Прибежали. Отдышались. Проверили наличие людей, вооружения, амуниции. Поправили её, родимую. Переместили на положенные места всё то, что в процессе передвижения переползло совсем не туда, где быть должно. Построились повзводно. Деревянные зелёные ящики, что с собой, руки оттянув, притащили, с правого фланга каждого взвода поставили.
— Рота-а… Равняя-айсь! Смирно-о. Заместителям командиров взводов приступить к занятиям по огневой подготовке.
И уже замок (2):
— Взво-од… Вольно. Тема занятия — отработка навыков метания боевой наступательной гранаты РГД-5. Порядок отработки. Сначала — на учебной гранате…
Ага. Вот она. Деревянный цилиндрический брусок сантиметров на пятнадцать, обитый, для утяжеления, по всей боковой, округлой поверхности свинцовой пластиной.
— Очередной курсант подходит с докладом ко мне: «Курсант Пупкин прибыл для выполнения упражнения по метанию боевой наступательной гранаты РГД-5». Получает учебную гранату. Кладёт её в подсумок. После чего докладывает: «Курсант Пупкин к выполнению упражнения готов». По моей команде… Все слышали? По моей команде — «Приступить к выполнению» — курсант бегом начинает выдвижение к рубежу броска.
Кирпичную стенку впереди — все видят? Слепых, незрячих, увечных в строю нет? Нет?! Ответа — не слышу!
Что, взвод сегодня без каши остался? А если поели, так что так слабо? Рот на ширину приклада не открыть? Заржавело?!
Слепых, незрячих… Ну, слава всем святым и апостолам вместе взятым! Увидели. Ответили.
Кирпичная стенка — рубеж броска. Бегом… Атака, противник не спит и даже не дремлет, встречает вас горячо и радушно. Огнём из всех видов стрелкового оружия.
Бегом выдвигаетесь к рубежу броска. На ходу расстёгиваете подсумок, достаёте правой рукой гранату. Левой у рубежа имитируете выдёргивание чеки…
Рамахиваетесь и изо всей дури, что есть… А её, чувствую, воины, у вас ещё хватает. Изо всей дури бросаете гранату вперёд. Во-он туда. За кирпичной стенкой — видите? Впереди, метрах в тридцати — канава. Увидели? Это — окоп вероятного противника. Задача — добросить до него.
Только не выпячивайте зенки и не смотрите, куда она, дорогая наша, упала. Вы же не в голову конкретного врага попасть должны, а добросить. До-бро-сить.
Все поняли? А раз поняли, то бросили и упали за кирпичную стенку. Чтобы осколки гранаты — не в вас. Во врага. Упали и умерли. Секунд на 15. Умираете и считаете — раз, два… И… До пятнадцати все считать умеете? Ну, прямо не взвод воинов, а какая-то академия математических наук…
Досчитали, встали, привели в порядок амуницию, подсумок застегнули и ко мне. Бегом. За три шага перешли на строевой, доложили — «Курсант Пупкин выполнение упражнения завершил!»
Выслушали замечания, получили оценку и — в строй.
Внимание! Оценка итоговая, как среднее от суммы промежуточных. Оценка за подход к командиру, выполнение упражнения и завершающий доклад. За подход — пять баллов. Завершающий доклад — пять. Упражнение — два. Всего — двенадцать балов. Итоговая оценка выходит…
Ну, математики… Правильно. Четыре.
Вопросы есть? Тоже правильно. Вопросов нет.
По окончанию навыков метания учебной гранаты — перерыв на получение взводом боевой гранаты РГД-5, после чего — выполнение упражнения.
Взво-од… По отделениям — станови-ись.
Отделения — рассчитайсь!
Первое отделение, в порядке номеров к отработке навыков метания учебной гранаты приступить!
— Курсант… Готов!
— Приступить!
Пошёл первый. Второй. И… Самый главный курсант взвода, тот, о котором весь учебный батальон уже знает по разводу караула, выдвигается на рубеж:
— Курсант Левич… Готов!
Ага, получил болванку. Засунул в подсумок. Застегнул. Побежал, побежал отличник наш. Боевой и политической (3). Только что-то подсумок у него не расстёгивается…
Добежал до рубежа. Не расстёгивается! Остановился, наклонился к подсумку. Двумя руками уже клапан подсумка на себя рвёт. Всё… Оторвал фиксатор клапана. С мясом…
Достал-таки. Ур-раа! Фу-уу… Дружный выдох всего взвода. Размахивается, размахивается… Чеку-то… Не «вырвал»!
