• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Игорь Корсар Мастер

Забудем ли мы таблицу умножения?

— Петров, так сколько будет семью восемь?
Мальчик цепляется своими маленькими глазенками за вторую парту третьего ряда. Он даже не дышит, стараясь что-то рассмотреть.
 — Итак, семью восемь? — монотонно продолжает учительница.
 — Пять… десят…
 — Хорошо, продолжай.
 — Восемь… Пятьдесят восемь! — облегченно восклицает Петров.
Учительница тяжело качает головой…

Фото: kornnphoto, Shutterstock.com

Перемена

Маленький щупленький Петров с кулаками наступает на толстого одноклассника. Тот испуганно пятится к окну.
 — Ты что мне показал? — шипит обиженный.
 — Калькулятор барахлит, — пытается оправдаться припертый к подоконнику. — У меня цифра «шесть» похожа на «восемь»…

Калькуляторы

Когда их не было, ничего не оставалось, как считать устно или, если это возможно, в «столбик» на бумажке. Продавцы обычно использовали счеты. Я так из школьных уроков и не понял, как счеты могут ускорить процесс. Впоследствии компьютер показался мне гораздо удобней и проще. Продавца со счетами сейчас почти не встретишь. У всех калькуляторы — и в мобильных телефонах, и в любой вычислительной технике.

Даже простейшие действия люди стараются произвести на них. Чем больше ими пользуешься, тем труднее собрать мысли для элементарного устного счета. Приказ передается не в голову, а в пальцы, которые готовы быстро найти нужную клавишу и задать соответствующее арифметическое действие. «Ввод» — и все готово — на экране нужная сумма. Нет необходимости напрягать мозги и думать, ошибся или не ошибся.

Раньше очень ценились личности, умеющие произвести быстрые вычисления в голове. Этот полезный навык ускорял их работу, ориентацию в числах, особенно в бухгалтерских. Сейчас все свел на «нет» калькулятор или компьютер, если вычисления достаточно сложные. Программа за секунды отыщет все нужные данные, произведет действия над ними, да еще и выдаст красивую распечатку.

Забудем ли мы таблицу умножения?
Фото: Depositphotos

Так спрашивается, зачем изучать деление в столбик и извлечение квадратного корня? Не проще ли оставить эти знания профессиональным математикам? Все равно мы можем с помощью авторучки посчитать далеко не все. В двенадцатую степень мы число вряд ли возведем, а уж корень из нее не вычислим и подавно. Не пользуемся же мы в повседневной жизни рядами Фурье и наследием Галеркина! И раз считать в столбик не надо, то зачем тратить время на таблицу умножения? Возмущенный читатель, возможно, вспылит: «Как же так? Это основа основ! Без нее никуда».

Не волнуйтесь, я и сам так считаю. Во всяком случае, делать выводы еще рано. Но будущее с неимоверной быстротой наваливается своей всемогущей техникой. Можно многое выучить и хорошо знать, но никогда в жизни не применять. Не будет надобности. Даже таблица умножения, как и многие основы арифметики, может стать архивным материалом в самых отдаленных закоулках памяти. Мы же не изучаем отжившие свой век технологии прошлого. Некоторые из них даже безвозвратно потеряны.

А, вообще, какую часть полученных в школе и в институте знаний мы используем? Вы задумывались? Мизерную. А зачем нам остальное? Для общего развития? Знать, где и что лежит, и что такое вообще существует? Резонно.

Одно ясно: счет в столбик сейчас не актуален. Почти всегда под рукой есть вычислительные средства. А устный?

Устный счет

Н. П. Богданов-Бельский, «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского», 1895 г.
Н. П. Богданов-Бельский, «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского», 1895 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Он делится на две категории: точный и прикидочный (примерный). Точный — уже точно изжил себя. Разве что есть у кого-то хобби потренировать мозги. Прикидочный — другое дело. Часто необходимо быстро оценить свои возможности при серьезной покупке или в деловом разговоре. Что затратишь, что уйдет в налоги и, наконец, какова чистая прибыль. Точности тут не надо. Грубая, приблизительная оценка — и ясно, как вести дела дальше. Тут как раз помогут и арифметика, и таблица умножения.

