Константин Кучер Грандмастер

Как правильно бросать боевую наступательную гранату РГД-5? Армейские байки

Курс молодого бойца к завершению подходил. Ещё немного, ещё чуть-чуть и… Всё, что положено духу (1), знать будем. А пока — так, только частичка какая-то. Для того, чтобы багаж знаний пополнить и навыки новые приобрести — выдвигаемся на стрельбище.

zimand , Shutterstock.com

Прибежали. Отдышались. Проверили наличие людей, вооружения, амуниции. Поправили её, родимую. Переместили на положенные места всё то, что в процессе передвижения переползло совсем не туда, где быть должно. Построились повзводно. Деревянные зелёные ящики, что с собой, руки оттянув, притащили, с правого фланга каждого взвода поставили.

— Рота-а… Равняя-айсь! Смирно-о. Заместителям командиров взводов приступить к занятиям по огневой подготовке.

И уже замок (2):

— Взво-од… Вольно. Тема занятия — отработка навыков метания боевой наступательной гранаты РГД-5. Порядок отработки. Сначала — на учебной гранате…

Ага. Вот она. Деревянный цилиндрический брусок сантиметров на пятнадцать, обитый, для утяжеления, по всей боковой, округлой поверхности свинцовой пластиной.

— Очередной курсант подходит с докладом ко мне: «Курсант Пупкин прибыл для выполнения упражнения по метанию боевой наступательной гранаты РГД-5». Получает учебную гранату. Кладёт её в подсумок. После чего докладывает: «Курсант Пупкин к выполнению упражнения готов». По моей команде… Все слышали? По моей команде — «Приступить к выполнению» — курсант бегом начинает выдвижение к рубежу броска.

Кирпичную стенку впереди — все видят? Слепых, незрячих, увечных в строю нет? Нет?! Ответа — не слышу!

Что, взвод сегодня без каши остался? А если поели, так что так слабо? Рот на ширину приклада не открыть? Заржавело?!

Слепых, незрячих… Ну, слава всем святым и апостолам вместе взятым! Увидели. Ответили.

Кирпичная стенка — рубеж броска. Бегом… Атака, противник не спит и даже не дремлет, встречает вас горячо и радушно. Огнём из всех видов стрелкового оружия.

Бегом выдвигаетесь к рубежу броска. На ходу расстёгиваете подсумок, достаёте правой рукой гранату. Левой у рубежа имитируете выдёргивание чеки…

Рамахиваетесь и изо всей дури, что есть… А её, чувствую, воины, у вас ещё хватает. Изо всей дури бросаете гранату вперёд. Во-он туда. За кирпичной стенкой — видите? Впереди, метрах в тридцати — канава. Увидели? Это — окоп вероятного противника. Задача — добросить до него.

Только не выпячивайте зенки и не смотрите, куда она, дорогая наша, упала. Вы же не в голову конкретного врага попасть должны, а добросить. До-бро-сить.

Все поняли? А раз поняли, то бросили и упали за кирпичную стенку. Чтобы осколки гранаты — не в вас. Во врага. Упали и умерли. Секунд на 15. Умираете и считаете — раз, два… И… До пятнадцати все считать умеете? Ну, прямо не взвод воинов, а какая-то академия математических наук…

Досчитали, встали, привели в порядок амуницию, подсумок застегнули и ко мне. Бегом. За три шага перешли на строевой, доложили — «Курсант Пупкин выполнение упражнения завершил!»

Выслушали замечания, получили оценку и — в строй.

Внимание! Оценка итоговая, как среднее от суммы промежуточных. Оценка за подход к командиру, выполнение упражнения и завершающий доклад. За подход — пять баллов. Завершающий доклад — пять. Упражнение — два. Всего — двенадцать балов. Итоговая оценка выходит…

Ну, математики… Правильно. Четыре.

Вопросы есть? Тоже правильно. Вопросов нет.

По окончанию навыков метания учебной гранаты — перерыв на получение взводом боевой гранаты РГД-5, после чего — выполнение упражнения.

Взво-од… По отделениям — станови-ись.

Отделения — рассчитайсь!

Первое отделение, в порядке номеров к отработке навыков метания учебной гранаты приступить!

 — Курсант… Готов!

 — Приступить!

Пошёл первый. Второй. И… Самый главный курсант взвода, тот, о котором весь учебный батальон уже знает по разводу караула, выдвигается на рубеж:

— Курсант Левич… Готов!

Ага, получил болванку. Засунул в подсумок. Застегнул. Побежал, побежал отличник наш. Боевой и политической (3). Только что-то подсумок у него не расстёгивается…

Добежал до рубежа. Не расстёгивается! Остановился, наклонился к подсумку. Двумя руками уже клапан подсумка на себя рвёт. Всё… Оторвал фиксатор клапана. С мясом…

Достал-таки. Ур-раа! Фу-уу… Дружный выдох всего взвода. Размахивается, размахивается… Чеку-то… Не «вырвал»!

Рука в мощном замахе отходит назад. За голову. Дальше, дальше… И тут… Слабенькие пальчики не выдерживают напряжения всех душевных сил. Раз-жи-ма-ют-ся. Высвободившаяся потенциальная энергия метательного снаряда переходит в кинетическую, и — полетел он. Полетел, полетел…

Только не в сторону окопов вероятного противника. А в противоположную. Совсем противо… Ту самую, где по-отделенно построенный взвод дожидается своей очереди.

