зоя Богуславская, хранила тепло домашнего очага 40 лет.
В 70-х положение Вознесенского изменилось — он вновь стал признанным поэтом, кумиром миллионов. Это было фантастическое время, когда поэты собирали стадионы!
«Есть русская интеллигенция…», 1975 год:
Есть русская интеллигенция.
Вы думали — нет? Есть.
Не масса индифферентная,
а совесть страны и честь.Есть в Рихтере и Аверинцеве
земских врачей черты —
постольку интеллигенция,
поскольку они честны.«Нет пороков в своем отечестве»
Не уважаю лесть.
Есть пороки в моем отечестве,
зато и пророки есть.Такие, как вне коррозии,
ноздрей петербуржской вздет,
Николай Александрович Козырев —
небесный интеллигент.Он не замечает карманников.
Явился он в мир стереть
второй закон термодинамики
и с ним тепловую смерть.Когда он читает лекции,
над кафедрой, бритый весь —
он истой интеллигенции
указующий в небо перст.Воюет с извечной дурью,
для подвига рождена,
отечественная литература —
отечественная война.Какое призванье лестное
служить ей, отдавши честь:
«Есть, русская интеллигенция!
Есть!»
Многие стихи Андрея Вознесенского, особенно те, которые были положены на музыку, известны до сих пор миллионам россиян.
В хите «Миллион алых роз» Вознесенский пересказал новеллу Паустовского о любви художника Пиросмани к французской актрисе.
Рок-опера «Юнона и Авось», написанная на либретто А. Вознесенского Алексеем Рыбниковым, была поставлена в 1981 году Марком Захаровым в Московском театре имени Ленинского комсомола. Наиболее известен романс «Я тебя никогда не забуду», основанный на стихотворении «Сага».
Андрей Андреевич Вознесенский скончался после продолжительной болезни 1 июня 2010 года, на 78-м году жизни, у себя дома в дачном посёлке Переделкино. В 2013 году в Москве на доме, где в 1966—2010 годах жил А. Вознесенский, установлена мемориальная доска.
«Ностальгия по настоящему», 1975 год:
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.Будто послушник хочет к Господу,
ну, а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я — другие.
Упаду на поляну — чувствую
по живой земле ностальгию.Нас с тобой никто не расколет.
Но когда тебя обнимаю —
обнимаю с такой тоскою,
будто кто-то тебя отнимает.Одиночества не искупит
в сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
задыхаюсь по настоящему.Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья — подлинника,
по нему грущу, настоящему.Всё из пластика — даже рубища.
Надоело жить очерково.
Нас с тобою не будет в будущем,
а церковка…И когда мне хохочет в рожу
идиотствующая мафия,
говорю: «Идиоты — в прошлом.
В настоящем рост понимания».Хлещет чёрная вода из крана,
хлещет ржавая, настоявшаяся,
хлещет красная вода из крана,
я дождусь — пойдёт настоящая.Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю, как тайну,
ностальгию по-настоящему.
Что настанет. Да не застану.
Господи, ну почему господину И.Ткачеву все неймется? То персона не та, то реалии, то регалии. Елена Гвозденко, прекрасная статья, я сравнительно недавно посмотрела «Таинственную страсть», о которой у народа довольно неоднозначное мнение. Тогда захотелось перечитать шестидесятников, но руки не доходили. А после вашей статьи взяла томик именно Андрея Вознесенского. Спасибо за память!
Оценка:5
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Наталия Нечухаева, мне тоже после просмотра "Таинственной страсти" захотелось перечитать шестидесятников. И пусть фильм неоднозначный, но главной цели он, мне кажется, достиг. А Вознесенский, мне кажется, что за одну только "Юнону и Авось" ему надо было ставить памятники.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
- Интеллигент - человек в пенсне и шляпе. Hапpимеp: Л.П. Беpия
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Здравствуйте, Елена.
Буду честен (честность - ведь тоже один из признаков интеллигентности, не так ли?): когда мне, тяжеловесно, в начале перечисляют многочисленные звания и регалии той или иной персоны, это означает, что с самого начала мной пытаются манипулировать - показать этим значимость и правильность всего, что ниже, манипулятивно и скучно склонить на свою сторону. Вот какой интеллигент, с медалью и званием от правящей элиты...
Грустно.
Интеллигентность (а еще и независимый ум) ведь и в скромности ("быть знаменитым некрасиво - помните?).
Как бы много лучше было - сначала тонкое мнение, аргументы и факты, а в конце просто имя. Чтобы бесхитростный читатель слова и строчки прочитал и прочувствовал, без подсказки от рангов и титулов, членств и медалей...
0 Ответить
Александр Бедрицкий, задвинутый от показа свежий "Бесогон" я посмотрел, там немало "острых выпадов" и против властных персон.
0 Ответить
Александр Бедрицкий, я недоволен фоном из икон, на котором выступает ведущий и обилием кОлец на руках. Его "Цитадель" тоже дань новейшим интерпретациям ВОВ.
0 Ответить
Александр Бедрицкий, НМ м/б последний из могикан, кто пытается держаться прежних ценностей в области морали. Его выпады против Ганапольского, Собчаков и Пушкова неотразимы: не от сырости же его Бесогона выдёргивают из программы.
0 Ответить
Александр Бедрицкий, советские излишества пропаганды решений съёздов в детсадах и школах кажутся "милыми недостатками" в сравнении с грубым оболванием ремейками и ЕГЭ. Как ни крути, а такие установки исходЮт оттудОВа, из закамуфлированного идеологического отдела АП.