В институте наш преподаватель математики обладал способностью быстро прикидывать результат в сложнейших примерах. На доске изображен многочлен, каждый элемент которого имеет и числитель, и знаменатель. Те, в свою очередь, испещрены дробями, квадратными и кубическими корнями. Лектор, ничуть не напрягаясь, грубо подсчитывал результат, где округляя, где откидывая дробную часть. Однокурсники заметили, что число, полученное таким способом, всегда сходилось с ответом с точностью до единицы.
Правда, и примерный расчет тоже можно сделать с помощью калькулятора.

Что же все-таки дальше?

Ничего страшного. Все решится естественным путем. Будет необходимость, посчитаем и в столбик. Но сомневаюсь, что будет, — почти всегда рядом калькулятор. Если нет, то мобильный телефон наверняка присутствует. Подойдет и ноутбук. Зачем, спрашивается, голова при такой технике? Но таблицу умножения мы, конечно, вряд ли забудем.

Все решится естественным путем
Все решится естественным путем
Фото: Depositphotos

Заканчиваю очередную статью. Три страницы. Своего принтера нет. Иду в ближайший интернет-клуб и подаю флэшку. Стоимость одного листа — сорок копеек.

 — Мне два экземпляра, — говорю девушке. Та отработанным движением берет калькулятор и вводит «шесть умножить на четыре». — С вас… — она надевает очки. — Два сорок!..

Статья опубликована в выпуске 30.06.2010
Обновлено 17.04.2022

Комментарии (64):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да, уж! Проблема….

    • ПРИЗЫВ
    Учите таблицу умножения, а то разбудят вас посреди ночи, а вам и сказать нечего.

    • НАБЛЮДЕНИЕ
    — Это для вас таблица умножения, а для культуристов это задачник по математике!

    • ШКОЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
    — Не подскажешь: дважды два — не четыре ли?
    — Нет. Таблицу умножения стырили...

    • ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
    Чтобы уснуть, мысленно повторяю таблицу умножения - обычно на шестью шесть засыпаю. А сегодня дошел до семью девять и завис... Пришлось вставать и брать калькулятор...

    • УЧЕНЫЕ ЗАМЕТКИ
    Приснилась как-то Менделееву таблица умножения.
    "Что за тупые подколы?" - подумал учёный.

    • ДОМАШНЯЯ ПЕДАГОГИКА
    Сын ни в какую не хотел учить таблицу умножения. Я пошёл на крайние меры. Повесил её на дверь в туалете. Неделя - и готово!

    Оценка статьи: 5

  • Интересная информация к размышлению!

    Оценка статьи: 5

  • Полностью с Вами согласна.

    Оценка статьи: 5

  • Мне вообще кажется нереальным забыть таблицу умножения. Это, по-моему, то же самое, что забыть свое имя. А устный счет еще никому не вредил, наоборот желательно по возможности упражняться в нем!

  • Устно я считаю медленно, но мне тоже не очень нравится, если при простом арифметическом действии продавцы берутся за калькулятор.

    Оценка статьи: 5

  • Я таблицу умножения знаю с 5-ти лет) И не забуду никогда. Чтобы не забывать с детьми нужно заниматься.

  • Надо освобождать мозг от лишнего напряжения, тренирую его в нужной области.

    Оценка статьи: 1

    • Алексей Иванов, тон текста не соответствует оценке: похоже на нонсенс. Этим уже во всю пользуются и "это правильно", как изрёк последний Генсек. Запоминать №№№ тел.? Считать, прикидывать в уме? Да я даже деНги не люблю считать. Счёт - слуга-холоп-обслуга генераторов идей.

      Оценка статьи: 5

  • Не потому ли ракетам топлива не доливают,что с таблицей умножения на "Вы".Хоть на калькуляторе считай хоть на мощнейшей ЭВМ,от ошибки не застрахован никто.Хоть умножай триллионы на милиарды,но ты должен знать последнюю ожидаемую цифру.И,если в конце множимого стоит 7,а множителя- 6,то в произведении ничего не может быть кроме 2.

  • Когда стоишь в очереди в кассу, всегда замечаешь, с каким образованием кассир-отличает работа интеллектуала от 2 классов церковно-приходской школы: двоих человек могут обслужить и за 2 мин и за 22! На математике весь мир построен, как ни крутите. Дискутировать не буду, кому интересно, отвечу в личке, приведу массу примеров.