Рука в мощном замахе отходит назад. За голову. Дальше, дальше… И тут… Слабенькие пальчики не выдерживают напряжения всех душевных сил. Раз-жи-ма-ют-ся. Высвободившаяся потенциальная энергия метательного снаряда переходит в кинетическую, и — полетел он. Полетел, полетел…
Только не в сторону окопов вероятного противника. А в противоположную. Совсем противо… Ту самую, где по-отделенно построенный взвод дожидается своей очереди.
И тридцать пар глаз — в одну точку. Летит. Лети-ит, зайчик наш. Деревянно-свинцовый муляж наступательной боевой гранаты РГД-5. И…
Тихо-тихо так на стрельбище. Жизнь остановилась. И — умерла.
Как вдруг…
— Взво-од… Ложи-ись!
Уже привыкшее к командам тело на автомате — к земле. Упали. Легли. Прижались…
Или нет. Прижаться ещё не успели, как где-то не очень далеко, позади взвода… Шмяк. Упало.
И почти сразу же за этим:
— Курсант… Курсант! КО МНЕ!
В общем, боевую Мишаня уже не бросал. Мухой переместился в оцепление. Там и простоял всё то время, пока взвод отрабатывал, а потом и выполнял.
Правда, своё законное — «три с двумя минусами» — получил. Ну, отход-подход к командиру он хоть на тройку-то, но выполнил?! Само упражнение — два балла. Ну, а среднее арифметическое по правилам округления… Законное «три».
Откуда только два минуса появились? Один, наверное, замок нарисовал. Второй, скорее всего, уже ротный добавил.
Глоссарий:
1 — дух — воин первого года службы. Тот, которому приказано — выжить!
2 — замок — заместитель командира взвода. Не лает, не кусает, но в увольнение не пускает.
3 — отличник боевой и политической подготовки — это кто-то другой, не Мишаня. Точно. И к бабке ходить не надо.
1972 год, училище, занятия по огневой, на всё классное отделение 5 РГД-5, жребий, выпало, в тире 50 метров до мишеней, бросали не ложась, дым-вонь-огонь, скоба лежала, как память, дома до переезда в 2018 году, пропала. Никто не ронял, не боялся из 110 курсантов (кому достались эти 25 гранат).
0 Ответить
Сергей Андреев, вот скоба в тире и могла в головушку или глаз отлететь.
А чего их бояться кидать в тире?
Ты брось на бегу вперёд, когда рекомендовано бежать , швырнуть гранату и наклонить лицо, голова в каске.
И то осколки, как считалось, могут попасть в шинель на излёте.
Мало приятного.
А у нас в Афгане были гранаты с войны. Их миллионы осталось на складах, и я не видел ни одной новой РГД со сглаженными краями.
А фронтовые давали осколки гораздо дальше, чем было положено и ранили солдат. Их в ВОВ и заменили на другие, что осколки давали ближе.
Думаю, первые гранаты не уничтожили. Война. Всегда могут пригодиться.
Вот запрещённое мастерство (в домашних условиях не повторять!) ; ) - бросить гранату с задержкой.
Тогда она рванёт в в воздухе над врагами и осыпет их очень колючим "дождичком".
А кое-кто кидал гранаты так далеко без задержки, что время взрыва наступало в воздухе. И они рвались. Особенно лимонки. У тех задержка секунды 3, но это дело опасное.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Из флотских хуже всего было тем, кто служил на берегу все три года и в море не выходил. У них на погонах была буква Ф.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ТРИ ГОДА!! Как много это казалось когда-то... В моё время три года служили уже только на флоте. И многие очень не хотели туда попасть из-за вот этого лишнего года.
Одноклассник как-то (уже не так давно) рассказывал, что когда к ним, в Бердичевской пересылке, пришли флотские "покупатели", он не долго думая махнул через забор и весь день бродил по городку. Только к вечеру тем же макаром вернулся обратно. К тому времени флотские уже отобрали всех, кого нужно, и отбыли по направлению на вокзал.
0 Ответить
Константин Кучер, 3 года - казалось много, а пролетали быстро. На флоте служили 4 года. Переход на 2-х годичну на суше и 3-х годичну на флоте произошел в 1968 году.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А в мое время на суше были "салаги" - 1 год службы, "старики" - 3 год службы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Бойцы вспоминают минувшие дни...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Ну, а как без этого, Марк?!
0 Ответить
Поделюсь своими воспоминаниями и ощущениями от общения с этим предметом. Мне, как танкисту, приходилось бросать её (РГДшку) из танка, а будучи на учениях в учебке - как пехотинцу во время атаки. И здесь был формализм в выполнении полнейший, как описано в статье.