0 Ответить
Игорь Ткачев, доброе утро. За меня так хорошо ответил Сергей Дмитриев, добавить нечего. Есть формат издания, формат статей. И если уже тут к регалиям, то имеет смысл подчеркнуть, потому как в нашей стране награды свободномыслящим поэтам раздавать не спешили. А сам способ - да вполне имеет право быть, думающий человек не так легко поддается на манипуляции, а иным может и полезно ощутить трепет признания, дабы дочитать статью до конца.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Гвозденко, мне нравится одна строчка безвестного московского поэта, наверное, без регалий и наград: "Невозможно, людей не беся, // безмятежно глядеть в небеса." Хотелось бы почитать и другие строчки этого автора.
Недавно случайно я просто зачитался стихами Чичибабина, уж точно не обременённого наградами и титулами.
0 Ответить
Игорь Ткачев, я не вижу в перечислении "званий и регалий" поэта попытки заставить полюбить его тем, кому он не нравится. Многие его поклонники особенно и не интересовались его иконостасом наград и премий. В формате статьи для ШЖ вполне уместно сообщить о признании его "жрецами искусства"
1 Ответить
Сергей Дмитриев, это психология, 1-й курс: когда хотят заявить о важности и нужности отдельного персонажа, среднему человеку суют под нос звания и регалии (иначе зачем там они, если не для заявления о том, какой маститый товарищ перед ними?) - а не стихи приводят вместо остального самого поэта (как в данном случае), для какой-то непредвзятой оценки их, а не персонажа.
Я не буду разжевывать. Вы должны (у Вас достаточно ума и опыта) понимать такие элементарные вещи.
Еще мне всегда было интересно, каким таким чудесным образом литературу и поэзию оценивают зарубежные специалисты. Нобелевскую премию, там, дают. Ведь не понять не принять русскую-то речь, даже в лучшем переводе. Даже если сам ты Пьетро владеешь русским языком, но сам не русский...
И происходит такой взаимообмен между академиями и университетами примерно по обоюдному принципу: мы вашим - вы нашим. Для веса каждого у себя на родинах.
А в какой междусобойчик превратился Союз писателей, или уже союзы писателей, уверен, тоже не надо Вам растолковывать.
Некоторые стихи тов. Вознесенского мне нравятся. Многие - нет. В них минимум поэтики. Я знал совершенно бесславных поэтов, которые писали много лучше - если здесь уместны такие сравнения.
И был он, в свое время, обласканным любимцем правящих...
Короче, чтобы не устраивать суд и флуд, останавливаюсь на первом вышесказанном: за рангами и титулами порой и слов-то не видать.
Банально, коленопреклоненно, не мое.
0 Ответить
Игорь Ткачев, лучше поговорить, что нравится и не очень, не углубляясь в дебри литературных предпочтений. Своеобразной поэтики у АВ в достатке, но я допускаю, что кому-то она не по нутрЮ. Он же пережил и нелюбовь властей,но остался в обойме "властителей дум" своего времени; песни на его текстовки были шлягерами.
Не лгут только поэты и собаки и он был искренним даже в том, что многим не нравилось. Например, "О", которое мне тоже показалось ниже его возможностей.
Назвавшиеся поэтами заслуживают щадящих оценок.
0 Ответить
Игорь Ткачев, забуду ненадолго об интеллигентности, вмешаюсь в диалог )))
Эмоции Ваши понятны после реплики о манипулятивности. Но по сути Вы ничего не сказали. Банальна биографическая статья? Надо было оду написать? В данном случае "банально и коленопреклоненно" - суть противоречия ))) Тему экспертной оценки зарубежной литературы давайте оставим за рамками обсуждения этой статьи. Тут либо политика и теория заговора, либо аффилированность всплывет, у нас ведь о чем ни начнут говорить, обязательно сведут на бедового соседа ))) А уж тема различных СП, особенно сейчас - предмет доглой дискуссии, но не на этой площадке. Остается мысль, что не все в творчестве Вознесенского Вам нравится. А поэт и не должен ничего никому, не может он выдавать стихи нравящиеся всем и всегда. И мне не все близко в его стихах. Но есть "Гойя", которые я выучила еще в детстве. И эти строчки помогали мне в самых трудных ситуациях. Есть "Юнона и Авось", впервые пережитое ощущение катарсиса. Ну и так далее...
А "знавали мы и поталантливее", ну это вообще не Ваша фраза, не фраза интеллигентного собеседника, коим Вы, безусловно, являетесь.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Александр Бедрицкий, лет 30 назад наш оперный театр поставил ритм-балет "Юнона и Авось". Все тридцать лет он собирает полный зал. Это не ленкомовская постановка, на мой взгляд, даже сильнее. И удивляет как пророчески: "Нас мало, и нас все меньше..."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Дорогие литсобратья ! // Как я счастлив от того, // что средь общей благодати // меня кроют одного.== Как овечка чёрной шерсти, // я незря живу свой век, // - оттеняю совершенство // безукоризненных коллег." (АВ)
Его стихи надо регулярно перечитывать, чтоб набираться оптимизма и веры в победу лучших порывов. "1982", "80 в нимбе знака" и мн.др.
Оценка:5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, когда из сегодняшнего "бесогонья" вдруг вспоминаешь эти имена, читаешь строки, эффект холодного душа. Читать надо хотя бы для того, чтобы не потерять последний рассудок. Спасибо за искренность.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Гвозденко, согласен: и в кино "наползает тьма" какой-то несусветной чертовщины, как в "Собибор", "Лето", "Довлатов", "Сталингград", "Левиафан" и им подобных однопросмотровых поделок. Поэзию всё-таки труднее затолкать в такую колею попрания "разумного, доброго".
Явно не хватает жесточайшей цензуры, чтоб оградить экраны и книги от такой ядовитой отравы.
0 Ответить