  • Интересно. Судя по комментам, два года назад многие помнили таблицу, год назад - кое-кто помнил, сейчас - никому это не нужно... А с червячком-читателем - красиво!!

    Оценка статьи: 5

  • Я никогда не учила таблицу умножения. Еще до школы моя бабушка (учитель математики) научила меня в уме суммировать цифры - например 7*7 это 7 раз по 7 и т.д. Умение считать в уме тренирует счет и помогает ребенку образно представить числовой ряд.
    Смысла статьи не поняла. Можно не уметь считать, можно не уметь писать, да и без книг можно обойтись. Есть прекрасный пример - Эллочка-Людоедка.

    • Татьяна Черных, Таблицу умножения зубрить не надо – бесполезно. Объясняя ребенку таблицу умножения, надо просто объяснить сам принцип умножения. Ваша бабушка так и сделала. Это вам повезло, не у всех же есть такие мудрые бабушки. Поэтому таблицу умножения надо выучить, но обязательно с пояснением принципа. А вообще умственные действия, связанные, к примеру, с умножением чисел, заставляют образовываться новые нейронные связи в мозгу, что повышает интеллект, и облегчает жизнь, в конечном счете. Вот для этого в зрелом возрасте очень полезно считать в уме, решать математические задачки, не самые сложные, хотя бы из учебника 7-8 класса. А умственный счет в магазине вообще упрощает жизнь!

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 16 декабря 2011 в 05:27 отредактирован 16 декабря 2011 в 05:39 Сообщить модератору

    Вообще то таблицу умножения раньше учили во втором классе, а как сейчас?
    Несколько примеров из жизни:

    1. Молодая учительница в 1980, считая себя "проводником" НТР, потребовала от родителей во 2-м классе к 3-ей четверти приобрести калькулятор. В те годы такая игрушка стояла в пределах средней зарплаты. Родители добились её увольнения, а их дети и сегодня спокойно считают в уме. Ученики другой школы, куда ушла эта учительницы, при умножении в уме 70 на 3 получали 220, а 6 на 80 имели 680 (не анекдот, а фактический случай).
    2. Выпускник Горного института не знает как без калькулятора разделить 2,8 на 4. 28 на 4 знает, а 2,8 - нет
    3. Выпускник Вуза, назначеный прорабом, не может столбиком посчитать рабочему, причитающуюся зарплату из нескольких составляющих. Под тысячей первой составляющей, ниже приписывает сотню второй составляющей и т.д, а потом удивляется, что много получается.
    4. кассир около 5 минут считала на бумажке сколько составляет разность между 325 и 235 рублями.
    5 Выпускник Горного не может сосчитать объем цилиндра - не знает чему равно число "пи"

    Оценка статьи: 5

  • Остается вопрос. кто будет знать математику, если никто ее не будет учить в школе за ненадобностью, начиная с таблицы умножения(основ) Тем более сложные математические законы.И к концу столетия вернемся в пещеры, потому как те кто знал математику вымрут, а новые не будут ее знать и соответственно, производить технику, в том числе вычислительную,не смогут.Утрирую, конечно, но мне не пригодилось умение спать в пеленках, хотя мама меня честно пеленала. И много чего еще не пригодилось.А вот знание таблицы умножения не раз выручало.

  • "Это я сказала,это я прЯдупредила", а о логарифмической линейке забыла. А ведь она была долгое время настольным калькулятором, на ней считали ядерную бомбу и многое полезное другое. Я помню, какой фурор произвёл своей линейкой наш однокашник по вечернему отделению, когда в магазине начал лихо проверять на линейке продавца водки.

    Оценка статьи: 5

  • Вот так и деградируем.) Вместо самому подумать - заставляем думать технику. Вместо двигаться - технику. В некоторых случаях уже вместо дышать и кушать используем технику. Обидно.

  • Таблицу умножения, как и правила грамматики родного языка, в большей степени, чем множество других вещей, которые мы изучаем в школе и институте, - знать должен каждый. Некоторые гуманитарии и другие троечники по арифметике в реальной жизни так или иначе сталкиваются с проблемой устного счета не реже, чем с необходимостью что-то написать от руки. Так же, как грамматические ошибки, например, в резюме могут негативно отразиться на будущем трудоустройстве человека, неспособность быстро что-то подсчитать в уме может обернуться для него потерями иного рода.