И тридцать пар глаз — в одну точку. Летит. Лети-ит, зайчик наш. Деревянно-свинцовый муляж наступательной боевой гранаты РГД-5. И…

Тихо-тихо так на стрельбище. Жизнь остановилась. И — умерла.

Как вдруг…

— Взво-од… Ложи-ись!

Уже привыкшее к командам тело на автомате — к земле. Упали. Легли. Прижались…

Или нет. Прижаться ещё не успели, как где-то не очень далеко, позади взвода… Шмяк. Упало.

И почти сразу же за этим:

— Курсант… Курсант! КО МНЕ!

В общем, боевую Мишаня уже не бросал. Мухой переместился в оцепление. Там и простоял всё то время, пока взвод отрабатывал, а потом и выполнял.

Правда, своё законное — «три с двумя минусами» — получил. Ну, отход-подход к командиру он хоть на тройку-то, но выполнил?! Само упражнение — два балла. Ну, а среднее арифметическое по правилам округления… Законное «три».

Откуда только два минуса появились? Один, наверное, замок нарисовал. Второй, скорее всего, уже ротный добавил.

Глоссарий:

1 — дух — воин первого года службы. Тот, которому приказано — выжить!

2 — замок — заместитель командира взвода. Не лает, не кусает, но в увольнение не пускает.

3 — отличник боевой и политической подготовки — это кто-то другой, не Мишаня. Точно. И к бабке ходить не надо.

Статья размещена на сайте 1.12.2014

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Из флотских хуже всего было тем, кто служил на берегу все три года и в море не выходил. У них на погонах была буква Ф.

    Оценка статьи: 5

  • ТРИ ГОДА!! Как много это казалось когда-то... В моё время три года служили уже только на флоте. И многие очень не хотели туда попасть из-за вот этого лишнего года.
    Одноклассник как-то (уже не так давно) рассказывал, что когда к ним, в Бердичевской пересылке, пришли флотские "покупатели", он не долго думая махнул через забор и весь день бродил по городку. Только к вечеру тем же макаром вернулся обратно. К тому времени флотские уже отобрали всех, кого нужно, и отбыли по направлению на вокзал.

    • Константин Кучер, 3 года - казалось много, а пролетали быстро. На флоте служили 4 года. Переход на 2-х годичну на суше и 3-х годичну на флоте произошел в 1968 году.

      Оценка статьи: 5

  • А в мое время на суше были "салаги" - 1 год службы, "старики" - 3 год службы.

    Оценка статьи: 5

  • Бойцы вспоминают минувшие дни...

    Оценка статьи: 5

  • Поделюсь своими воспоминаниями и ощущениями от общения с этим предметом. Мне, как танкисту, приходилось бросать её (РГДшку) из танка, а будучи на учениях в учебке - как пехотинцу во время атаки. И здесь был формализм в выполнении полнейший, как описано в статье.
    Из танка мы бросали из люка заряжающего в сторону круга с 3-мя ростовыми мишениями. Получил команду, подготовил, открыл люк и выбросил. Потом думал, а механик-водитель тоже из люка заряжающего в бою будет бросать? А наши офицеры, кажется, не собирались, если что грудью на неё бросаться из-за нас. Сидели сверху за откинутой крышкой командирской башенки в готовности выпрыгнуть из танка.
    Первое впечатление во время броска, что она начинает взрываться уже в руке. Вспышка с треском из запала. Оказалось, что во время отлёта планки капсюль внутри срабатывает так. Потом звон осколков по броне и всё.

  • Я о том случае сам читал тогда в газете. Это, конечно, чудо.
    Рвануло бы, то и офицер вряд ли бы выжил. Если боекомплект жахнул, а он тут рядом всё равно. Но он не из-за этого вернулся. Сперва на автомате выскочил, а потом об экипаже мысль и он обратно. Тогда о замедлителе не говорили. Только о нескольких секундах. Но, может, журналисты не стали уточнять. Пусть не три - пять секунд было. Её же там надо найти ещё. Даже думать об этом страшновато.

    Оценка статьи: 5

  • С гранатами столько происшествий. И вообще с оружием в армии.
    Недавно Героя России получил п/полковник, что упал на выпавшую из рук солдата гранату. В бронике был, но все равно получил тяжелые ранения.
    А из башни гранату кидают через люк. Вообще страшное дело.
    Один офицер уронил и выскочил из люка. Вспомнил, что там же солдаты Обратно и успел выбросить гранату. А там лимонка, вроде, была.
    И было это, насколько помню, в Афгане. Это же как он летал тот офицер-то? Пусть РГД даже. На секунду позже рвется. А он выпрыгнул на броню и обратно. Увидел гранату и выкинул, а иначе бы всем кранты.
    Но унывать не надо. Надо учиться. И, как в статье - с весельем и отвагой.)

    Оценка статьи: 5

    • Игорь, в запале может устанавливаться замедлитель. Такая тонкая свинцовая пластинка разной длинны. Ударник запала, под силой пружины режет этот замедлитель (какой длины замедлитель, столько времени и режет), как перерезал, ударник ударил по капсюлю-воспламенителю и... Взрыв.
      Так что вполне могло быть именно так, как ты описал. Но всё равно, вернуться в "коробочку" после того, как вырвана чека... Думаю, не каждый смог бы так. НЕ КАЖДЫЙ!