Из танка мы бросали из люка заряжающего в сторону круга с 3-мя ростовыми мишениями. Получил команду, подготовил, открыл люк и выбросил. Потом думал, а механик-водитель тоже из люка заряжающего в бою будет бросать? А наши офицеры, кажется, не собирались, если что грудью на неё бросаться из-за нас. Сидели сверху за откинутой крышкой командирской башенки в готовности выпрыгнуть из танка.
Первое впечатление во время броска, что она начинает взрываться уже в руке. Вспышка с треском из запала. Оказалось, что во время отлёта планки капсюль внутри срабатывает так. Потом звон осколков по броне и всё.
0 Ответить
Спасибо, Ильгиз! Фраза "Потом думал, а механик-водитель тоже из люка заряжающего в бою будет бросать?" - просто потрясающая.
0 Ответить
Я о том случае сам читал тогда в газете. Это, конечно, чудо.
Рвануло бы, то и офицер вряд ли бы выжил. Если боекомплект жахнул, а он тут рядом всё равно. Но он не из-за этого вернулся. Сперва на автомате выскочил, а потом об экипаже мысль и он обратно. Тогда о замедлителе не говорили. Только о нескольких секундах. Но, может, журналисты не стали уточнять. Пусть не три - пять секунд было. Её же там надо найти ещё. Даже думать об этом страшновато.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
С гранатами столько происшествий. И вообще с оружием в армии.
Недавно Героя России получил п/полковник, что упал на выпавшую из рук солдата гранату. В бронике был, но все равно получил тяжелые ранения.
А из башни гранату кидают через люк. Вообще страшное дело.
Один офицер уронил и выскочил из люка. Вспомнил, что там же солдаты Обратно и успел выбросить гранату. А там лимонка, вроде, была.
И было это, насколько помню, в Афгане. Это же как он летал тот офицер-то? Пусть РГД даже. На секунду позже рвется. А он выпрыгнул на броню и обратно. Увидел гранату и выкинул, а иначе бы всем кранты.
Но унывать не надо. Надо учиться. И, как в статье - с весельем и отвагой.)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь, в запале может устанавливаться замедлитель. Такая тонкая свинцовая пластинка разной длинны. Ударник запала, под силой пружины режет этот замедлитель (какой длины замедлитель, столько времени и режет), как перерезал, ударник ударил по капсюлю-воспламенителю и... Взрыв.
Так что вполне могло быть именно так, как ты описал. Но всё равно, вернуться в "коробочку" после того, как вырвана чека... Думаю, не каждый смог бы так. НЕ КАЖДЫЙ!
0 Ответить
Константин Кучер, Константин Кучер, ты, наверное, говоришь о новой РГД, что у тебя на фото. Я таких ни разу в армии вообще не видел. "Партизанен" и нам, их сменявших в январе 1980 г. выдавались РГД старого образца, в форме банки от сгущёнки, уменьшенной до размера банки с сухпаем, даже ещё меньше. Она в кармане ватных штаншек или бушлата совсем не мешала. У тех никакого замедлителя я не вдел. Взрывались они секунды через 4. Взрыв капсюля слышен был, когда граната уже летела в воздухе, если бросать без замедления. Можно было, не боясь, бежать В СТОРОНУ ВЗРЫВА, если граната современная. Ведь могла попасть граната старого образца, что сняли с вооружения в ВОВ, т. к. она давала осколки такие, что они ранили солдата. Всё сберегли на складах. БТР старые, танки Т-54, Т-55, понятно, каких времён выпуска. 62-ку я вдел только в нашем батальоне, стояли по двум передним краям батальона без экипажей. Все прицелы закрыты на замки, но боекомплект снарядов полный. В 62-ом снаряды подавались уже автоматически. Поблизости танкового батальона не находилось. А ведь за кем-то целый танк был закреплён. Не знаю, откуда бы появились "три танкbста", начнись заварушка. Она и началась после меня. Батальон обстреляли реактивным снарядами из наверняка самодельной установки. Был бы танкисты, они бы сквозь оптику нашли стрелков и хорошенько бы вмазали по ним из танка, как это делалось на блокпостах в "аминовских" деревнях, не имеющих ещё такого названия (это о постах) и не огороженных кирпичным стенами, как делалось позже в Чечне. Едешь в кузове автомобиля с брезентом и вдруг выстрел. Сразу ответный с ближайшего поста с танком или зенитной установкой. Более того, танк заводили и он двигался в сторону стрелявшего, периодически постреливая в его сторону осколочными снарядами. По домам не стреляли. Стрелки поэтому стрелял из-за дувала, чтоб не снесли жилище.
0 Ответить