    Калькулятор (как и счеты) должен лишь помогать при выполнении сравнительно сложных расчетов, проводимых, как правило, в благоприятных условиях, а компьютер предназначен для автоматизации рутинных вычислений любой сложности. Только и всего...

  • В тему:
    -Привет, что делаешь?
    -Да вот, задачки решаю из журнала.
    -Ну ты даёшь! Не ожидал от тебя.
    -Чего не ожидал?
    -Что ты опустишься до задачек. Вроде умный ведь, а веришь во всякую ерунду.
    -Извини, не понимаю. Что ты называешь ерундой?
    -Да всю эту вашу математику. Ведь очевидно же, что фигня полная.
    -Как ты можешь так говорить? Математика - царица наук...
    -Вот только давай без этого пафоса, да? Математика - вообще не наука, а одно сплошное нагромождение дурацких законов и правил.
    -Что?!
    -Ой, ну не делай такие большие глаза, ты же сам знаешь, что я прав. Нет, я не спорю, таблица умножения - великая вещь, она сыграла немалую роль в становлении культуры и истории человечества. Но теперь-то это всё уже неактуально! читать дальше

    • Марианна Власова, с удовольствием прочитал показанный вами диалог: мне иногда приходится вести аналогичные дискуссии с моими бывшими друзьями - теперешними товарно-денежными "дистрибьюторами" и вполне обеспеченными людьми, в том числе - занимающими должности, от которых в определенной степени зависит финансирование науки. Действительно, "новый" Миша сегодня ни за что не поделится с Катей "своими" яблоками с тем, чтобы в будущем "И на Марсе яблони росли" (из песни) - ему лично и сегодня этих яблок достаточно!

  • Забудем ли мы таблицу умножения

    Забудем ли мы таблицу умножения?

    Легко. Стоит лишь очередному "государственному деятелю" решить поиметь денежек на очередной "революционной" реформе..

  • Пятью пять - двадцать пять,
    Пятью восемь - сорок,
    Шестью шесть - тридцать шесть,
    Дважды два - четыре!

    И господин коммерции советник вечно под нос таблицу умножения бубнил. А у английских рабочих она и так перед носом висела - нифига учить не надо.

  • Антон Попов Антон Попов Читатель 1 июля 2010 в 16:53 отредактирован 24 мая 2018 в 10:11 Сообщить модератору
    хах

    Продавщица повеселила

  • Каролина Динкелакер Каролина Динкелакер Читатель 1 июля 2010 в 14:43 отредактирован 1 июля 2010 в 14:50 Сообщить модератору

    Игорь Корсар, интересно бывает наблюдать реакцию продавца, когда говоришь ей сумму покупки у кассы, а она, посчитав после на калькуляторе, убеждается в её верности. Особенно нравится практиковаться в вычислении суммы взвешенного продукта. А проверять надо, потому как нередко обсчитывают или "округляют" в свою сторону.

    Оценка статьи: 5

  • Студаудитория:
    Профессор(П): Достаем тетради, записываем тему и вопросы контроля.
    - А калькулятором пользоваться можно?
    П.: Конечно, можно! Итак, тема - "Восстание рабов в Риме".

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Корсар, ради уточнения - таблицу умножения учат во втором классе.

  • Насчёт непрактичности не согласен. Способность считать отражает интеллект человека. Если голова человеку нужна не только для того чтобы в неё есть - то и счёт ему необходим. Мы же окружены цифрами. Да и обсчитать могут где угодно. Не будете же вы доставать в магазине калькулятор ))

    Оценка статьи: 4

    • Тимур Шакиров, "Способность считать отражает интеллект человека" ???
      Отлично считают люди страдающие аутизмом, однако интеллект у них....
      Вот задачка ставящая в тупик некоторых академиков
      " На полке стоит двухтомник Пушкина. Толщина каждого тома 24 мм, из них 2 мм толщина обложки.
      Какое расстояние прогрыз червь от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома?"

      • Игорь Абрамов, Интеллект сложная система, которой сложно подобрать определение. Я лично считаю, что интеллект - это прежде всего - способность абстрактно мыслить и помнить. В этом отношении у парня из "человека дождя" - всё в порядке. Но нарушены системы отвечающие за взаимодействие с внешним миром.
        А задачка нуждается в уточнении. Учитывать ли толщину внешней обложки? А если нет - то как червяк добрался до первой страницы? И как относительно друг друга расположены книги?

        Оценка статьи: 4

        • Тимур Шакиров, я просто оспорил Ваш тезис, что способность считать отражает интеллект человека.
          Могу еще привести примеры: "Иоганн Дизе (1824-1861 гг.) из Гамбурга в реальной жизни слыл человеком недалеким, а ля Иванушка Дурачок, однако это не помешало ему остановить просто феноменальное достижение: он перемножил в уме два стозначных(!) числа, затратив на вычисления 8 часов и 45 минут!
          Другой человек-счетчик наоборот был довольно известен - это американский астроном Т.Х.Саффорд (1836-1901 гг.). В возрасте десяти лет ему удалось правильно перемножить два 15-значных числа, получив при этом 36-значный ответ!"
          Устный счет ребенка в какой-то мере "тренирует" мозг, как и заучивание стихов, пересказ прочитанной книги тренирует память.
          А в условии задачи все сказано, исходите из тех условий, что есть.
          Аналогично, как из шести спичек построить четыре треугольника?

          • Игорь Абрамов, Вы говорите об исключениях, они всегда есть. Но не думаю что на их основе стоит выявлять закономерности.
            Для того чтобы перемножить в уме хотя бы двух, трёхзначные чила - нужно обладать способностью держать в уме несколько чисел, знать таблицу умножения и приёмы быстрого счёта. При этом развивается и память, и логика и абстрактное мышление. И даже воображение - числа ведь нужно как то представлять. Я например представляю их в виде камней для го или тайлов для маджонга.
            А в задачке, в зависимости от уточнений, может быть масса ответов. Может червь прогрыз только обложки (4 мм), может прошёл через обе книги (44), может он двигался по прямой, а может и нет. Может между этими книгами были другие книги. Может они были и вовсе в разных комнатах - и червяку пришлось совершить неслабое путешествие.
            Так и про спички - можно ли ломать и расщеплять спички, должны ли треугольники состоять из спичек, или можно просто нарисовать ими сколько треугольников на песке, например.
            Я, как программист, привык максимально всё уточнять ))

            Оценка статьи: 4

            • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 2 июля 2010 в 13:13 отредактирован 2 июля 2010 в 13:14 Сообщить модератору

              Тимур Шакиров, "Я, как программист, привык максимально всё уточнять " Не надо все в жизни уточнять. Смотрите на вещи просто. Марианна Вам ответила.
              А вот со спичками чуть сложнее. Отвлекитесь от плоскости и "включите" пространственное воображение. Постройте пирамиду. Четыре треугольные грани и шесть спичем.
              У меня сосед - "дитя пьяных родителей" - ему сорок лет, уровень развития на уровне ребенка. Прилично считает, сдачу в магазине знает точно, а вот писАть не умеет, на уровне дошкольника.
              Т.е. умение выразить свои мысли через письмо зависит от интеллекта в широком понимании этого слова, а счет зависит от интеллекта в значительно меньшей степени.
              Разговор отклонился от темы. С уважением.

              • Ну уточнения для меня - аналог упрощения. Упрощать сложно, усложнять - легко. Звезда давида вроде как тоже не противоречит условиям.
                Если интеллект сравнить с компьютером, то ваш сосед - заглючивший комп. Он хорошо считает, но постоянно выдаёт непонятные сообщения и притормаживает. Но это ведь не значит, что качество компьютера не зависит от мощности процессора )) Есть сотни видов интеллекта. Если какие то из них отстают, это не значит что от остальных никакого толку.

                Оценка статьи: 4

                • Тимур Шакиров, а я вот, читая Вас, вспоминаю вот об этом:
                  Rimfa:
                  Мальчик упал с четырёх ступенек и сломал ногу. Сколько ног сломает мальчик, если упадёт с сорока ступенек?
                  AzazeLHAck:
                  Ответ не может быть однозначным
                  Rimfa:
                  В смысле?
                  AzazeLHAck:
                  1) Мы не знаем, кому он сломал ногу.
                  2) Не факт, что за каждые 4 ступеньки он будет и далее ломать одну ногу (будь то себе, или кому-либо).
                  3) Если ноги всё же его, то после первых восьми ступенек ноги кончатся, и он начнёт ломать всё остальное и к концу сломаны будут даже уши.
                  4) Важен размер тех сорока ступенек. Если масштаб 1:10, то он по-прежнему сломает одну ногу.
                  5) Если учесть теорию вероятности, то сломаться могут ступеньки, а не ноги.
                  6) Гравитация и сила трения...
                  Сложная задача.
                  Rimfa:
                  ОДНУ ОН СЛОМАЕТ! ПЕРВАЯ УЖЕ СЛОМАНА НА ЧЕТЫРЁХ СТУПЕНЬКАХ!!!
                  Rimfa:
                  ТЫ СЛОЖНЫЙ , А НЕ ЗАДАЧА!!! КОМПЬЮТЕРА КУСОК !!!
                  (Мне вот единственно кажется сомнительным предположение, что после восьми ступенек мальчик, помимо ног, начнет ломать все подряд.) Однако мне, признаться, такая вариативность мышления нравится. Говорит о хороших творческих способностях человека.

                • читать дальше →

  • Я по математике всегда в школе отставала (гуманитарий). Но часто ловлю себя на том, что "чувствую" приблизительный размер итоговой суммы и, когда на рынке я точно знаю, что кило черешен, два помидора и лимон "влезут" в некую сумму, а мне озвучивают втрое выше, то напрягаюсь и прошу пересчитать -- на моё выходит.
    Но "рыночная математика" -- это совсем особый случай! Там округления суммы особенные ;)

    Оценка статьи: 5

    • Ксения Печий, я тоже в общем-то гуманитарий. Но по устному счёту ниже пятёрки оценок не получал. Почему - не знаю. Математик из меня не ахти какой выдающийся, хотя разные уравнения мне довольно легко давались. Но сейчас я уже ничего не помню. А считаю до сих пор без калькулятора. Читали, кстати, рассказ Азимова "Чувство силы"?

      • Денис Леонтьев, я читала Азимова но уже ничего из него не помню...
        А по математике у меня всегда была беда. Если геометрию я сама на 4 вытягивала, то по алгебре мне тройку из жалости ставили. Равно как и по физике. Химия была на пять! Биологию обожала. География давалась.
        Но вот что странно: считать в магазине мне стало легче после родов, хотя считается, что после родов память у женщин ухудшается.

        Оценка статьи: 5

        • Ксения Печий, там, в рассказе, речь идёт о военных - в далёком будущем им пришлось заново осваивать уже давно забытый людьми устный счёт, потому что в условиях боя слишком долго было по клавишам стукать. Да и клавиатура для кабины боевой ракеты довольно громоздка. В итоге они дотумкали даже в ракетной артиллерии вместо электроники в каждую ракету сажать троих-четверых смертников, которые ракету направляли, по бумажке рассчитывая курс - так выходило дешевле. Младший техник, заново открывший для человечества устный счёт, ужаснулся, что он натворил, и покончил с собой. Но глава вычислительного центра подумал: "Не беда, зато мы все теперь можем считать - и это наша сила!"
          А ещё в "Небесном замке Лапута" капитан пиратского галеона мадам Дора рассчитывала курс на счётах. Буквально минута ей потребовалась, чтобы сообразить, какой поймать ветер, который помог бы ей нагнать военный крейсер, идущий на всех парах.

  • Игорь Корсар, а как жалко выглядят особи, когда техники рядом нет, считать надо, а по устному счету в школе был неуд.
    Счеты моментальной скорости, конечно, не давали (хотя при определенных навыках еще вопрос), но зато позволяли "запоминать" предыдущие суммы. В частности продавцу, когда Вы покупаете несколько разных вида товара. Или бухгалтеру при выведении общей суммы.

    Оценка статьи: 5

  • Не знаю. Я счётами и сейчас пользуюсь. Штука практичнее любого калькулятора.

    • Денис Леонтьев, "Это я сказала, это я прЯдупредила", а о логарифмической линейке...забыла. А ведь она долгое время была настольным калькулятором в самых секретных КБ, по ней считали и атомную бомбу и много других интересных вещей. Вам, как историку техники, это не новость.
      Я помню, какой фурор произвёл наш однокашник по вечернему отделению, когда начал проверять продавца водки по линейке.

      Оценка статьи: 5